Способ регулировки бокового зазора и мертвого хода зубчатой пары

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам и методам контроля зубчатых передач. Цель изобретения - повьипение точности в условиях эксплуатации путем обеспечения возможности поддержания номинальных значений бокового зазора и мертвого хода. Это достигается тем, что в процессе эксплуатации зубчатой пары периодически измеряют температуру одновременно в зонах крепления входного и выходного валов в корпусе контролируемой пары и в зоне контакта зубчатого зацепления пары посредством устройств для измерения температур . По этим данным определяют изменение зазора в работающей паре и регулируют зазор принудительным изменением температуры в контролируемых зонах . (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1364850 А 1 (11 4 С 01 В 5/20

««л 1««« «+P ««, ««

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4050235/25-28 (22) 08.04.86 (46).07.01.88. Бюл. К 1 (71) Таганрогский радиотехнический институт им. В.Д.Калмыкова (72) 10.А.Дроздов; В.В.Метелкина и А.В.Письменов (53) 531:717.2:621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 619738, кл. F 16 Н 1/02, 1978, (54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ БОКОВОГО

ЗАЗОРА И МЕРТВОГО ХОДА ЗУБЧАТОЙ ПАРЫ . (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам и методам контроля зубчатых передач. Цель изобретения — повышение точности в условиях эксплуатации путем обеспече- ния возможности поддержания номинальных значений бокового зазора и мертвого хода. Это достигается тем, что в процессе эксплуатации зубчатой пары периодически измеряют температуру одновременно в зонах крепления входного и выходного валов в корпусе контролируемой пары и в зоне контакта зубчатого зацепления пары посредством устройств для измерения температур. По этим данным определяют изменение зазора в работающей паре и регулируют зазор принудительным изменением температуры в контролируемых эо- Я нах.

1364850 где,„и и мертвого хода.

Для реализации способа регулировки бокового зазора и мертвого хода зубчатой пары используют преобразователи температур, устанавливаемые в зоне контакта зубчатых колес и в зоне крепления входного и выходного валов в корпусе, селектор разности температур, усилитель, функциональный преобразователь и устройства для измерения температур, выполненные в виде щелевых нагревателей и расположенные 2р по соответствующим зонам крепления валов в корпусе, холодильник с трубками с калиброванными отверстиями, Способ осуществляется следующим образом. 25

В реальной зубчатой передаче величина первоначального бокового зазора j„ находится в интервале между величинами гарантированного бокового зазора j и вероятного максималь- ЗР ь мин ного бокового зазора j,„,и обуславливается сборкой передачи. В процессе эксплуатации происходит изменение величины первоначального бокового зазора ) „ на величину j „t, связанную с изменением разности температур эоны контакта зубчатого зацепления и крепления валов в корпусе и конструктивно-технологическими характеристиками элементов зубчатой передачи.

Действительная величина бокового зазора становится равной j > = j „— м

-j . Изменение разности температур зон контакта зубчатого зацепления и крепления валов в корпусе обуславливается нагревом эоны контакта в процессе эксплуатации при переменных вращательных моментах и нагревом (охлаждением) зон крепления валов в корпусе и зоны контакта зубчатого зацепления от окружающей среды.

Т,м, Т,, Тсб

Изменение

Вт + Т (1-8), с! 3, к где 8 = — — и Т вЂ” величины известс! к с6 ные для данного зацепления передачи,!

4р поэтому соотношение для Т „ можно представить в следующем виде

Т!, С + ЯТз„, 1

45 где С = Т, (1-9).

По линейной зависимости функции

Т „ = Й(Т „ ) определяется необходимое текущее значение Т „ для достижения

3 От

Таким образом, измерение разности температур зон контакта зубчатого зацепления и крепления валов в корпусе и в соответствии со знаком разности температур принудительные нагрев или охлаждение данных зон в зависимости от конкретной сложившейся ситуации в условиях эксплуатации позволяют компенсировать величины бокового зазора и стабилизировать первоИзобретение относится к машиностроению, а именно к средствам и методам контроля зубчатых передач.

