Шаговый микроэлектродвигатель для кварцевых часов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике , k дискретному электроприво- . ду для кварцевых часов. Цель состоит в повьшении технологичности изготовления . Цель достигается тем, что двигатель снабжен соосной с ротором втулкой, установленной с натягом между полюсньП Ш наконечниками 8 и 9, - причем вся цилиндрическая поверхность 10,11 каждого полюсного наконечника прилегает к втулке, а обмотка 12 расположена на одном из магнитопроводов 3 или 4 так, что один из ее торцов лежит в одной плоскости I3 с торцом одного из полюсных наконечников 8 и 9. Магнитопровода 3 и 4 устанавливаются так, чтобы их полюсные наконечники 8 и 9 лежали в одной плоскости, а цилиндрические поверхности 10,11 полюсных наконечников 8, 9 на всем своем протяжении прилегали к наружной поверхности втулки, создавая радиальный натяг между ними, который обеспечивается за счет совмещения осей их крепежных отверстий 5, 6 запрессовкой в них штифта 7. 1 з.п. ф-лы, 5 ил. fi (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
А1 (19) (11) (51) 4 H 02 К 37/12
3СЕСОН)ЗИ % „И
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2J ) 3518137/24-07 (22) 07,12.82 (46) 07.01.88. Бюл. N - 1 (71) Научно-исследовательский институт часовой промьппленности (72) Д.Д.Малкин, А.В.Симбирцев, В.В.Медянцев, А.А.Кецарис, Г.А.Круглов, В.А.Денисов и В.И.Калашников (53) 621.313.84(088.8) (56) Патент Франции В 2242802, кл. Н 02 К 37/00, 1975.
Патент Франции N - 2456417, кл. Н 02 К 37/00, 1980. (54) ШАГОВЫЙ МИКРОЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
ДЛЯ КВАРЦЕВЫХ ЧАСОВ (57) Изобретение относится к электротехнике, к дискретному электроприво- . ду для кварцевых часов. Цель состоит в повышении технологичности изготовления. Цель достигается тем, что двигатель снабжен соосной с ротором втулкой, установленной с натягом между полюсными наконечниками 8 и 9, причем вся цилиндрическая поверхность 10,11 каждого полюсного наконечника прилегает к втулке, а обмотка 12 расположена на одном из магнитопроводов 3 или 4 так, что один из
/ ее торцов лежит в одной плоскости 13 с торцом одного из полюсных наконечников 8 и 9. Магнитопроводы 3 и 4 устанавливаются так, чтобы их полюсные наконечники 8 и 9 лежали в одной плоскости, а цилиндрические поверхности 10,11 полюсных наконечников 8, 9 на всем своем протяжении прилегали к наружной поверхности втулки, создавая радиальный натяг между ними, который обеспечивается за счет совмещения осей их крепежных отверстий 5, 6 запрессовкой в них штифта 7. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
1 13
Изобретение относится к электротехнике, к дискретному электроприводу для кварцевых часов.
Цель изобретения — повышение технологичностй изготовления двигателя.
На фиг.l представлен предлагаемый микроэлектродвигатель, общий вид, на фиг.2 — сечение А-А на фиг.l; на фиг.3 — расположение магнитоироводов до их сочленения, на фиг.4 и 5 — варианты установкн втулки, крышки и опор с учетом использования двигателя в часовых механизмах.
Двигатель содержит ротор 1, выполненный.в виде цилиндрического постоянного магнита, закрепленного на оси 2, и магнитопроводы 3 и 4 с крепежными отверстиями 5 и 6, служащими для соединения магнитопроводов 3 и 4 внахлестку с помощью колонки, штифта или винта 7. Магнитопроводы 3 и 4 имеют полюсные наконечники 8 и 9 с цилиндрическими поверхностями 10 и
11, обращенными одна к другой. На магнитопроводе 3 установлена катушка 12 обмотки управления, причем предпочтительно, чтобы ее торец лежал в одной плоскости 13 с торцовой поверхностью магнитопровода 3. Полюсные наконечники 8 и 9 своими цилиндрическими поверхностями 10 и 11 охватывают втулку 14, наружный диаметр которой равен диаметру полюсных наконечников 8 и 9. Благодаря тому, что на магнитопроводе 3 расстояние 1 между центрами окружностей отверстия
5 и цилиндрической поверхности 11 меньше расстояния между центрами окружностей отверстия 6 и цилиндрической поверхности 10 магнитопровода 4, т.е ° соблюдено неравенство 1 " 1 (фиг.3), установка колонки„- винта или штифта обеспечивает силовое замыкание магнитопроводов 3 и 4 вокруг втулки 14, после чего деформационные усилия удерживают в сборе все указанные детали двигателя. Желательно разность размеров 1 и 1> иметь не более половины диаметра крепежных отверстий 5 и 6 магнитопроводов 3 и 4.
