Зажимное устройство машины для сварки трением
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к сварке трением деталей округлого сечения при фиксации их в процессе сварки за внутреннюю или внешнюю боковую поверхность. Цель изобретения - повьшение надежности зажимного устройства . При установке свариваемых заготовок на посадочную поверхность корпуса 1 и их посадке на упорные торцовые поверхности валов 2 осуществляется предварительный поджик деталей гайкой 5, соединенной с приводом , за счет установки валов под углом к продольной оси корпуса 1. В процессе сварки на валы 1 одновременно действуют осевое сварочное давление , вызывающее дальнейший сдвиг валов и зажим деталей, и крутящий момент. В результате этого валы поворачиваются относительно своей оси, дополнительно поджимая свариваемую деталь. Сопрягаемая поверхность между контактной и посадочной поверхностями валов обеспечивает значительную площадь контакта при повороте валов. После окончания цикла и снятия сварочного давления при помощи гайки 5 валы перемещаются вправо и за счет формы паза в валах и изменения зазора между диаметрами они возвращаются в исходное положение. Устройство позволяет исключить проскальзывание свариваемой заготовки в процессе цикла сварки. 4 ил. . А-А i СЛ 00 05 00 00 00 «v&
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 В 23 К 20/12 37/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Щ .Д 4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4124340/25-27 (22) 29.09.86 (46) 23,01.88. Бюп. № 3 (72) В,А.Цеханович и Л.С.Канель (53) 62 1.79 1,039 (088.8) (56) Сварка трением в автомобилестроении. Руководящий технический материал (РТМ) 37.002,0365-,82, КТИАМ.—
Челябинск, 1982, с.бб и 67, рис.4547.
Вавилов А.Ф., Воинов В.П. Сварка трением. — M.: Машиностроение, 1964, с.116-117. (54) ЗАЖИМНОЕ УСТРОЙСТВО МАШИНЫ ДЛЯ
СВАРКИ ТРЕНИЕМ (57) Изобретение относится к сварке трением деталей округлого сечения при фиксации их в процессе сварки за внутреннюю или внешнюю боковую поверхность, Цель изобретения — повышение надежности зажимного устройства. При установке свариваемых заготовок на посадочную поверхность корпуса 1 и их посадке на упорные
„„SU„„1368138 А 1 торцовые поверхности валов 2 осуществляется предварительный IIopKHY. деталей гайкой 5, соединенной с приводом, за счет установки валов под углом к продольной оси корпуса 1. В процессе сварки на валы 1 одновременно действуют осевое сварочное давление, вызывающее дальнейший сдвиг валов и зажим деталей, и крутящий момент. В результате этого валы поворачиваются относительно своей оси, дополнительно поджимая свариваемую деталь. Сопрягаемая поверхность между контактной и посадочной поверхностями валов обеспечивает значительную площадь контакта при повороте валов.
После окончания цикла и снятия сварочного давления при помощи гайки 5 валы перемещаются вправо и за счет формы паза в валах и изменения зазора между диаметрами они возвращаются в исходное положение. Устройство позволяет исключить проскальзывание свариваемой заготовки в процессе цикла сварки. 4 ил.
1368 138
Изобретение относится к сварке трением деталей округлого сечения при фиксации их в процессе сварки за внутреннюю или внешнюю боковую повер5 хность °
Цель изобретения — повышение надежности зажимного устройства.
На фиг.1 представлено устройство, фронтальный вид; на фиг.2 — разрез
А-А на фиг.1; на фиг.3 — сечение Б-Б на фиг.2, на фиг.4 — сечение В-В на фиг.2. устройство состоит из корпуса 1, который крепится к шпинделю свароч"7 ной машины или базовой детали задней бабки (не показаны). В корпусе под углом выполнены сверления, в которые установлены валы 2.диаметром Ю6. Для повьппения технологичности изготовления валы сопрягаются с отверстиями корпуса через втулки 3. В принципе можно обойтись и без этих деталей, сопрягая валы непосредственно с посадочными отверстиями, выполненными в корпусе 1. Втулки стопорятся в своих посадочных гнездах штифтами 4. В пазы валов 2 входит фланец гайки 5, которая через резьбовое отверстие связана со штоком привода предварительного зажима свариваемой детали.
Для исключения перекоса гайки в процессе ее работы, она имеет посадочную поверхность, установленную в коль° н цевую выточку корпуса 1 (4 Ä100 ).
-B месте выхода задних частей валов
2 гайка 5 имеет соответствующие выборки (Ф ).
С торца корпус 1 закрыт. крьппкой
6, зафиксированной винтами 7. Контактная поверхность валов. выполнена рифленной по диаметру детали (g5„) (фиг ° 4) и сопряжена по радиусу R ñ поверхностью валов (ф =45 мм). Так как в
45 сечении В-В диаметр вала представляет овал, он не проставлен на фиг.4.
