Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства относится к транспортному и строительно-дорожному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности работы коробки передач с шестью передачами прямого хода и двумя передачами обратного хода путем обеспечения дуб лированного управления. В полостях корпуса 1 вместе с распределителями включения муфт диапазонов 4 и муфт передач прямого хода 2, 3 смонтированы электроуправляемые клапаны 14-16 управления распределителями включения муфт диапазонов 4 и муфт передач переднего хода 2, 3. Противолежаш,ая пружине полость распределителя включения муфт диапазонов соединена через полость пружины электроуправляемого клапана и распределитель 6 реверса со сливом с возможностью включения в нагнетательную магистраль 8 через распределитель 5 включения передач и электроуправляемый клапан. Противолежаш,ие пружинам полости распределителей включения муфт переднего хода соединены через полости пружин соответствующих электроуправляемых клапанов и распределитель 5 включения передач со сливом с возможностью включения в нагнетательную магистраль 8 через распределитель включения передач и соответствующий электроуправляемый клапан. Причем при соединении противолежащих пружина.м полостей распределителей включения муфт диапазонов и распределителей включения муфг переднего хода с нагнетательной магистралью через распределитель включения передач электроуправляемые клапаны соответственно запираются. 15 ил. л (Л оо 05 4 СО
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1364497
А1 (я) 4 В 60 К 41/ 06
, СЕС(И УТ :;:
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3873803/27-11 (22) 26.03.85 (46) 07.01.88. Бюл. № 1 (71) Могилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова (72) А. А. Винарский (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1240642, кл. В 60 К 17/00, 1984. (54) РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОИСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОИ
ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства относится к транспортному и строительно-дорожному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств.
Цель изобретения — повышение надежности работы коробки передач с шестью передачами прямого хода и двумя передачами обратного хода путем обеспечения дуб лированного управления. В полостях корпуса 1 вместе с распределителями включения муфт диапазонов 4 и муфт передач прямого хода 2, 3 смонтированы электроуправляемые клапаны 14 — 16 управления распределителями включения муфт диапазонов 4 и муфт передач переднего хода 2, 3. Противолежащая пружине полость распределителя включения муфт диапазонов соединена через полость пружины электроуправляемого клапана и распределитель 6 реверса со сливом с возможностью включения в нагнетательную магистраль 8 через распределитель 5 включения передач и электроуправляемый клапан. Противолежащие пружинам полости распределителей включения муфт переднего хода соединены через полости пружин соответствующих электроуправляемых клапанов и распределитель 5 включения передач со сливом с возможностью включения в нагнетательную магистраль 8 через распределитель включения передач и соответствующий электроуправляемый клапан. Причем при соединении противолежащих пружинам полостей распределителей включения муфт диапазонов и распределителей включения муфт переднего хода с нагнетательной магистралью через распределитель включения передач электроуправляемые клапаны соответственно запираются. 15 ил.
4 Tb
1364497
Изо петение относится к транспортному и строительно-дорожному машиностроению в частности к устройствам для управления коробками передач.
Цель изобретения — повышение надежности работы коробки передач с шестью передачами прямого хода и двумя передачами обратного хода путем обеспечения дублированного управления.
На фиг. 1 показано распределительное устройство, общий вид; на фиг. 2 — гидравлическая схема распределительного устройства в нейтральном положении; на фиг. 3—
8 — гидравлическая схема распределительного устройства при работе на передачах прямого хода при управлении механическим путем; на фиг. 9 и 10 — то же, при-работе на передачах обратного хода; на фиг. 11—
15 — то же, при работе на второй-шестой передачах прям ого хода при управлении электропереключателем.
Распределительное устройство для управления коробкой передач состоит из корпуса 1 (фиг. 1) с расположенными в его полостях распределителями 2 и 3 включения муфт передач прямого хода, распределителем 5 включения муфт диапазонов, распределителем 5 включения передач, распределителем 6 реверса и электроуправляемых клапанов.
Противолежащая пружине полость распределителя 4 включения муфт диапазонов сообщена через полость пружины электроуправляемого клапана, распределитель 5 включения передач и распределитель 6 реверса со сливом и может включиться в нагнетательную магистраль через каждый из распределителей 5 и 6 и электроуправляемый клапан.
Противолежащая пружине полость распределителя 2 сообщена через полость пружины электроуправляемого клапана и распределитель 5 включения передач со сливом.
Противолежащая пружине полость распределителя 3 сообщена через полость пружины электроуправляемого клапана и распределитель 5 включения передач со сливом.
