Способ заполнения заправочных топливных емкостей для автомобилей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к способам заполнения заправочных топливных емкостей для двигателей внутреннего сгорания автомобилей с использованием природного газа и может найти применение на транспорте и в стационарных двигательных установках. Способ проводят путем контактирования сжиженного природного газа с активированным углем при давлении 25 атм и для повышения срока службы емкостей контактирование осуществляют пропусканием газа через уголь в количестве 1,5-8 кг на 1 кг угля. Реализация изобретения позволяет повысить объемную плотность топлива в топливном резервуаре в 3-5,4 раза. 1 табл. €
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (19) (11) (51) 4 С 01 В 3/00
ВСЕ! " 114Я
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТ8ЕНКЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3982173/23-26 (22) 02.12.85 (46) 30.01.88. Бюл. )(- 4 (75) Н.Г.Вилесов, В.Г.Большунов, В.А.Звонов,.Н ° Н.Левчук, В,И,Черных и В,Г ° Василенко (53) 661.961 (088,8) (56) Середин Г. Вытеснение бензина.—
HTP проблемы и решения. Бюлл.общ,:
Знание, 1985, Ф 3, с.8 (54) СПОСОБ ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАПРАВОЧНЫХ
ТОПЛИВНЫХ ЕМКОСТЕЙ (57) Изобретение относится к способам заполнения заправочных топливных емкостей для двигателей внутреннего сгорания автомобилей с использованием природного газа и может найти применение на транспорте и в стационарных двигательных установках.
Способ проводят путем контактирования сжиженного природного газа с активированным углем при давлении
25 атм и для повышения срока службы емкостей контактирование осуществляют пропусканием газа через уголь в количестве 1,5-8 кг на 1 кг угля. Реализация изобретения позволяет повысить объемную плотность топлива в топливном резервуаре в
3-5,4 раза. 1 табл.
13700
20
450 х 0 2 х 6 х 0 72
100
Изобретение относится к способам заполнения заправочных топливных емкостей для двигателей внутреннего сгорания автомобилей с использованием природного газа и может найти применение на транспорте и в стационарных двигательных установках.
Цель изобретения — повышение срока службы емкостей эа счет увеличения .количества топлива в емкости.
Способ осуществляют следующим образом.
Баллон (реэервуар) с рабочим давлением до 50 атм оборудуют вторым дополнительным вентилем и заполняют через резьбовое отверстие для вентиля гранулированным активным адсорбентом, например активированным углем. Заполненный баллон подключают по принципу фильтра в линию природного rasa, например на городской гаэораспределительной станции, где осуществляется сброс давления газа от "магистрального" (50-30 атм) до
"городского" (3-12 атм). Природный газ пропускают через баллон при давлении, не превышающем рабочее с объемной скоростью до 2000 ч . Время пропускания устанавливают, исходя иэ емкости баллона, заполненного адсорбентом, из расчета прохождения
1,5-8 кг природного газа на каждый килограмм адсорбента. По окончании наполнения вентили закрывают, баллон устанавливают на автомобиль. При таком способе заправочная емкость будет содержить топливо, состоящее из метана и его гомологов при значительной доле фракции С, — С . 40
Пример 1.(известный способ).
Баллон емкостью 1 л вакуумируют при помощи насоса Комовского, помещают в термостат с водой при 22 С и подключают через редуктор под давлением 45
25 атм к баллону, наполненному "сетевым" природным газом (емкость 40 л, давление 150 атм). Количество накопленного в баллоне топлива, определенное взвешиванием, составило 21,0 г. 50
Пример 2 (известный способ).
Баллон емкостью 1 л заполняют через реэьбовое отверстие вентиля гранулированным активированным углем АГ-2, фракция 1-2 мм, в количестве 600 г.
Баллон помещают в термостат с водой при 22 С, вакуумируют при помощи насоса Комовского и подключают через редуктор под давлением 25 атм к бал71 2 лону с сетевым природным газом.
Количество накопленного топлива, определенное взвешиванием, составляло 32,8 г.
Пример ы 3 — 8 (предлагаемый способ). Для опытов используют баллон емкостью 1 л, сваренный иэ двух верхних (с вентилями) половин однолитровых баллонов. Перед сваркой баллон наполняют 600 r активированного угля АГ-2 фракции 1-2 мм. Баллон поо мещают в термостат с водой при 22 С и подключают через ред ктор под давлением 25 атм к баллону с "сетевым" природным газом (емкость 40 л, давление 150 атм) ° Количество пропущенного газа после сброса давления замеряют ротаметром, откалиброванным по метану. Периодически баллон взвешивают для определения количества накопленного топлива.
Пример 9. В стандартный пропанбутановый баллон с рабочим давлением 18 атм емкостью 200 л засыпают
200 л активированного угля AP-3 с э насыпным весом 450 кг/м, после чего баллон заполняют "сетевым" природным газом до давления 15 атм по известному способу, т,е. без протока газа через баллон в момент,заправки.
