Опора ротора авиационного газотурбинного двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опоре ротора авиационного газотурбинного двигателя. Целью изобретения является повышение надежности и долговечности опоры ротора. В опоре подшипник смонтирован в корпусе на демпфере. Де мп- . фер выполнен из двух втулок. Одна из них охватывает радиально-торцовое и контактное уплотнения. Исключаются относительные смещения этой втулки, разрезного графитового и лабиринтного колец. На внешней стороне втулки вьшолнены два кольцевых выступа для уплотнения камеры для откачки масла и конца демпферного зазора. Вторая втулка демпфера вместе С наружным кольцом подшипника и торцом разгрузочного устройства уплотняет другой конец демпферного зазора. Разгрузочное устройство, воспринимая силу веса ро.тора, обеспечивает вместе с . гидродемпфером необходимую жесткость опоры, центрирует ротор в опоре. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) (51) 4 F 16 С 27/00 фГ, ч -Ж1 :.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ. (2 1) 3917953/25-27 (22) 27.06.85 (46) 07.01.88. Бюл. 1Ф 1 (72) И.Д.Эскин и А.В.Сидоренко . (53) 621.822.6 (088.8) (54) ОПОРА РОТОРА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опоре ротора авиационного газотурбинного двигателя. Целью изобретения является повышение надежности и долговечности опоры ротора. В опоре подшипник смонтирован в корпусе на демпфере. Демп- . фер выполнен из двух втулок. Одна из них охватывает радиально-торцовое и контактное уплотнения. Исключаются относительные смещения этой втулки, разрезного графитового и лабиринтного колец. На внешней стороне втулки выполнены два кольцевых выступа для уплотнения камеры для откачки масла и конца демпферного зазора. Вторая втулка демпфера вместе с наружным кольцом подшипника и торцом разгрузочного устройства уплотняет другой конец демпферного зазора. Разгрузочное устройство, воспринимая силу веса ротора, обеспечивает вместе с гидродемпфером необходимую жесткость опоры, центрирует ротор в опоре.
1 ил.
13
Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам ротора авиационных газотурбинных двигателей.
Целью изобретения является повышение надежности, долговечности и экономичности опоры ротора. .На чертеже изображена предлагаемая опора.
Опора содержит корпус 1 с запрессованной в него переходной втулкой 2 для подшипника с отверстиями 3 для подачи масла, левую втулку 4 демпфе.ра, посаженную с натягом на наружное кольцо подшипника 5, правую втулку 6 демпфера с цилиндрическим хвостовиком
7 и двумя наружными кольцевыми выступами 8 и 9, установленную на подшипнике с малым натягом (беэ зазора), обеспечивающим ее перемещение относительно наружного. кольца подшипника 5, форсуночное кольцо 10 для подачи масла к подшипнику 5, запрессованное в правую втулку 6 демпфера, разрезное графитовое.кольцо 11 радиально-торцового контактного уплотнения, ротор 12 с установленными на нем втулкой 13 и лабиринтным кольцом
14, графитовое уплотнительное кольцо
15 и гофрированную пружину 16, установленные в крышке 17 камеры 18 для откачки масла, разгрузочное устройство, состоящее иэ связанных между собой жесткого кольца 19, установленной внутри переходной втулки 2 для подшипника и зафиксированной от проворота шпонкой 20, упругого кольца
21 и дистанционной прокладки 22 .
Возникающие в процессе работы колебательные ротора или его радиальные смещения под действием ударных или статических нагрузок передаются через подшипник 5 качения, собранный без зазора между телами качения и кольцами на втулке демпфера. В результате выполнения правой втулки 6 демпфера с цилиндрическим хвостовиком 7, который служит статором радиально-торцового контактного и лабиринтного уплотнений, поперечные колебания ротора не приводят к смещению разрезнЬго графитового кольца 11 относительно статора, неизменным и концентричным сохраняется "àêæå зазор между лабиринтным кольцом 14 и статором. Это приводит к уменьшению износа трущихся поверхностей радиально-торцового контактного уплотнения, уменьшаются также утечки воздуха, 64784 2
45 необходимого для поджатия разрезного графитового кольца 11, через лабиринтное уплотнение. Выполнение демпфера из двух втулок 4 и 6 позволяет уплотнить рабочий зазор между демпфером и переходной втулкой 2 для подшипника.
Под действием давления масла в рабочем зазоре правая втулка 6 демпфера смещается вправо, что приводит к уменьшению зазора между наружным кольцевым выступом на хвостовике 7 втулки и крышкой 17 камеры 18 для откачки масла и созданию повышенного гидравлического сопротивления на выходе из рабочего зазора, при этом второй наружный кольцевой выступ прижимается к гвафитовому уплотнительному кольцу 15, уплотняя камеру 18 для откачки масла. Уплотнение левого конца рабочего зазора осуществляется в результате прижатия под действием давления масла левой втулки 4 демпфера вместе с наружным кольцом подшипника 5 к жесткому кольцу 19 разгрузочного устройства.
Уплотнение рабочего зазора демпфера позволяет повысить его демпфирующую способность.
Использование разгрузочного устройства позволяет обеспечить центрирование ротора в опоре посредством упругого кольца 21 разгрузочного устройства, имеющего разрезную верхнюю часть, и дистанционной проклад+ ки 22. Воспринимая силу веса ротора на опору, разгрузочное устройство обеспечивает вместе с гидравлическим демпфером требуемую жесткость опоры.
Применение предлагаемой конструкции позволяет повысить надежность и долговечность радиально-торцового контактного уплотнения, уменьшить утечки воздуха через лабиринтное уплотнение, повысить демпфирующие свойства .опоры.
Формула изобретения
Опора ротора авиационного газотурбинного двигателя, содержащая корпус с переходной втулкой для подшипника, смонтированный на роторе подшипник качения, размещенный между ним и упомянутой втулкой демпфер, а также форсуночное кольцо для подачи смазки в подшипник, радиально-торцовое контактное уплотнение в виде закрепленной на роторе втулки, смон1У
5
r2
Составитель Т.Хромова
Техред Л.Сердюкова, Корректор О.Кравцова
Редактор Г.Гербер
Заказ 6551/27 Тираж 757 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 13647 тированной на корпусе крышки, разрезного графитового кольца, установленного с возможностью взаимодействия с торцовой поверхностью втулки и
5 внутренней цилиндрической поверхностью крышки, лабиринтное уплотнение, образованное установленным на роторе лабиринтным кольцом и внутренней цилиндрической поверхностью крышки, камеру для откачки масла между крышкой, корпусом и подшипником, о т— л и ч а þ ù à ÿ с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, она снабжена разгрузочным 15 устройством, состоящим из связанных между собой жесткого и упругого колец и дистанционной прокладки, а также уплотнительным графитовым кольцом, подпружиненным гофрированной пружиной, наружное кольцо подшипника установлено с возможностью осе84 4 вого перемещения, а демпфер выполнен из двух втулок, расположенных на наружном кольце подшипника с зазором по отношению к переходной втулке для подшипника, одна из втулок смонтирована с возможностью перемещения относительно наружного кольца подшипника и выполнена с цилиндрическим хвостовиком, охватывающим разрезное графитовое кольцо радиально-торцового контактного уплотнения и лабиринтное кольцо, на хвостовике выполнены два наружных кольцевых выступа, один из которых установлен с возможностью контакта с уплотнением графитовым кольцом, а другой установлен с зазорами между крышкой и переходной втулкой для подшипника, вторая втулка демпфера установлена с зазором относительно первой втулки и жестко закреплена на наружном кольце подшипника.