Искробезопасная система шахтной связи,предупредительной сигнализации и остановки машин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к дистанционному управлению забойными машинами и механизмами в угольных шахтах. Цель - расширение функциональных возможностей системы за счет определения абонентских устр-в (АУ) 16-1.,.16-п, в которых зажата стоповая jyiortKa 18 или 19, либо за счет определения места повреждения кабеля. От источника 3 питания штрекового устр-ва 2 по питающим проводам (П) 13, 14 подается питание на блоки 17 связи в АУ 16 и преобразователь 21 концевого блока 20. С его выходных обмоток 22, 23 через дополнительные П 11, 12, размыкающие контакты стоповых кнопок 18, 19 АУ 16 и разделительные диоды 9, 10 устр-ва 2 напряжения, выпрямленные диодами 24;, 25, поступают на стоповые реле 7, 8. Контактами 29 реле 7, 8 подготавливают цепь для подачи предупредительного сигнала (ПС) и разрешение на пуск машины с помощью подключенной через замыкающие контакты 6, 30 к входам устр-ва 2 аппаратуры 1 & S (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИК
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1364720 511 4 Е 21 С 35/24
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АBTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4082296/22-03 (22) 02.07.86 (46) 07.01.88. Бюл. У 1 (71) Научно-производственное объединение по созданию и выпуску средств автоматизации горных машин
"Автоматгормаш" (72) В.И,Курышко, Б.М.Кириченко, E.Ô.ËàãóHîâH÷ и В.С.Бакуменко (53) 621.758.3(088.8) (56) Зубков П.А. и др. Аппаратура автоматизации очистных комбайнов °
М.: Недра, 1979, с. 9-21.
Авторское свидетельство СССР
И 1218145, кл. Е 21 F 9/00, 1984. (54) ИСКРОБЕЗОПАСНАЯ СИСТЕМА ШАХТНОЙ
СВЯЗИ, ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ
И ОСТАНОВКИ МАШИН (57) Изобретение относится к дистанционному управлению забойными машинами и механизмами в угольных шахтах.
Цель — расширение функциональных возможностей системы за счет определения абонентских устр-в (АУ) 16-1., ° 16-п, в которых зажата стоповая кнопка 18 или 19, либо за счет определения места повреждения кабеля. От источника 3 питания штрекового устр-ва 2 по питающим проводам (П) 13, 14 падается питание на блоки 17 связи в АУ 16 и преобразователь 21 концевого блока
20. С его выходных обмоток 22, 23 через дополнительные П 11, 12, размыкающие контакты стоповых кнопок 18, 19 АУ 16 и разделительные диоды 9, 10 устр-ва 2 напряжения, выпрямленные диодами 24, 25, поступают на стоповые реле 7, 8. Контактами 29 реле 7, 8 подготавливают цепь для подачи предупредительного сигнала (ПС) и разрешение на пуск машины с помощью подключенной через замыкающие контакты
6, 30 к входам устр-ва 2 аппаратуры 1
1364720 управления. С источника 3 через контакт 6 подается питание генератора 4
ПС и реле 5 контроля ПС. Выход генератора 4 через разделительный конденсатор 35 и контакты 30 и 29 подключается к сигнальному П 15. Через второй разделительный конденсатор 36
П 15 подключен к входу реле 5. Отрицательный вывод реле 5 соединен с отрицательными выводами генератора 4 и источника 3. Каждое АУ 16 снабжено диодом 33 и резистором 34. Катод диода 33 соединен с полижительным П 11, а анод через резистор 34 — с отрицаИзобретение относится к электротехнике, а более конкретно к устройствам дистанционного управления забойными машинами и механизмами в угольных шахтах, а также на других .предприятиях, где возможно образование взрывоопасных сред.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей системы за счет возможности определения абонентских устройств, в которых зажата стоповая кнопка, или определения места повреждения кабеля.
На чертеже представлена функциональная схема искробезопасной системы шахтной связи, предупреди- тельной сигнализации и остановки машин.
Система содержит аппаратуру 1 управления, штрековое устройство 2 с искробезопасным источником 3 постоянного тока, генератор 4 предупредительного сигнала, реле 5 контроля сигнала, замыкающий контакт 6 аппаратуры управления, стоповые реле 7 и 8, разделительные диоды 9 и 10, положительный дополнительный провод 11, отрицательный дополнительный провод
12, питающие положительный 13 и отрицательный 14 провода, сигнальный провод 15, абонентские устройства
16-1... 16-п, блок 17 связи, стоповые кнопки 18 и 19, концевой блок 20, преобразователь 21, две выходные обмотки 22 и 23, выпрямительные диоды .
