Взрывозащищенный электродвигатель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ССЮЭ COBETCHHX

РЕСПУБЛИК (51) 5 Н 02 К 5/136

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMHTET СССР

П0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТЮ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ мР ",,", „ „"и

Н ААТОРСФСОНУ СНРССТОЪСТОУ (46) 15.07А92АБюл. У 26 f61. 1093214, (21) 3844597/07 (22) I 7.01.85 (7!) Научно-исследовательский, проектноконструкторский и технологический институт

Объединения «Кузбассэлектронотор» (72) Б. В. Шушпанников, В. М. Ефременко и Г. )4. Разгильдеев (53) 621.313.04 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Хе l093214, кл. Н 02 К 5/l36, IS82 (ие. нубл.).

SU„„1364198 А 2. (54) ВЗРЫВОЗАЩИЩЕИНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ .(57) Изобретение относится к электро. машиностроению. Цель изобретения — повышение энергетических показателей. Элект. родвигатель содержит корпус I, статор с обмоткой 2, залитой изоляционным материалом, ротор 3 и изоляционные элементы 7,.

Элемент 7 состоит нз секций, включающих две металлические ленты и .электроизоляционную ленту. Он наряду с функцией обеспечения взрывозащнты двигателя выполняет функцию теплопроводника и косинусных конденсаторов, подключенных к сети питающего напряжения параллельно обмотке статора. Такое решение позволяет повысить надежность электродвигателя. 3 ил.

13041

98

2 лостойкость электроизоляционной .ленты 10 также должна соответствовать классу нагревостойкости изоляции электродвигателя, Наличие металлических лент 9 в. изоляционном элементе 7 повышает.его теплопроводность. Тепло от нагретого ротора 3 лобовой части обмотки статора передается через изоляционный элемент 7 в основном по металлическим лентам 9 на подшипйиковые щиты 5 и 6, которые охлаждаются внешней - средой. В среднем теплопередача изоляционного элемента 7, состоящего из одного диэлектрика, равна О,I — 0,4 Вт/мК.

При наличии металлических лент 9 теплопередача повышается до 4 Вт/мК, что снижает перегрев лобовой части обмотки статора, уменьшает термостарение его изоляции и повышает надежность взрывозащищенного электродвигателя.

11редлагаемое техническое решение поз воляет: повысить энергетические показатели вары возащищеиного электродвигателя за счет повышения коэффициента мощности (cos.. «р); интенсифицировать теплопередачу от лобовой части обмотки и ротора к охлаж даемым внешней средой подшипниковым щитам; уменьшить температурный. перекос в обмотке статора; уменьшить массу машины на единицу мощности.

Формула изобретения

Взрывозащищенныи электродвигатель по

У авт. св. № 1093214, отличающийся тем, что, с целью повышения энергетических показа-",-телей путем увеличения коэффициента мощ-; ности и теплопроводности, изоляцион- ный элемент состоит из секций, каждая из которых выполнена из чередуюшихся между собой электроизоляциониых и двух металлических лент с выводами, сое- диненными с обмоткой электродвигателя, прн этом число секций кратно чиСлу фаз обмотки. Э

Изобретение относится к электромашиностроению, а tih енно к взрывозашищенному электрооборудованию, и может быть использовано в угольной, химической и газовой промышленности, а также в электродвигателях обшепромышленной серии.

Целью изобретения является повышение энергетических показателей взрывозащищенного электродвигателя путем увеличения коэффициента мощности и теплопровод-, ности. 10

На фнг. 1 показан взрывозащищенный электродвигатель, продольный разрез; на фиг. 2 — сечение . Л вЂ” А на фнг. 1; на фиг: 3 — схема подключения источников емкостной составляющей реактивной мощности к обмотке статора.

Взрывозащищенный электродвигатель содержит корпус 1 с обмоткой 2, ротор 3, вал 4, подшипниковые щиты 5 и б, изоляционный элемент 7. Обмотка залита изоляционным материалом 8. 20

Изоляционный элемент 7 содержит металлические 9 и злектронзоляционные 10 ленты, навнтые в виде секций ll. Аналогичные секции 11 могут быть также расположены в изляцнонном материале 8, которым залита обмотка. Секции 11 намотаны из двух параллельных металлических лент 9, изолированных с обеих сторон электроизоляционнымн лентами 10. Число секций равно или кратно числу фаз обмотки.

При описанной выше конструкции изо. ляционного элемента 7 последний наряду с функцией обеспечения взрывозашиты электродвигателя выполняет фуш<цию теплопроводника и силовых (косннусных} конденсаторов, подключенных к сети питающего напряжения параллельно обмотке статора. Величина емкости зависит от. площади метал35 лнческих лент 9 и от. диэлектрических свойств электроизоляционной ленты 10.

Злектроизоляяционная лента 1О должна выдерживать испытательное напряжение, которому подвергается электродвигатель на нс- 40 пытательной станции при приемке-сдаче. Теп

1364l98

1 77 44

Составитель Ф. Подольская

Редактор Е. Зубиетова Техред И. Верес Корректор В. Бутяга

Заказ я 1СП Тираж 458 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва.. Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород. ул. Проектная, 4