Магистраль 7 питания муфты низкого диапазона сообщена через распределители 4 и 5 с нагнетательной магистралью 8, а магистраль 9 питания муфты высокого диапазона — через распределитель 4 со сливом. Магистраль 10 питания муфты первой, четвертой передач сообщена со сливом через распределители 2, 3 и 6, магистраль 11 питания муфты второй, пятой передач через распределитель 2, магистраль 12 питания муфты третьей, шестой передач — через распределитель 3, магистраль 13 питания муфты обратного хода — через распределительь 6 ре ве рса.
Полости электроуправляемых клапанов
14 — 16 сообщены с нагнетательной магистралью 8.
Рабочая жидкость к распределителям
4 — 6 подается по магистрали 8.
Устройство работает следующим образом.
При движении на первой передаче прямого хода следует переместить распределитель 6 реверса вправо (фиг. 2 и 3).
Магистраль 10 питания муфты первой, четвертой передач соединяется через распределители 2, 3 и 6 с нагнетательной магистралью 8, а так как магистраль 7 питания муфты низкого диапазона соединена через распределитель 4 с нагнетательной магистралью 8, происходит включение первой передачи.
Дальнейшее включение передач можно производить либо с помощью электроуправляемых клапанов, либо механическим путем, перем ещая в соответствующие положения распределитель 5.
Для включения второй передачи электропереключателем подается питание к электроуправляемому клапану 14, который, перемещаясь, подает рабочую жидкость в противолежащую пружине полость распределителя 2, отчего он перемещается и соединяет магистраль 11 питания муфты второй, пятой передачи через распределители 3 и 6 с нагнетательной магистралью 8, а магистраль
10 — со сливом, так как муфта понижающего диапазона остается включенной, происходит включение второй передачи и выключение первой.
При включении второй передачи распределителем 5 (фиг. 4) перемещают его на одно положение, тогда противолежащая пружине полость распределителя 2 соединяется с нагнетательной магистралью 8 через полость пружины электроуправляемого клапана 14 и через распределитель 5. Происходит перемещение распределителя 2 и переключение передач с первой на вторую. 40 Для включения третьей передачи электропереключателем подается питание к электроуправляемому клапану 15 и снимается с клапана 14. Клапан 15 перемещается и подает рабочую жидкость в противолежащую пружине полость распределителя 3.
45 Последний перемещается и соединяет магистраль 12 питания муфты третьей, шестой передач через распределитель 6 с нагнетательной магистралью 8. Происходит включение третьей передачи, так как муфта низ50 кого диапазона остается включенной.
При включении третьей передачи распределителем 5 (фиг. 5) противолежащая пружине полость распределителя 3 соединяется с нагнетательной магистралью 8 через полость пружины электроуправляемого клапана 15 и распределитель 6, и дальше процесс повторяется как и при электроуправлении.
Для включения четвертой передачи электроуправлением подается питание на элек1364497
Формула изобретения троклапан 16, который перемещается и соединяет противолежащую пружине полость распределителя 4 с нагнетательной магистралью 8. Распределитель 4 перемешается и соединяет магистраль 9 с нагнетательной магистралью 8, а магистраль 7 — со сливом, происходит переключение диапазонов с низкого на высокий, а так как распределители 2 и 3 возвратились в исходное положение (снято питание с электроклапанов 14 и 15), магистраль 10 снова соединяется с нагнетательной м агистралью 8 через распределители 2, 3 и 6. Происходит включение четвертой передачи.
Для включения четвертой передачи распределителем 5 устанавливают его в соответствуюшее четвертой передаче положение (ф иг. 6) . В этом случае противолежащие пружинам полости распределителей 2 и 3 через полости пружин электроклапанов и распределитель 5 соединены со сливом, а противолежащая пружине полость распределителя 4 через полость пружины электроклапана 16 и распределитель 5 соединяется с нагнетательной магистралью 8. Распределитель 4 перемешается и переключает диапазоны с понижающего на повышающий.
В то же время происходит соединение магистрали 10 с магистралью 8 через распределители 2, 3 и 6. Происходит включение четвертой передачи.
Включение пятой и шестой передач происходит соответственно подобно включению второй и третьей передач электроклапанами 14 и 15 или распределителем 5 при установке его в соответствующее положение (фиг. 7 и 8) .
Выключение передач с получением нейтрали происходит при установке распределителя 6 в положение нейтрали независимо от положений распределителя 5 или электропереключателя, так как подвод рабочей жидкости к распределителям 2 и 3 запирается распределителем 6.
Включение обратного хода осуществляется установкой распределителя 6 в положение 1 или 2 обратного хода (фиг. 9 и 10).
Таким образом, предлагаемое устройство позволяет производить включение передач прямого хода выборочно или последовательно как вручную, так и электропереключателем (фиг. 11 — 15), с получением нейтрального положения с любой передачи прямого хода при любом способе включения, причем при включении передач вручную электроуправляемые клапаны запираются соответственно.
