Понтон гидротехнического сооружения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к гидротехническим соорркениям. Цель изобретения - упрощение процесса эксплуатации путем устранения nepiSKOca понтона при погружении и подъеме. Понтон содержит полый корпус 1, разделенный управляющим отсеком 2 на две полости 3 и 4. Отсек 2 имеет воздушный 5 и водяной патрубки и в нем размещено клапанное регулирующее устройство, которое позволяет при крене корпуса 1 прекратить подачу воздуха в вышерасположенну1ч полость 3 или 4 при всплытии -корпуса 1 или прекратить поступление воды в нижерасположенную полость 3 или 4 при погружении корпуса 1 на дно водоема. 6 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
ÄÄsuÄÄ re а1 . (S1) 4 Е 02 В 9/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4090992/29-15 (22) 09.07.86 (46). 23.01.88. Бюл. И 3 (71) Башкирский сельскохозяйственный институт (72) А.И.Лемешев, Д.А.Гайнанов и Э.П.Лемешева (53) 627.83(088.8) (56) Заявка Японии Р 58-6007, кл. Е 02 В 15/04, 1983.
Авторское свидетельство СССР
У 1065526, кл. Е 02 В 8/02, 1984. (54) ПОНТОН ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к гидротехническим сооружениям. Цель изобретения — упрощение процесса эксплуатации путем устранения перекоса понтона при погружении и подъеме. Понтон содержит полый корпус 1, разделенный управляющим отсеком 2 на две полости
3 и 4. Отсек 2 имеет воздушный 5 и водяной патрубки и в нем размещено клапанное регулирующее устройство, которое позволяет при крене корпуса
1 прекратить подачу воздуха в вышерасположенную полость 3 или 4 при всплытии .корпуса 1 или прекратить посф тупление воды в нижерасположенную полость 3 или 4 при погружении корпуса
1 на дно водоема. 6 ил.
С:
13683
Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и.может быть использовано в качестве регулирующего устройства при подъеме и погружении
5 н воду подвижных забральных стенок из гибких материалов, плавучих волноломон и других устройств, имеющих понтоны.
Цель изобретения — упрощение процесса эксплуатации путем устранения перекоса понтона при погружении и подъеме.
Па фиг. 1 изображен понтон, продольный разрез; на фиг. 2 — узел на фиг. 1; па фиг. 3 — то же, при перекосе понтона, на фиг. 4 — разрез
Л-Л нrr фиг. 2; на фиг. 5 — разрез Б-Б на фиг. 3, на фиг. 6 — разрез В-В на фиг. 2.
Понтон гидротехнического сооружения содер>кит полый корпус 1, разделенгггггг управляющим отсеком 2 на дне полости 3 и 4. Отсек 2 имеет в верхней части воздушный патрубок 5, соединен- 25 ный с компрессором (не показан), а в нижней части — водяной патрубок 6, сообщенный с водоемом, в котором расположен понтон. В отсеке 2 размещено клапанное регулирующее устройство, д0 выполненное в виде расположенных на осях 7 и 8 один над другим днуплечих рычагов 9 и 10, крыль- чаток 11 и 12, установленных на осях
13 и 14 н патрубках 5 и 6, и распре- . делителей, установленных на оголовках
35 патрубков 5 и 6 и выполненных в виде сферообразных внешних тарелей 15 и
16,,:станонленных в кольцах 17 с бортиками и жестко соединенных с концами осой 13 и 14, и внутренних сферообразных тарелей 18 и 19 жестко соединенных с плечами рычагов 9 и 10.
11ижнео нле ro рычага 9 имеет маятниковый груз 20 с вилкой 21, в которой расположено верхнее плечо рычага 10.
Тарели 15 и 16 имеют ограничители
22 и 23, взаимодействующие с упорами
24 и 25, закрепленными к патрубкам
5 и 6 и дающими возможность поворота тарелей 15 и 16 на 90 на осях 7 и
8. Тарели 15 и 16 выполнены с двумя фигурными отверстиями, состоящими из радиально сходящейся прорези 26, радиально расходящейся прорези 27 и
55 соединяющей их дугообразной прорези
28. В тарелях 18 и 19 выполнены по дна отверстия 29 и 30, расположенные на расстоянии друг от друга, равном
76 2 расстоянию между прорезями 28. К отверстиям 29 и 30 тарелей 18 и 19 подключены шланги 31 и 32, которые вторыми концами соединены через отверстия 33 и 34 с полостями 3 и 4 корпуса 1. В полостях 3 и 4 на шарнирах
35 и 36 установлены попланконые клапаны 37 и 38, которые в своих крайних положениях перекрывают отверстия 33 и 34, Понтон работает следующим образом.