24 и 25, измерительный прибор 26, тельным П 12. Для определения номера
АУ 16, в котором зажата стоповая кнопка 18 или 19, контакты 27, 28 переключателя П 13, 14 подключаются к П 11, .12. Отклонение стрелки соединенного с переключателем измерительного прибора
26 соответствует номеру АУ 16, в котором зажата кнопка 18 или 19. Т.обр,, П 11 и 12 используется для прохождения переменных ПС и сигналов связи, а
П 15 является общим для реле 7, 8 и сигнальным для блоков 17 связи АУ 16.
1 ил. замыкающие контакты 27 и 28 переключателя, замыкающие контакты 29 стоповых реле 7 и 8, замыкающий контакт 30 аппаратуры управления, 5 дополнительные конденсаторы 31 и 32, диод 33, резистор 34 и разделительные конденсаторы 35 и 36.
К источнику 3 питания чврез замыкающий контакт 6 аппаратуры 1 управ10 ления подключены генератор предупредительного сигнала (ГПС) 4 и реле контроля сигнала (PKC) 5. Стоповые реле 7 и 8 одним иэ выводов обмоток подключены к сигнальному проводу, а
15 вторыми выводами через разделительные диоды 9 и 10 соединены с дополнительными проводами 11 и 12 соответственно. К сигнальному проводу 15 подключен вход PKC 5 непосредственно, а вы20 ход ГПС 4 — через замыкающий контакт
30 аппаратуры 1 управления и параллельно соединенные замыкающие контакты 29 стоповых реле 7 и 8. Кроме того, в штрековом устройстве 2 сигнальный провод 15 подключен к стоповым проводам 11 и 12 через дополнительные конденсаторы 31 и 32.
В каждом абонентском устройстве
16-1... 16-п блок 17 связи подключен
З0 к питающим проводам 13 и 14; а вход— к сигнальному проводу 15. В цепи дополнительных проводов 11 и 12, между которыми включены последовательно
;соединенные диод 33 и резистор 34, 3,включены размыкающие контакты стопо вых. кнопок 18 и 19. В концевом блоке
1364720
20 к питающим проводам 13 и 14 подключен преобразователь 21. Выходные обмотки 22 и 23 последнего одним из выводов через выпрямительные диоды
24 и 25 подключены к стоповым проводам 11 и 12, а вторые выводы обмоток — к сигнальному проводу 15.
Предлагаемая система работает следующим образом. 10
От источника 3 питания по.питающим проводам 13 и 14 подается питание на блоки 17 связи в абонентских устройствах 16-.1... 1 g-n и на преобразователь
21 концевого блока 20. С выходных 15 обмоток 22 и 23 преобразователя 21 напряжения, выпрямленные диодами 24 и 25 через. дополнительные провода
11 и 12, размыкающие контакты 18 и 19 абонентских устройств 16-1...16-п и разделительные диоды 9 и 10 штрекового устройства 2, поступают на стоповые реле 7 и 8, которые своими контактами 29 подготавливают цепь для подачи предупредительного сигнала и 25 разрешения на пуск машин с помощью аппаратуры 1 управления.
В исходном состоянии перед пуском машины реле 7 и 8 включены, контакты
29 замкнуты. При подаче команды 30
"Пуск" в аппаратуре 1 управления замыкаются контакты 6 и 30. При этом подается питание с источника 3 на ГПС
4 и PKC 5, выход ГПС 4 через разделительный конденсатор 35 и контакты
30 и 29 подключается к сигнальному проводу 15 и далее на вход PKC 5 и на входы блоков 17 связи. Абонентские устройства 16-1...16-п воспроизводят предупредительный сигнал, от напряже- 40 ния последнего PKC 5 срабатывает и своими контактами дает разрешение на включение машины.
При нажатой кнопке "Стоп" в одном иэ абонентских устройств 16, а также 45 при обрыве или замыкании одного или обоих дополнительных проводов 11 и
12 соответствующая обмотка стоповых реле обесточивается и обеспечивает остановку машины. Замыкание .сигналь- 50 ного провода 15 с одним из питающих проводов 13 или 1.4 приводит.к sa канию входа PKC 5, которое не сраба тывает во время подачи предупредительного сигнала и не дает возможности включить машину.
При нажатой стоповой кнопке 18 или 19, а также при обрыве сигнально го провода 15 предупредительный сигнал поступает на входы блоков 17 связи через дополнительные конденсаторы 31 или 32. Таким образом, происходит автоматический контроль целостности стоповых линий и обеспечивается надежный контроль прохождения предупредительного сигнала перед пуском машины.