Цель изобретения — повышение точности в условиях эксплуатации путем обеспечения воэможности поддержания номинальных значений бокового зазора

Величина изменения бокового зазора j „t определяется по формуле п = 68 Qкк (43к Зк Tñü < к (тк

-Т, Ц, температурные коэффициенты линейного расширения материала зубчатых колес и корпуса соответственно, 1/град, — межосевое расстояние зубчатой передачи, текущее значение, мм; температуры зубчатого колеса, корпуса в процессе эксплуатации и температура сборки соответственно, град. величины бокового заэоpa j Ät можно скомпенсировать соответствующим принудительным изменением разности температур эон крепления валов в корпусе и эоны контакта зацепления эа счет изменения температуры или эон крепления валов в корпусе, или зубчатого зацепления — в зависимости от условий эксплуатации.

Величина необходимой температуры ! эон крепления валов в корпусе Т „при текущем значении температуры зоны ! контакта зубчатого зацепления Т, „ для компенсации изменения величины бокового зазора jht определяется иэ соотношения с 3. к (TT6)+T6

at З.к со ° с к

1364850

1 и с V= 7 4---м mZ

Составитель Б.Афонский

Редактор П.Гереши Техред N.Дидык

Корректор М.Максимишинец

Заказ 6575/30 Тираж 680

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 начальную величину боковых зазоров зубчатого зацепления и мертвого хода, если передача реверсивна, и тем самым повысить точность зубчатой пере5 дачи и снизить дополнительные динамические нагрузки.

Пример . Зубчатая передача имеет параметры: делительные диаметры зубчатых колес Й, = 20 мм; д = 10

40 мм; межосевое расстояние A

30 мм; модуль m = 0,5 мм; материал зубчатых колес — сталь с температурным коэффициентом линейного расширения

Ы „ = 11,5 .10 1/град, материал 15 с корпуса — сплав алюминия с температурным коэффициентом линейного расширения o(„ = 22,7 10 1/град.

При изменении температуры эон крепления валов в корпусе и контакта 20 зубчатого зацепления передачи от -20 о до +80 С значение изменения величины бокового зазора 1 „ находится в пределах от 9 до -14 мкм, т.е. составляет 23 мкм. Если температура эон изменится от -40 до +80 С, то 1 „

27 мкм.

Вероятное максимальное значение бокового зазора 1„ „ „,для данной передачи для степеней точности 6,7 и 8 30 для сопряжения Н соответственно равно

26, 32 и 50 мкм, для сопряжения С вЂ”

45, 48 и 70 мкм.

Сопряжение Н обеспечивает минимальный допуск на боковой зазор, сле- 35 довательно, и минимальные дополнительные динамические нагрузки, но величина 1 1. = 27 мкм соизмерима с допусками бокового зазора Т и

= 26,32 мкм и поэтому окажет существе-40 ное влияние на погрешность угла поворота ведомого зубчатого колеса. Например, при первоначальном j „ =

13 мкм погрешность угла поворота ведомого колеса 4 Ц определяется по 45 формуле где 1„ — первоначальный боковой зазор, мкм;

Z " число зубьев колеса, m — модуль зубчатого зацепления, мм, и равна 4,81 угл.мин. При изменении температуры от -20 до +80 С с u изменяется в пределах 3,33-5,07 угл.мин, что составляет погрешность 36Х от первоначального значения с р при

j „= 26 мкм, /ц изменяется в пределе 14,8-5,5 угл. мин и составляет

967 от первоначального °

Таким образом, получено постоянное значение первоначального бокового зазора и мертвого хода для реверсивной передачи в условиях эксплуатации и при переменных вращательных моментах, формула и з о б р е т е н и я

Способ регулировки бокового зазора и мертвого хода зубчатой пары, заключающийся в том, что смещают в радиальном направлении зубчатые колеса относительно входного вала до номинального бокового зазора, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности в условиях эксплуатации путем поддержания номинальных значений бокового зазора и мертвого хода, периодически измеряют температуру одновременно в зонах крепления входного и выходного валов в корпусе контролируемой пары и в зоне контакта зубчатого зацепления пары, определяют изменение зазора в работающей паре и регулируют зазор путем принудительного изменения температуры в упомянутых зонах,