В баллон. помещалось 9,0 нм или
6,5 кг сетевого газа, в TOM числе сжатого (считая коэффициент пороэности слоя угля 0,5 (или 507 заполнения):
200 х 0,5 х 15 = 1,5 нм и адсорбированного: где 6 — емкость угля AP-3 (весовая) по сетевому газу, 7 (от давления зависит незначительно);
0,72 — плотность сетевого газа, кг/нм
Этой заправки хватало автомобилю
ГАЗ-52 примерно на 50 км пробега.
Пример 10. При тех же условиях осуществляют заправку до давления 15 атм с организацией прохождения сетевого газа "на проток и с пропусканием через баллон при заправке
750 м сетевого rasa, т.е. примерно по 6 кг сетевого газа на 1 кг активного угля в заправочной емкости.
При этом,в баллон помещалось
12,5 м или 17,08 кг сжатого и ад71 или
11 х 1,45 = 16 кг, или
20
30 з 13700 сорбированного газа, в том числе сжатого
200 х 0,5 х 15 = 1,5 нм
1,5 х 0,72 = 1,08 кг.
И адсорбированного газа:
450 х Ос2 х 18 х 1 45- 11 3 10
100 где 18 — емкость (средняя весовая) угля AP-3 по эаметановым (тяжелым) гомологом, содержащимся в сетевом rase, 7.;
1,45 — средняя плотность заметановых (тяжелых) гомологов э сетевого га-а, кг/нм
С учетом меньшего объемного расхода более тяжелого газа (гомологов метана) при соответствующей регулировке карбюратора автомобиля, одной заправки по предлагаемому способу хватало автомобилю ГАЗ-52 более, чем на 100 кг пробега (на 135 — 150 км).
Результаты опытов по примерам
1-8 приведены в таблице.
Из приведенных данных следует, что количество топлива в баллоне увеличивается в зависимости от количества пропускаемого rasa. Причем, при пропускании до 5 кг газа на присутствующее количество адсорбента (600 г) наблюдается хорошо выраженное насыщение адсорбента топливом (примеры 7 и 8).
При пропускании от 0,6 до 0,9 кг 40 газа, его количество явно недостаточно для достижения высокой удельной емкости баллона с адсорбентом по топливу и особенно резко снижается при пропускании газа в количестве 45 менее 0,9 кг (примеры 3 и 4).
Таким образом, оптимальным количеством пропущенного через адсорбент газа для получения высокого содержания топлива в баллоне следует считать, в условиях опыта, примерно
1 — 5,7 нм природного газа (0,9 з
4 8 кг) или 1,5 — 8 кг на 1 кг адсорбента.
Приведенные примеры показывают, что с использованием предложенного способа получения автомобильного топлива иэ сетевого природного газа с применением, например, в качестве наполнителя активного угля АГ-2, степень заполнения или объемную плотность топлива в топливном резервуаре удается повысить в 5,4 раза по сравнению с пустой (без адсорбента) емкостью и,примерно, в 3 раза по сравнению с емкостью, заполненной тем же сорбентом по известному способу.
Очевидно, что с использованием более "тяжелых" активных углей степень заполнения топливных емкостей может увеличиться еще более, примерно в 6-7 раэ по сравнению с "пустой" (не заполненной адсорбентом) емкостью.
Предложенный способ делает целесообразным использование "сетевого" природного газа среднего давления для приготовления автомобильного топлива, например, на станциях, где осуществляется сброс давления газов от "магистрального" 0-30-50 атм до
"городского",равного 3-12 атм.
Формула изобретения
Способ заполнения заправочных топливных емкостей для автомобилей путем контактирования сжатого природного газа с активированным углем при давлении до 25 атм, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью повышения срока службы емкостей эа счет увеличения количества топлива в емкости, контактирование осуществляют пропусканием газа через уголь в количестве 1,5-8,0 KI на 1 кг угля.
1370071
Подача природного газа
Способ по примерам
Количество подаваемого газа
Заполнение баллона
Удель- Колиное ко- честно личество по топлива в балнм
3 кг весу ад сорбента, кг/кгк
Подключение вакуумированного баллона к газовой
Известный
0,025 пустой
0,021
21,0 линии
АктивиТо же рованный уголь
АГ-2, 600 г
32,8
Предлагаемый
Пропускание газа
0,6
0,71
Активированный уголь
АГ-2,600 г 1
75,5
1,07 .
0,9
То же
То же
1,43
1,2
1,54
4,8
5,70
7,13
П р и м е ч а н и е. Получение топлива в баллоне емкостью 1 л. Давление природного газа 25 атм, скорость пропускания 30 л/мин, о температура 2? С.
Составитель Е.Корниенко
Техред Л.Сердюкова Корректор С.Черни
Редактор И.Сегляник
Произв! дственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
Заказ 359/20 Тираж 446 Подписное
ВПИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д,4/5 давае- лоне, r мого газа по отношению к
1,5 91,8
2 96,5
5 103,0
8 106,6
10 107,8