Провод 15 используется как общий для стоповых реле 7 и 8 для подачи предупредительного сигнала, а также как сигнальный для блоков 17 связи абонентских устройств 16-1...16-п в режиме связи, чем достигается сокращение числа жил кабеля (одна жила кабеля 15 используется для прохождения четырех сигналов). Питающий провод 14, дополнительные провода 11 и
12 используются для прохождения постоянного тока и переменных предупредительного и сигналов связи.
Для определения номера ближайшего абонентского устройства 16, в котором зажата стоповая кнопка 18 и 19, замыкающими контактами 27 и 28 переключателя питающие провода 13 и 14 подключают к дополнительным 11 и 12. Разделительные диоды 9 и 10 стоповых реле
7 и 8 закрываются, а ток через измерительный прибор 26 соответствует количеству подключенных цепочек, состоящих иэ диода 33 и резистора 34.
По отклонению стрелки прибора 26 определяют номер абонентского устройства 16, в котором зажата стоповая кнопка 18 или 19. Если оборван один иэ дополнительных проводов, то место обрыва определяют аналогичным образом.
При замкнутых стоповых проводах и включенном переключателе срабатывает искрозащнта, о чем свидетельствует индикация источника 3 питания.
Диагностика стоповых кнопок позволяет персоналу, находящемуся на штреке-, определить место повреждения кабеля или зажатой кнопки, что существенно сокращает время поиска. При отсутствии диагностики и индикации персоналу необходимо проконтролировать все абонентские устройства и кабель, причем последний может быть засыпан породой во многих местах, спрятан под другиМи. кабелями, что еще более увеличивает время поиска повреждения.
Так как в данной системе цепи стоповых команд. гальванически отделены от цепей источника 3 питания, то
1 64720 6 с отрицательным дополнительным проводом, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей системы, штрековое устройство снабжено генератором предупредительного сигнала, реле контроля сигнала, двумя разделительными и двумя дополнительными конденсаторами, измерительным прибором и переключателем с замыкающими контактами, причем один из них соединяет положительный питаюший провод с отрицательным дополнительным проводом через измерительный прибор, а другой — отрицательный питающий провод с положительным дополнительным проводом, выход генератора предупредительного сигнала через первый разделительный конденсатор, замыкающий контакт ап-. паратуры управления, параллельно включенные замыкающие контакты стоповых реле соединен с.сигнальным проводом, к которому подключены также соединенные друг с другом другие выводы обмоток стоповых реле и соединенные друг с другом первые выводы дополнительных конденсаторов, вторые выводы которых подключены к дополнительным проводам, сигнальный провод через второй разделительный конденсатор подключен к. входу реле контроля сигнала, отрицательный вывод питания которого соединен с отрицательным выводом питания генератора предупреди-тельного сигнала и отрицательным выводом блока питания, а положительные выводы питания реле контроля сигнала и генератора предупредительного сигнала соединены друг с другом и через
40 замыкающий контакт аппаратуры управления подключены к положительному выводу источника питания, каждое абонентское устройство снабжено диодом и резистором, причем катод диода соединен с положительным дополнительным проводом, а анод через резистор — с отрицательным дополнительным проводом.
5 3 искробеэопасная мощность последнего повышается на 30-40Х.
Базовым объектом для предлагаемой искробезопасной системы шахтной связи, предупредительной сигнализации и остановки машин является аппаратура
АУС. По сравнению с базовым объектом предлагаемая система имеет следующие преимущества: большее количество абонентских устройств до 30 (в базовом объекте — 15), сокращение числа используемых жил — 5 (в базовом объекте 7), сокращение времени ремонта и поиска зажатой кнопки за счет диагностики, Формула и з обретения
Искробезопасная система шахтной связи, предупредительной сигнализации и остановки машин, включающая аппаратуру управления, штрековое устройство, содержащее искробезопасный источник питания, выходы которого подключены к питающим проводам, два стоповых реле, в один из выводов обмотки каждого из которых включен разделительный диод, причем анод первого разделительного диода соединен с положи3 тельным, а катод второго разделительного диода — с отрицательным дополнительными проводами, абонентские устройства, соединенные питающимн, дополнительными и сигнальным проводами.со штрековым устроством и концевым блоком, причем каждое абонентское устройство содержит блок связи и стоповые кнопки с размыкающими контактами в цепях дополнительных проводов, а концевой блок содержит преобразователь напряжения с двумя выходными обмотками, один из выводов первой иэ которых соединен с анодом первого выпрямительного диода, катод которого соединен с положительным дополнительным проводом, а один из выводов второй — с катодом второго выпрямительного диода, анод которого соединен
Составитель Г, Нунупаров
Техред II.Õoäàíè÷ Корректор А. Зимокосов
Редактор Л. Лангаэо
Заказ 6326/24 Тираж 459 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4