Привод регулирующего стержня ядерного реактора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области атомной энергетики и может быть использовано в механизмах управления ядерных реакторов . Целью изобретення является уменьшение динамических нагрузок на элементы редуктора при аварийном сбросе путем автоматического отсоединения редуктора от ведущего вала двигателя. Привод регулирующего стержня ядерного реактора содержит электродвигатель i, ротор 2 которого соединен с валом 3, на наружной поверхности которого выполнена резьба 4, с которой образует винтовую.пару гайка-шунт 5 датчика 6 положения. На нижнем конце вала 3 на шлицах 7 посажена шлицевая втулка 8, на наружных зубьях 9 втулки 8 установлена шестерня 10, взаимодействующая с шестерней 11 редуктора 12. Выходной редуктора-реечная щестерня 13 взаимодействует с рейкой 14, соединенной с регулирующим стержнем. Втулка 9 отжата пружиной Г5 от упора 16, выполненного в нижней части вала 3 и зафиксирована кольцом 17. Привод снабжен также демпферной пружиной. При аварийном сбросе регулируюишй стержень с рейкой 14 под действием собственного веса падак1т, при этом через элементы редуктора поступательное движение рейки 14 преобразуется во вращательное движение вала 3. Гайка 5 по резьбе 4 перемещается вниз, в крайнем нижнем положении она упирается во втулку 8 и начинает перемещать ее вниз, выводя из зацепления с внутренними зубьями шестерии Ш, после чего вал 3 с ротором 2 переходят в режим свободного вращения. 2 ия. (Л со 05 .4 О СО со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ социсаис1ичкских SU 1 З64099 (51)5 Сл 21 С 7/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

:-1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (46) 23. 06. 93. Бюл. х - 23 (21) 3965546/25 (22) 16.10.85 (72) В. А. Баев, А. С. Генералов и А. И. Ларионов (56) Митенков Ф. М. и др. Исполнительные механизмы органов управления и защиты для. натриевых реакторов на быстрых нейтронах. М.: Атомиздат. 1980, сс. 88- — 89, рис. 4. 8.

Привод регулирующих органов реактора.

Проспект Атомэнергоэкспорт. Внешторгиздат, иэд. № 5600107 Э. (54) ПРИВОД РЕГУЛИРУ1ОН1ЕГО СТЕРЖНЯ ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА (57) Изобретение относится к области атомной энергетики и может быть использовано в механизмах управления ядерных реакторов. Целью изобретения является уменьшение динамических нагрузок на элементы редуктора при аварийном сбросе путем автоматического отсоединения редуктора от ведушего вала двигателя. Привод. регулирую° шего стержня ядерного реактора содержит электродвигатель i, ротор 2 которого соединен с валом 3, на наружной поверхности которого выполнена резьба 4, с которой образует винтовую. пару гайка-шунт 5 датчика

6 положения. На нижнем конце вала 3 на шлицах 7 посажена шлицевая втулка 8, на наружных зубьях 9 втулки 8 установлена шестерня 10, вэаимодействуюшая с шестерней 11 редуктора 12. Выходной элеменг редуктора-реечная шестерня 13 взаимодействует с рейкой.!4, соединенной с регулирующим стержнем. Втулка 9 отжата пружиной

Г5 от упора 16, выполненного в нижней. части вала 3 и зафиксирована кольцом 17. Привод снабжен также демпферной пружиной. При аварийном сбросе регу. лирующий стержень с рейкой 14 под действием собственного веса падактт, при этом через элементы редуктора поступательное Ж движение рейки 14 преобразуется во вращательное движение вала 3. Гайка 5 по резьбе 4 перемещается вниз, в крайнем ниж- р нем положении она упирается во втулку 8 и начинает перемешать ее вниз, выводя иэ зацепления с внутреннимн зубьями шестер- 2 ни 10, после чего вал 3 с ротором 2 переходят в режим свободного вращения. 2 ил.

СлР

1364099

Изобретение отностися к области атомной энергетике и может бьггь использовано в механизмах управления ядерных реакторов

Белью изобретения является умень-, шение динамических нагрузок на элемен- 5 ты редуктора при аварийном сбросе путем автоматического отсоединения редуктора от ведущего вала двигателя. !

1а фиг. 1 показана схема привода ре:. гулирующего стержня ядерного реактора; на 10 фиг. 2 — узел автоматического отсоединения редуктора от ведущего вала двигателя (узел 1 на фиг. }).

