Устройство сигнализации оптимальных оборотов двигателя транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к автомобильной электронике. Цель изобретения - повышение точности сигнализации . Устройство содержит датчик 1 оборотов двигателя, датчик 6 нагрузки двигателя и датчик 7 теплового режима двигателя, подключенные к блоку 4 сравнения, а также датчик 2 частоты вращения вала трансмиссии и датчик 5 теплового режима трансмиссии, подключенные к блоку 3 сравнения. Выходы блоков 3 и 4 -подключены к входам блока 18 индикадии, а также че- . рез элементы ИСКШОЧАЩЕЕ ИЛИ 39-43 блока 18 к входу блока 44 звуковой сигнализации. При оптимальных зависимостях между частотой вращения вала трансмиссии и уровнем порога включения соответствующей передачи, а также между оборотами -двигателя и его загрузкой включается определенное число индикаторов 24-28 и 34-38 блока 18 соответственно для каждой передачи трансмиссии, а сигнализатор 47 отключен, что свидетельствует об с S л ф X KOiutxmty JK 4i

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (191 (11) 2 76 А1 (5D4 В 60 9 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbITHA

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3917520/27-11 (22) 14.06.85 (46) 30.12.87. Бюл, Ф 48 (75) Н.Л. Егин и И.Л. Сафронов (53) 621.316(088.8) (56) Патент ФРГ Ф 3226829, кл. В 60 Я 9/00, 1984..(54) УСТРОЙСТВО СИГНАЛИЗАЦИИ ОПТИMAJIbHbE ОБОРОТОВ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТ.

НОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к автомобильной электронике. Цель изобретения — повьппение точности сигнализации. Устройство содержит датчик 1 оборотов двигателя, датчик 6 нагрузки двигателя и датчик 7 теплового режима двигателя, подключенные к блоку 4 сравнения, а также датчик 2 частоты вращения-вала трансмиссии и датчик 5 теплового режима трансмиссии, . подключенные к блоку 3 сравнения.

Выходы блоков 3 и 4 .подключены к входам блока 18 индикации, а также через элементы ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 39-43 блока 18 к входу блока 44 звуковой сигнализации. При оптимальных зависимостях между частотой вращения вала трансмиссии и уровнем порога включения соответствующей передачи, а также между оборотами-двигателя и его загрузкой включается определенное число индикаторов 24-28 и 34-38 блока 18 соответственно для каждой передачи трансмиссии, а сигнализатор 47 отключен, что.свидетельствует об

1362676 оптимальном управлении транспортным но и срабатывает сигнализатор 47, средством. При нарушении оптимально- что позволяет водителю поддерживать

ro режима управления число включен- оптимальный режим управления транных индикаторов 24-28 и 34-38 не рав- спортным средством. 1 ил.

Изобретение относится к автомобильной электронике, а именно к устройствам сигнализации оптимальных оборотов двигателя транспортного средства.

Целью изобретения является повышение точности сигнализации, На чертеже показана принципиальная схема предлагаемого устройства. (10

Устройство содержит датчик 1 оборотов двигателя и датчик 2 частоты вращения вала трансмиссии, подключенные к блоку выявления оптимального

I 1г режима движения, выполненного в виде блоков 3 и 4 сравнения. К входам блока З.подключен датчик 2 и датчик 5 теплового режима трансмиссии, а к входам блока 4 — соответственно датчик 1 и объединенные по входу датчик

6 нагрузки двигателя и датчик 7 теплового режима двигателя. Каждый из блоков 3 и 4 выполнен на параллельно соединенных пороговых элементах 8-12., 25 первые и соответственно вторые входы которых объединены непосредственно и через резисторы 13-17 и являются входами блоков 3 и 4, выходами которых являются выходы пороговых элементов 8-12, подключенные к входам блока 18 индикации. Выходы блока 3 через токоограничивающие резисторы

19-23 подключены к индикаторам 24-28, а выходы блока 4 через токоограничивающие резисторы 29-33 — к индика- 35 торам 34-38. Выходные сигналы ророговых элементов 8-12 блоков 3 и 4 через резисторы 19-23 и 29-33 соответственно поступают на входы логических элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 4О

39-43, выходы которых объединены и подключены к входу блока 44 звуковой сигнализации, состоящего из последовательно соединенных элементов ИЛИ 45, усилителя 46 и звукового сигнализато- 45 ра 47.

Датчик 1 оборотов двигателя содержит контакты 48 прерывателя и подключен к входу блока 4 через формирователь 49 сигнала. Датчик 7 установлен в картере двигателя, а датчик

6 выполнен на потенциометре, кинематически связанном с мембраной 50 вакуумного регулятора, подключенного к коллектору двигателя. Датчик 2, выполненный на постоянных магнитах

51 и обмотке 52, расположен на фланце заднего моста и подключен к входу блока 3 через формирователь 53 сигнала. Датчик 5 выполнен на терморезисторах, установленных соответственно в картере коробки передач и картере заднего моста, в цепь питания которых включен резистор 54.

Устройство работает следующим образом.

Пороги срабатывания элементов

8-12 установлены с помощью резисторов 13-17 блока 4 в соответствии с оптимальной зависимостью между оборотами двигателя при его нормальной температуре и допустимой нагрузкой на двигатель для каждой из передач трансмиссии. В блоке -4 сравнения срабатывают только те из пороговых элементов 8-12, для которых сов- . рали уровни значений оборотов двигателя с уровнем нагрузки на двигатель, в результате чего на выходе указанных элементов образуется положительный уровень, который поступает на индикаторы 34-38 и на входы элементов 39-43. Включение индикатора 34, например, означает соответствие нагрузки на двигатель и его оборотов на первой передаче трансмиссии, а включение всех индикаторов 34-38 на пятой передаче.