При необходимости подъема понтона в его полости 3 и 4 компрессором под расчетным давлением подается по патрубку 5 воздух. Под действием воздушного потока крыльчатка 11 с закрепленной с ней соосно тарелью 15 повернется против часовой стрелки на оси 13 в свое крайнее положение, когда отверстия 29 и 30 тарели 18 совпадут с радиально сходящимися прорезями 26 тарели 15. При этом такое крайнее положение крыльчатки 11 и тарели 15 стабилизируется взаимодействием ограничителя 22 и упора 24. В момент пово рота тарели 15 йодача ноздуха осуществляется через дугообразные прорези
28. Воздух, поступающий в полости 3 и 4 понтона, вытесняет из них воду, которая через шланги 32 и отверстия
29 и 30 тарели 19 поступает н патрубок 6, где под действием исходящего тока воды крыльчатка 12 повернется на оси 14 по часовой стрелке вместе с тарелью 16 в крайнее положение, фиксируемое ограничителем 23 и упором
25. При этом отверстия 29 и 30 совместятся с радиально сходящимися прорезями 26 тарели 16. В момент поворота крыльчатки 12 отток воды из корпуса 1 понтона происходит через дугообразные прорези 28 тарели 16.
В случае наличия крена понтона (например, правая часть понтона уходит вверх с опережением левой) рычаг
9, под действием удерживающего момента груза 20, повернется на оси 7 от-. носительно понтона по часовой стрелке. При этом тарель 18 сместится относительно-тарели 15 так, что отверстие 30, через которое осуществляется подача воздуха в полость 4 корпуса
1 выйдет за пределы прорези 26 и перекроется тарелью 18, а отверстие 29, питающее воздухом опустившуюся часть корпуса 1 (полость 3), сместится к центру тарели 15 по радиально сходящейся прорези 26 и подача воздуха в
55 з 13683 полость 3 продолжается. При больших кренах корпуса .1 смещение качающсйся тарели 18 ограничивается бортикам . кольца 17. Одновременно с поворотом
5 рычага 9 происходит и смещение сочлененного с ним вильчатым соединением рычага 10, который повернется на аси 8 против часовой стрелки, в результате чего тарель 19 сместится относительно тарели 16. При этом отверстия 30, через которые осуществляется отток воды из поднявшейся полости 4 понтона, выйдут за пределы радиально сходящейся прорези 26 и перекроются тарелью 16, а отверстия 29, через которые осуществляется отток воды из опустившейся левой полости 3 понтона, сместятся к центру клапана 16 в пределах радиально сходящейся прорези 26, что не вызывает прекращения истечения воды. Смещение тарели 19 ограничивается бортиками кольца 17, чем исключается изменение проектного режима подачи воздуха и 25 оттока воды из понтона, обеспечивающего опережающее заполнение воздухом опустившейся левой части понтона и придание ей тем самьм большей плавучести.
По мере выравнивания крена понтона и приобретения им горизонтального положения рычаг 9 под действием груза
20 займет прежнее па отношению к понтону положение, когда тарели 18 и 19
35 вернутся в исходное состояние (фиг.2), обеспечивающее обеим частям понтона одинаковые подачу воздуха и отток воды.
Па достижению понтоном проектного верхнего положения поплавки 37 и 38 под действием собственного веса и избытачнога давления в понтоне опустятся на шарнирах 35 и 36 и перекроют отверстия 34, исключая этим выброс воздуха в атмосферу через патрубок 6.