Привод регулирующего стержня содержит >>< атель 1, ротор 2 .которого соединен с валом 3. На наружной поверхности вала выполнена резьба 4, с которой образует винтовую пару гайка-шунт 5 датчика

6 положения. l айка-шунт 5 зафиксирован от вряцмния.

На нижнем конце вала 3 на шлицах 7 g0 посажена шлицевая втулка 8, на наружных зубьях 9 втулки 8 установлена шестерня 10, взаимодействующая с шестерней !! ре-дуктора 12. Выходной элемент редуктора— реечная шестерня 13 взаимодействует с рейкой 14, соединенной с регулирующим стержнем.

Втулка 9 отжата пружиной 15 от упора

16, выполненного- в нижней части вала 3 и зафиксирована кольцом 7.

В нижней части гайки 5 выполнена расточка 18, диаметр которой больше диаметра кольца 17, а глубина больше ширины втулки 9. Привод снабжен также демпфер.ной пружиной, ня которую опускается рейка при аварийном сбросе.

Работает привод следующим образом.

Вращение ротора 2 электродвигателя 1 через вал 3, цилиндрическую пару шестерен 10, ll, редуктор 12, реечную шестерню 13 преобразуется в перемещение рейки

14, соединенной с регулирующим стержнем.

Таким образом обеспечивается .регулирова- 40 ние реактооа.

Прн вращении вала 3 гайка 5 взаимодействует с резьбой 4 и перемещается вверх или вниз. При этом в индуктивных об. мотках датчика 6 возникают сигналы, в 45 результате регистрируется положение ре-. гулирующего стержня.

При аварийном сбросе, регулирующий стержень с рейкой 14 под действием собственного веса подает, при этом через элементы редуктора поступательное движение

2 рейки 14 преобразуется во вращательное движение вала 3. Гайка 5 по резьбе 4 перемегцаеTcH вниз.

По достижении гайкой-шунтом 5 крайнего нижнего положения она упирается во втулку

8 и начиняет перемещать ее вниз, выводя ее из зацепления с внутренними эубоями шестерни 10. Кольцо 17 при этом утаиливается в расточке . 18. Когда втулка 8 выходит пз зацепления с шестерней 10, вал 3 с ротором 2 переходят в режим свободного вращения под действием инерционных сил. Регулирующий стержень с рейкой опускается ниже до упора рейки в демпферную пружину. В нижнем положении рейка сжимает демпферную пружину, которая затем, распрямляясь, стремится отбросить рейку вверх. Но при этом «подскок» рейки происходит навстречу вращающимся массам, среди которых нет обладающих наибольшим момейтом инерции вала 3 и ротора 2.

При обратном вращении ротора 2 после включения двигателя шунт 5 поднимается, втулка 8 входит в зацепление с шестерней 10, привод переходит к нормальной работе в режиме регулирования.

Изобретение позволяет повысить надежность привода эа счет снижения ударных нагрузок в зубчатых зацеплениях редуктора.

Формцла изобретения

Привод регулирующего стержня ядерного реактора, содержащий электродвигатель с ротором, соединенный с валом, на .нижнем конце которого установлена шестерня, взаимодействующая с шестерней редуктора, расположснной внутри полого вала с возможностью перемещения и соединенной с валом через редуктор, пружинный демпфер и рейку, установленную с Воэможностью перемещения параллельно оси вала, кинематнчески связанную с валом через редуктор, отличающийся тем, что, с целью уменьшения динамических нагрузок на элементы редуктора при аварийном сбросе путем ав томатического отсоединения редуктора от ведущего вала двигателя, ня наружной поверхности вала выполнена резьба, на которойустановлена возвратно-поступательно перемещающаяся гайка, взаимодействующая с шестерней, размещенной на валу с возможностью перемещения вдоль его осн и подпружиненной относительно нижне о торца ведущего вала двигателя.!

364099

@иг. 1

Составитель В. Юхннмчук

Редактор Т. Рыбалка Техред И. Верес Корректор В. Бутяг а

Заказ 2377 Тираж По.апнсное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам нэобрсгеннй н открытий

I l3035, Москва. Ж вЂ” 35. Раунгская наб.. д. 4/5

Пронэводственио полнграфнческое прелпрнятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4