Аналогично в блоке 3 происходит сравнение уровней частоты вращения вала трансмиссии с уровнем сигнала датчика 5 теплового режима трансмис1362676

Таким образом, при всех режимах . движения любые отклонения от оптимального управления вызывают изменения выходных сигналов блоков 3 и 4, поступающих на блок 18, При этом любые отклонения от оптимального управления вызывают несоответствие числа включенных индикаторов 24-28 числу включенных индикаторов 34-38.

Это несоответствие сопровождается

35 подачей на входы одного или нескольких элементов 39-43 одновременно сигналов логического "0" и логической "1", что приводит к формированию

4 на их выходах напряжения логической

"1", которое вызывает срабатывание блока 44, Сигнал сигнализатора 47 дополнительно подтверждает о нарушении водителем оптимального управления.. Для ликвидации указанного

45 нарушения водитель действует в соответствии с показаниями блока 18, изменяя обороты двигателя, или устанавливает другую передачу в трансмиссии. При этом, если включено

50 . больше индикаторов 34-38, чем индикаторов 24-28, то, следовательно, обороты двигателя завышены,, поэтому

1 водителю необходимо снизить обороты двигателя дросселем или включить более высокую передачу в трансмиссии.

Если индикаторов 34-38 включено мень" ше, чем индикаторов 24-28, то обороты двигателя занижены, поэтому водисии для каждой передачи. При совпадении уровней значений частоты вращения нала трансмиссии с уровнем порога включения соответствующей передачи в трансмиссии загораются соответствующие из индикаторов 2428 блока 18 индикации.

При выполнении водителем оптимального режима движения на любой передаче число включенных индикаторов

24-28 будет равно числу включенных индикаторов 34-38, что является критерием оптимального управления и визуального контроля для водителя.

При выполнении оптимального режима на каждые входы элементов 39-43 поступают сигналы уровня логической

"1", сигналы уровня логического "О" одновременно, и на их выходах формируется сигнал логического "О", который не вызывает срабатывания блока

44 звуковой сигнализации. Сигнал сигнализатора 47 отсутствует, чем подтверждается оптимальное управление. . В режиме движения транспортного средства, когда температура двигателя и узлов трансмиссии ниже нормального значения из-за потерь мощности двигателя на вязкое трение масла в указанных узлах и изменений зазоров между сопряженными деталями, оптимальная зависимость между частотой вращения вала трансмиссии и передаточным отношением в трансмиссии должна быть изменена на известную величину, В указанном режиме температура масла в узлах трансмиссии ниже нормальной, поэтому сопротивление датчика 5, установленного в узлах трансмиссии, более высокое, чем на нормальном режиме, С входного делителя, образованного резистором

S4 и сопротивлениями датчика 5, снимается более высокий уровень напряжения, который, поступая на вход блока 3, приводит к увеличению порогов срабатывания элементов 8-12 на

1 необходимую величину, которая корректирует работу блоков 3 и 18 в указанном режиме в соответствии с оптимальным управлением.

В указанном режиме температура двигателя также ниже нормального значения, сопротивление датчика 7 более высокое, поэтому с входного делителя, образованного сопротивлениями датчи- . ков 6 и 7, снимается более высоки уровень напряжения, которьп, поступая на вход блока 4, приводит к увеличению порогов срабатывания элемен- тов 8-12 на необходимую величину, которая корректирует работу блоков

4 и 18 в указанном режиме в соответствии с оптимальным управлением.

На режиме движения транспортного средства с увеличенной на двигатель нагрузкой разрежение во впускном коллекторе снижается, мембрана 50 вакуумного регулятора перемещается вверх и уменьшает сопротивление датчика 6, что приводит к увеличению напряжения, поступающего на вход блока 4 и приводит к увеличению порогов срабатывания элементов 8-12 на необходимую величину. Оптимальная зависимость передаточного отношения в трансмиссии от оборотов двигателя и его нагрузки корректируется на необходимую величину в соответствии с условиями оптимального управления..

1362676

Составитель Л.Резникова

Техред Л.Сердюкова

Редактор З.Слиган

Корректор А.Тяско

Заказ 6344/ 14 Тираж 590 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 тели необходимо перейти на более низкую передачу в трансмиссии .

При достижении оптимального режима движения число индикаторов 2428 и 34-38 становится равным, а сиг-:

5 налиэатор 47 выключается.

Формула изобретения

Устройство сигнализации оптимальных оборотов двигателя транспортного средства, содержащее датчики оборотов двигателя и частоты вращения вала трансмиссии, подключенные к блоку выявления оптимального режима движения, выход которого подключен к блоку индикации, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности сигнализации, оно снабжено датчиком нагрузки двигателя и датчиками теплового режима двигателя и узлов трансмиссии, а блок выявления оптимального режима движения выполнен в виде двух блоков сравнения, к входам каждого из которых подключены соответственно датчик частоты вращения вала трансмиссии и датчик теплового режима узлов трансмиссии, датчик оборотов двигателя и объединенные по выходу датчики. нат груэки двигателя и теплового режима двигателя, причем каждый блок сравнения выполнен на параллельно соединенных пороговых элементах по числу передач трансмиссии, первые и соответственно вторые входы всех пороговых элементов объединены и являются входами блоков сравнения, а выходы пороговых элементов являются выходами блоков сравнения.