Ротор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель изобретення-улучшение массогабаритных показателей ротора. Ротор содержит вал 1 с тепловой трубой, в зоне 3 охлаждения которой установлен вентилятор 4, а зона 2 нагрева которой контактирует через теплопроводящие мосты 8 с тепловьщеляющими элементами. Благодаря тому, что вокруг по крайней мере одной из зон тепловой трубы размещены полости 9, заполненные плавящимся веществом, обеспечивается снижение массы и габаритов, так как при кратковременном возрастании тепловой нагрузки избыточная энергия расходуется на расплавление вещества, а тепловая т1руба работает в стабильном режиме. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. i (Л 00 О) СП to ел
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 Н 02 К 9/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМЪ/ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4041608/24-07 (22) 24.03.86 (46) 07.01.88. Бюл. N 1 (71) Новосибирский электротехнический институт (72) П.П.Маслов, И.П.Гранкин и И.В.Захарова (53) 671.313.713 (088.8) (56) Патент Швейцарии N 478411, кл. Н 02 К 9/22, 1972.
Заявка Франции N 2482378, кл. Н 02 К 9/22, 1979. (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель изобрете„„SU„„1365257 A1 ния-улучшение массогабаритных показателей ротора. Ротор содержит вал 1 с тепловой трубой, в зоне 3 охлаждения которой установлен вентилятор 4, а зона 2 нагрева которой контактирует через теплопроводящие мосты 8 с тепловьщеляющими элементами. Благодаря тому, что вокруг по крайней мере одной из зон тепловой трубы размещены полости 9, заполненные плавящимся веществом, обеспечивается снижение массы и габаритов, так как при кратковременном возрастании тепловой нагрузки избыточная энергия расходуется на расплавление вещества, а тепловая труба работает в стабильном режиме. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
1365257
Таким образом, размещение замкнутых полостей, заполненных плавящимся веществом вокруг по крайней мере од15 ной из зон тепловой трубы, и выполнение части теплопроводящих мостов с биметаллическим участком стабилизируют работу тепловой трубы, т.е. становится возможным встраивать в
20 ротор тепловую трубу, рассчитанную на узкий диапазон передаваемой тепловой нагрузки. Это позволяет снизить вес и габариты ее в два раза, что улучшает массогабаритные показатели ротора.
1.Ротор электрической машины, со30 держащий вал, расположенную в нем тепловую трубу, тепловьделяющие элементы, теплопроводящие мосты, соединяющие тепловьделяющие элементы с зоной нагрева тепловой трубы, и вентилятор, расположенный на валу в зоне охлаждения тепловой трубы, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения массогабаритных показателей, вокруг по крайней мере
40 одной из зон тепловой трубы расположены замкнутые полости, заполненные плавящимся веществом с температурой плавления, равной максимальной рабочей температуре. соответствующей зо45 ны тепловой трубы.
2. Ротор по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что часть теплопроводящих мостов выполнена с биметаллическим участком и прижата к поверх50 ности тепловой трубы.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в. электроприводах промышленных роботов и автоматических манипуляторах.
Цель изобретения — улучшение массогабаритных показателей.
На фиг. 1 изображен в данном случае, дисковой ротор;. электрической мапыны, общий вид; на фиг.2 — теплопроводящий мост с биметаллическим участком; на фиг.3 — положение теплопроводящего моста при нагреве.
Ротор содержит вал 1, тепловую трубу в валу с зоной 2 нагрева и зоной 3 охлаждения, вентилятор-радиатор 4, тепловыделяющие элементы: обмотку 5, коллектор 6, тормозную поверхность 7, теплопроводящие мосты
8, плавящееся вещество 9. Часть теплопроводящих мостов может иметь биметаллический участок 10 (фиг.2 и 3).
Охлаждение предлагаемой конструкции осуществляется следующим образом
Тепло от тепловыделяющих элементов, таких, как обмотка 5 ротора, коллектор 6, тормозная поверхность 7 ,передается к зоне 2 нагрева тепловой трубы через тепловодящие мосты 8.
Далее тепло тепловой трубы передается к зоне 3 охлаждения и рассеивается в окружающую среду на вентиляторерадиаторе 4. Теплопроводящие мосты 8 с биметаллическим участком 10 плотно . прижаты к корпусу тепловой трубы (фиг.2).
При возрастании тепловой нагрузки температура ротора увеличивается и достигает температуры плавления плавящегося вещества 9. Вещество 9 плавится с значительным поглощением энергии, поэтому температура ротора не возрастает выше температуры плавления указанного вещества.
Для более интенсивного плавления вещества 9 в начальный момент возрастания тепловой нагрузки и также для ограждения подвода тепла в этот момент к тепловой трубе часть теплопроводящих мостов 8 выполнена с биметаллическим участком 10. Этот участок 10 при возросшей температуре изгибается, и контакт между ним и корпусом тепловой трубы нарушается (фиг.3). Температура этих мостов 8 еще более возрастает, и вещество 9
10 вокруг них интенсивно плавится.
Ф о р мула и з о б р е т е н и я
1365257
Э
Рие.д
Составитель В.Константинов
Техред И.Верес Корректор H.МУска
Редактор Л.Зайцева
Тираж 665 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 6651/51
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул.Проектная, 4