Втулка 14 может быть снабжена хвостовиком 15, с помощью которого двигатель координируется на пластине часового механизма, или быть выполненной как единое целое с этой пластиной (фиг.5). В отверстии втулки
14 установлена опора 16 оси ротора..
55 ным отличительным особенностям предлагаемого двигателя существенно упрощается технология его изготовления, в частности, одной операцией — устанонкой штифта надежно соединяются
65277 2
Вторая опора 17 этой же оси 2 может быть установлена как в крьппке 18 двигателя, так и в мосте 19 часового механизма (фиг ° 4 и 5).
При установке опоры 17 в крышке
18 двигатель становится полностью автономным блоком, что облегчает его изготовление и проверки. Расположе1ð ние опоры 17 в мосте 19 часового механизма обеспечивает наилучшие условия для сочленения оси 2 двигателя с часовым механизмом.
Сочленение крьппки 18 с втулкой
1r 14 осуществляется тоже за счет силового замыкания благодаря встречно направленным коническим поверхностям
20 на конце втулки 14, противоположным хвостовику 1 5, и на выступе 21 крышки (фиг;4 и 5) .
Между торцами втулки 14 и крышки
18 размещен фиксатор 22, выполнен-, ный в виде кольца переменной ширины или толщины.
25 Двигатель работает следующим образом.
При обесточенной обмотке 12 управления ротор 1 занимает исходное положение, при котором постоянный ч0 магнит располагается своими полюсами в направлении максимальной магнитной проводимости, а оно благодаря фикса тору 22 не совпадает с направлением магнитной индукции, обусловленной намагничивающей силой обмотки управ- ления. При подаче в эту обмотку импульса тока от взаимодействия магнитных потоков постоянного магнита и обмотки управления возникает вращаю40 щий момент, поворачивающий ротор на угол, близкий к 180 . После прохождения импульса тока ротор 1 под действием реактивного момента, обусловленного потоком постоянного магнита и
45 неравномерностью магнитной проводимости зазора между ротором и статоо ром, доворачивается до 180 ° При последующем прохождении импульса тока противоположной полярности по тем же
50 причинам ротор поворачивается в том о же направлении еще на 180,. тем самым завершается цикл работы двигателя. Далее процесс повторяется.
Таким образом, благодаря указан з 13652 между собой основные детали и узлы двигателя, обеспечивается при этом стабильный воздушный зазор между ротором 1 и статором, а предлагаемые конструктивные меры позволяют упростить изготовление узла с обмоткой
/ путем намотки катушки непосредственно на магнитопровод, не ухудшая заполнения объема двигателя активными материалами.
Формула изобретения
1. Шаговый микроэлектродвигатель для кварцевых часов, содержащий ротор с цилиндрическим постоянным магнитом, установленным на оси, и статор с двумя магнитопроводами, скрепленными между собой на одном конце, 20 и катушкой обмотки управления, установленной на одном из магнитопроводов, причем у каждого магнитопровода на одном конце выполнено крепежное отверстие, а на другом — полюса, имею- 25 щие плоскости разъема и цилиндрические поверхности одного диаметра, обращенные одна к другой, между которыми установлен ротор, о т л и ч а ю77 4 шийся тем, что, с целью повышения технологичности изготовления двигателя, он снабжен втулкой и фиксатором, втулка установлена соосно с цилиндрическими поверхностями полюсов, имеет наружный диаметр, равный внутреннему диаметру полюсов, и закреплена между ними с деформацией магнитопроводов, созданной за счет выполнения их с межцентровыми расстояниями, удовлетворяющими неравенству
1 1, где 1 — расстояние между центрами крепежного отверстия и цилиндрической поверхности магнитопровода с полюсом, обращенным своей поверхностью к крепежному отверстию, 1 — аналогичный размер второго маг3 нитопровода, а фиксатор расположен между полюсами и втулкой.
2. Микроэлектродвигатель по п.1, отличающийся тем, что катушка установлена на магнитопроводе с полюсом, обращенным цилиндрической поверхностью к крепежному отверстию, плоскость разъема полюсов перпендикулярна к оси катушки, а торец катушки лежит в этой плоскости.
1365277
17 1 И 20 1
1365277
17 19 ф
20 27
Составитель Л.Шакина
Техред И.Дидык
Корректор С. Шекмар
Редактор И.Горная
Заказ 6652/52
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Тираж 665 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий . 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5