Внутренняя кольцевая выточка пазов валов 2 выполнена по наружному диаметру фланца гайки 5 — сечение
Б-Б (фиг.3). При крайнем правом (выдвинутом) положении валов 2 зазор между ними близок к нулю. Оси отверстий в корпусе 1 под установку валов (втуо лок) составляют угол в 12 с его горизонтальной осью.
Устройство работает следующим образом.
При крайнем правом положении валов 2 (гайки 5) свариваемая деталь, в частности половина опорного ролика трактора Т-130М, одевается на посадочную поверхность корпуса и на контактную поверхность валов до упора в их торцовые базовые поверхности (механизмы загрузки, сама сварочная машина и ее узлы не показаны).
После этого включают привод и гайка 5 перемещается влево, при этом задняя торцовая часть ее фланца,.полученного в результате выборки в теле гайки 5, находясь в контакте с задней боковой поверхностью паза валов 2, вызывает их синхронное перемещение до устранения зазора между их контактной поверхностью и внутренней поверхностью свариваемой заготовки и ее зажим вследствие наклонной установки валов.
Синхронность обеспечивается точностью изготовления пазов в валах 2 при их одновременной совместной обработке с установкой в корпусе 1 и при наличии надежного сопряжения гайки
5 с корпусом 1 (шток-гильза) . При этом движении валов между внутренней кольцевой выточкой пазов валов 2 и наружным диаметром упомянутого фланца гайки 5 образуется видимый зазор, увеличивающийся при дальнейшем движении валов 2 (фиг 3)
В начале процесса сварки осевое ,сварочное давление передается через сварочный стык на валы через их торцовую базовую поверхность и вызывает дальнейшее перемещение валов 2 и дальнейший зажим детали, Валы в этом случае работают, как кулачки с клиновой рабочей поверхностью или как лепест1 ки цанги. Одновременно с этим фактором в начале цикла сварки на валы начинает действовать крутящий момент, который вызывает одновременный с осевым перемещением валов их поворот вокруг собственной оси, обеспечивая дополнительный зажим заготовки, благодаря эксцентриситету контактной поверхности Ф относительно оси поворота валов 2. При этом, так как контактная поверхность сопряжена радиусом К с посадочной поверхностью валов, отсутствует острая кромка по линии их пересечения, и валы контактируют с поверхностью свариваемой детали по значительной площади. Присутствие кольцевого зазора между пазами валов з 13681
2 и местными фланцами гайки 5 (фиг.3) не препятствует повороту валов в процессе сварки. После окончания процесса включается привод, гайка 5 (фиг.2) движется вправо, передавая это движе
5 ние валам через переднюю торцовую часть своего упомянутого фланца на переднюю боковую поверхность паза валов, последние смещаются по наклонной 10 поверхности, выводя контактные поверхности из соприкосновения с базовой поверхностью сварного узла, при этом кольцевой зазор между пазами валов и гайкой 5 (сечение Б-Б на фиг.3) уменьшается, вызывая поворот валов в процессе их поступательного движения в исходное положение.
Узел снимается с посадочной поверхности корпуса и контактной поверхно- 0 сти валов, и цикл повторяется.
К основным преимуществам рассматриваемого зажимного устройства относится простота конструкции, обеспечивающая надежность ее работы и ста- 2 бильную точность свариваемых узлов, 1 имеющих большие и неравномерные колебания площади свариваемого сечения и значительные несбалансированные относительно оси вращения массы.
Основное достоинство: использование для зажима детали одновременно двух основных факторов процесса— осевого давления и крутящего момента с реализацией этого через одну деталь—
38
4 вала специального профиля одновременно перемещающегося по наклонной поверхности в посадочных отверстиях корпуса (втулки) и поворачивающегося в этих же посадочных отверстиях относительно собственной оси.
К достоинствам также относится высокая технологичность конструкции и незначительное количество входящих деталей.
Аналогична конструкция устройства для зажима деталей за внешнюю боковую поверхность (валы, стержни).
Формула изобретения
Зажимное устройство машины для сварки трением, содержащее корпус с посадочной поверхностью для свариваемой детали и валы, установленные в отверстиях корпуса с возможностью поворота и взаимодействия с приводом предварительного зажатия, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, валы установлены с возможностью осевого перемещения под углом к продольной оси корпуса, при этом вершины углов наклона валов направлены к посадочной поверхности, а части поверхностей валов для установки на них свариваемого изделия, обработаны по радиусу, центр которого находится на продольной оси устройства, и сопряжены с посадочной, поверхностью.
1368138
Составитель И.Фелицина
Техред Д.олейник
Редактор Г. Гербер
Корректор M. демчик
Тираж 920
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 152/14
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул,Проектная,4