При необходимости погружения понтона из его полостей 3 и 4 удаляется воздух. При этом воздушный поток через трубопроводы 31 поступает в воздуховод 5, где под его действием
50 крыльчатка 11 совместно с тарелью 15 повернется на оси 13 по часовой стрелке в крайнее правое положение, фиксируемое взаимодействием ограничителя 22 у упора 24. В таком положении отверстия 29 и 30 тарели 18 совпадут с радиально расходящимися прорезями
27 тарели 15 (фиг. 5). Выпуск возду76 ха из понтона обеспечивает поступление в него через водовод 6 воды, пад действием потока которой крыльчатка
12 повернется совместно с тарелью 16 на оси 14 в свое крайнее левое поло— жение, фиксируемое взаимодействием ограничителя 23 и упора 25. При этом отверстия 29 и 30 тарели 19 совпадут с радиально расходящимися прорезями
27 тарели 16. Б случае крена понтона„ например когда правая часть погружается с опережением левой части (фиг.3) рычаг 9 под действием груза ?О повернется на оси 7 гратив часовой стрелки так, что тарель 18 сместится относи àðå l5. При То отверстия
30, через которые ваздух иэ полости
4 корпуса 1 понтона выходит в ваздуховод 5, сместятся .ближе к центру тарели 15 за пределы соответствующей прорези 27 и перекроются тарелью 15, в результате чего отток воздуха прекратится. В то.же время отверстие 29 клапана 18, через которое осуществляется опорожнение левой полости 3 корпуса 1 понтона, сместится ат центра клапана 15 в пределах соответствующей прорези 27 и отток воздуха из левой полости 3 не прекратится.
Одновременно со смещением рычага
9 произойдет и поворот по часовой стрелке на оси 8 сочлененного с ним рычага 10. В результате этого отверстие 30 кпапана 19, через которое осуществляется поступление воды в опустившуюся правую полость 4 понтона, сместится ближе к центру клапана 16, выйдет за пределы соответствующей радиально расходящейся прорези 27 и перекроется тарелью 16, что прекратит подачу воды в правую полость 4 понтона. В то же время отверстие 29, через которое поступает вода в поднявшуюся левую полость 3 понтона, сместится от центра тарели 16 к бортику кольца
17 в пределах соответствующей радиально расходящейся прорези 27. что не изменит условий подачи воды в эту полость 3 понтона и позволит заполнить ее балластной водой с опережением правой полости 4, погружение которой замедлено. Опережающее погружение левой части корпуса 1 позволит выровнять понтон и придать ему горизонтальное положение, когда рычаг 9 под действием груза 20 займет первоначальное положение, при котором тарели 18 и 19 обеспечат одинаковый
13683 отток воздуха и поступление иоды в обе полости 3 и 4 корпуса 1 понтона.
По достижению полного заполнения корпуса 1 понтона балластной водой поп5 лавки 37 и 38 поднимутся и перекроют входные отверстия 33 шлангов 31, чем исключат попадание воды в патрубок 5 и облегчат процесс подъема понтона.
10 формулаизобретения
Понтон гидротехнического сооружения, включающий полый корпус, воздушный и водяной патрубки и клапанное регулирующее устройство, о т л и ч а- 15 ю шийся тем, что, с целью упрощения процесса эксплуатации путем устранения перекоса понтона при погружении и подъеме, корпус разделен на две полости с образованием между ними управляющего отсека, к верхней и нижней частям которого подсоединены соответственно воздушный и водяной патрубки, а клапанное регулирующее устройство выполнено в виде располо76
6 женных внутри управляющего отсека один над другим двух двуплечих рычагов, верхний из которых имеет на нижнем плече маятниковый груз с вилкой, а нижний расположен верхним плечом в вилке груза верхнего рычага, крыльчаток, установленных на осях внутри воздушного и водяного патрубков, и распределителей, установленных на оголовках воздушного и водяного патрубков, причем каждый распределитель выполнен в виде двух взаимодействующих между собой сферообразных. тарелей, внутренняя из которых жестко соединена со свободным плечом рычага и выполнена с двумя отверстиями, соединенными.шлангами с полостями корпуса, а внешняя жестко соединена с осью крыльчатки, имеет ограничители поворота и выполнена с двумя фигурными отверстиями, состоящими из радиально сходящейся, радиально расходящейся и соединяющей их дугообразной прорезей.
13
1368376
1368376
Составитель А.Сергеев
Техред М.Ходанич Корректор А.Тяско
Редактор Н.Рогулич
Заказ 200/26 Тираж 636 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r.ужгород, ул.Проектная, 4