Пакер

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к нефтегазодобывающей пром-ти. Цель изобретения - повышение надежности пакера в работе за счет уменьшения раскрытия его замкового механизма при установке . Пакер содержит колонну труб, соединенную с полым корпусом 1, на котором установлен уплотнительный элемент 2, якорный узел со шлипсами 6 и верхним и нижним 7 конусами, узел гидропривода. Последний состоит из верхнего конусного цилиндра (Ц) 3,

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (5П 4 E 21 В 33/12

ВСЕСОВЩ1%

Ir

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3364570/22-03 (22) 11.12.81 (46) 07.01,88. Бюл. N - 1 (71) Саратовский филиал Специального конструкторского бюро Всесоюзного научно-производственного объединения "Союзгаэавтоматика" (72) Д. П, Линев и Ю. И. Котов (53) 622,245.4(088.8) (56) Патент США Ф 3054450, кл. 166-122, опублик ° 1962.

Патент США N - 3580332, кл . 166-184, опублик. 1971.

„„SU„„1364694 А 1 (54) ПАКЕР (57) Изобретение относится к нефтегазодобывающей пром-ти. Цель изобретения — повышение надежности пакера в работе за счет уменьшения раскрытия его замкового механизма при ус" тановке. Пакер содержит колонну труб, соединенную с полым корпусом 1, на котором установлен уплотнительный элемент 2, якорный узел со шлипсами 6 и верхним и нижним 7 конусами, узел гидропривода. Последний состоит из верхнего конусного цилиндра (Ц) 3, 136469 внутри которого размещен кольцевой поршень 4 со штоком, и замкового ме" ханизма,,включающего размещенное между Ц 3 и штоком разрезное пружинное замковое кольцо. Наружная и внутренняя упорные резьбы кольца входят в за" цепление с соответствующими реэьбами на Ц 3 и штоке поршня 4. Упорная резьба на штоке выполнена многоза" ходной, внутренняя резьба замкового кольца — однозаходной с шагом, рав4 ным ходу многозаходной резьбы. При создании избыточного давления в колонке труб жидкость через отверстия в корпусе 1 поступает в Ц 3. Последний с замковым кольцом перемещается вниз, перемещая шлипсы 6 на конус 7, и заклинивает их на стенке скважины.

Поршень 4 перемещается вверх, сжима ет элемент 2 и герметизирует межтрубное пространство. 2 ил.

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности, а именно к пакерному оборудованию для разобщения межтрубного пространства при эксплуатации скважин.

Цель изобретения — повышение надежности работы пакера за счет умень" щения раскрытия его замкового механизма при установке.

На фиг. 1 показан предлагаемый пакер, исходное положение; на фиг..2— узел I на фиг. 1 (замковый механизм).

Пакер содержит полый корпус 1, уплонительный элемент 2, верхний конусный цилиндр 3, кольцевой поршень

4 со штоком, разрезное пружинное кольцо 5, якорный узел со шлипсами 6, нижний конусный цилиндр, разрезные секторы 8 и втулки 9. В цилиндре 3 конуса в его верхней части выполнена крупная упорная резьба специального профиля, с которой входит в зацепление ответная резьба разрезного кольца 5. На наружной поверхности штока кольцевого поршня 4 выполнена многозаходная мелкая упорная резьба, которая входит в зацепление с резьбой на внутренней по" верхности кольца 5, причем эта резью ба однозаходная с шагом, равным ходу многозаходной резьбы штока поршня.

Поршень 4 с верхним конусным цилиндром 3 герметизируется уплотнительными кольцами 10.

После спуска пакера в скважину в колонну труб сбрасывается шаровой клапан, который садится ниже пакера.

2

При создании избыточного давления в колонне труб жидкость через отверстия

А в корпусе 1 пакера поступает в полость Б конуса 3. При этом верхний конусный цилиндр 3 пакера с кольцом

5 перемещается вниз, перемещаетшлипсы 6 на нижний конусный цилиндр и заклинивает их на стенках скважины, а кольцевой поршень 4 перемещается вверх, сжимая уплотнительный элемент пакера и герметизируя межтрубное пространство. При перемещении верхнего конуса и кольцевого поршня относительно друг друга разрезное кольцо проскальзывает по резьбе штока поршня. Обратному перемещению кольцевого поршня препятствует профиль резьбы.

Взаимодействие многозаходной резьбы на штоке поршня и однозаходной на разрезном кольце заключается в следующем.

Каждый виток многоэаходной резьбы имеет шаг, равный шагу резьбы на кольце при взаимном перемещении, витки резьбы на кольце входят в зацепление сначала с первым витком на штоке поршня, затем .с вторым витком и т.д. При этом перемещение соответствует шагу резьбы кольца, деленному на число заходов резьбы. Следовательно, и отход разрезного кольца от резьбы штока поршня при его проскальзывании кольца по штоку уменьшится во столько раз, сколько заходов имеет резьба штока поршня, Кроме того, при такой конструкции замково1364694

Составитель А. Симецкая

Редактор Н, Рогулич Техред И.Дидык

Корректор В. Гирняк

Заказ 6593/23 Тираж 530

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

ro узла пакера резьба на разрезном кольце имеет усиленный профиль. Таким образом, повышается надежность установки и работы пакера, Извлечение пакера осуществляется специальным инструментом, с помощью которого втулка 9 перемещается вниз, освобождая раэреэные секторы 8. При этом нижний конусный цилиндр 7 выходит из под шлицев, а шток, перемещаемый специальным инструментом вверх, освобождает верхний конус и уплотнительный элемент.

Формула изобретения . Пакер, содержащий соединенный с колонной труб полый корпус, установленные на корпусе уплотнительный элемент, якорный узел с плашками и верхним и нижним конусами, узел гидропривода, включающий соединенный с верхним конусом цилиндр с размещенным внутри него кольцевым поршнем с штоком и замковый механизм, содержащий размещенное между цилиндром и штоком кольцевого поршня разрезное пружинное замковое кольцо с наружной и внутренней упорными ребрами, входящими в зацепление с соответствующими реэьбами на цилиндре и штоке кольцевого поршня, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы пакера за счет уменьшения раскрытия его замкового механизма при установке, упорная резьба на штоке кольцевого поршня выполнена многоэаходной, а внутренняя резьба пружинного кольца — однозаходной с шагом, равным ходу многозаходной резьбы штока кольцевого поршня.