Распределительное устройство для управления коробкой передач транспортного средства, содержашее корпус, расположенные в нем механически управляемые шестилиней5
55 ный шестипозиционный распределитель переключения передач и четырехпозиционный семилинейный распределитель реверса, подпружиненные гидравлически управляемые двухпозиционные пятилинейные распределители включения диапазонов и включения передач прямого хода, причем нагнетательная магистраль связана с магисгралью питания муфты низкого диапазона через распределитель включения диапазонов, а магистраль питания муфты высокого диапазона связана через последний со сливом, при этом вторая линия распределителя включения диапазонов сообшена с магистралью питания муфты низкого диапазона, третья линия распределителя включения диапазонов сообщена с магистралью питания муфты высокого диапазона, четвертая и пятая линии распределителя включения диапазонов сообщены соответственно со сливом и с нагнетательной магистралью, первая линия распределителя переключения передач сообщена с пятой линией распределителя реверса, вторая линия распределителя переключения передач сообщена с нагнетательной магистралью и с шестой и седьмой линиями распределителя реверса, пятая линия распределителя переключения передач сообщена со сливом, первая и четвертая линия распределителя реверса сообщены со сливом, вторая линия распределителя реверса сообщена с пятой линией первого распределителя включения передач прямого хода, третья линия распределителя реверса сообщена с магистралью питания муфты обратного хода, первые линии первого и второго распределителей включения передач прямого хода сообщены со сливом, вторые линии сообщены соответственно с магистралью питания муфты третьей, шестой передач и с магистралью питания муфты второй, пятой передач, третья линия первого распределителя включения передач прямого хода сообщена с пятой линией второго распределителя включения передач прямого хода, третья линия которого сообщена с магистралью питания муфты первой, четвертой передач, при этом в первой позиции распределителя включения диапазонов пятая линия сообщена с второй, а во второй позиции пятая линия сообщена с третьей, в первой позиции распределителя переключения передач шестая линия сообщена с первой, третья, четвертая и пятая линии сообшены между собой, во второй позиции шестая линия сообщена с первой, вторая линия сооошена с четвертой и третья с пятой, в третьей позиции шестая линия сообгцена с первой, вторая, третья и четвертая сообщены между собой, в четвертой позиции вторая линия сообщена с шестой, третья, четвертая и пятая линии сообшены между собой. в пятой позиции вторая линия сообщена с шестой и
1364497
Щиг.2 с четвертой, третья линия сообщена с пятой, в шестой позиции вторая линия сообщена с третьей, четвертой и шестой линиями, в первой позиции распределителя реверса пятая линия сообщена с первой, шестая — второй, третья — с четвертой, во второй позиции первая линия сообщена с второй и пятой линиями, третья линия сообщена с четвертой, в третьей позиции пятая линия сообщена с первой и второй, третья линия сообщена с шестой, в четвертой позиции первая линия сообщена с второй, третья— с шестой, пятая — с седьмой, в первых позициях первого и второго распределителей включения передач прямого хода первые линии сообщены с вторыми, третьи — с пятыми, во вторых позициях вторые линии сообщены с пятыми, третьи — с четвертыми, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы коробки передач с шестью передачами прямого хода и двумя передачами обратного хода путем обеспечения дублированного управления, оно снабжено электроуправляемыми двухпозиционными клапанами управления распределителями включения соответственно диапазонов и включения передач прямого хода, при этом 25 упомянутые клапаны управления выполнены трехлинейными, причем противоположная пружине полость распределителя включения диапазонов сообщена с первой линией клапана управления распределителем диапазонов, вторая линия которого сообщена с нагие тательной магистралью, а третья линия сообщена с шестой линией распределителя переключения передач, при этом в первой позиции клапана управления распределителем диапазонов первая линия сообщена с третьей, а во второй позиции первая линия сообщена с второй, противолежащие пружинам полости распределителей включения муфт переднего хода сообщены с первыми линиями электроуправляемых клапанов управления распределителями включения передач прямого хода, вторые линии которых сообщены между собой и с нагнетательной магистралью, а третьи линии сообщены соответственно с третьей и четвертой линиями распределителя переключения передач, при этом в первой позиции электроуправляемых клапанов управления распределителями включения передач прямого хода первые линии сообщены с третьими, а во второй позиции первые линии сообщены с вторыми.
1364497
1364497 ю.1364497 ю
1364497 ..4Ф
Составитель А. Барыков
Редактор И. Николайчук Техред И. Верес Корректор С. Черни
Заказ 6313/13 Тираж 558 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4