Шестеренный насос
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение позволяет повысить ресурс работы подшипников скольжения, В потоке охлаждающей жидкости (ОЖ) установлены регулируемые дроссели, выполненные в виде биметаллического В Ю 578 . ,11 разрезного кольца 9, установленного в кольцевой проточке 10 на рабочей поверхности 7 каждого подшипника 6 скольжения. При нагреве подшипников концы кольца расходятся, площадь проходного сечения дросселя увеличивается , что приводит к увеличению расхода ОЖ и уменьшению температуры подшипников. Дроссель может быть выполнен в виде цилиндрического подпружиненного элемента с термокомпенсатором , высота которого уменьшается с увеличением температуры, что также приводит к увеличению расхода ОЖ. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. (Л :о :о :п Ю 7
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (б!) 4 Е 04 С 2/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (21) 3959379/25-06 (22) 01.10.85 (46) 30.01.88, Бюл. М- 4 (75) Г.Б.Осадчий (53) 621 ° 664 (088.8) (56) Патент США 4005952, кл. 418-131, 1977. (54) ШЕСТЕРЕННЬЙ НАСОС
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (57) Изобретение позволяет повысить ресурс работы подшипников скольжения.
В потоке охлаждающей жидкости (ОЖ) установлены регулируемые дроссели, выполненные в виде биметаллического
„„SU„„1370305 А 1 разрезного кольца 9, установленного в кольцевой проточке 10 на рабочей поверхности 7 каждого подшипника 6 скольжения, При нагреве подшипников концы кольца расходятся, площадь проходного сечения дросселя увеличивается, что приводит к увеличению расхода ОЖ и уменьшению температуры подшипников. Дроссель может быть выполнен в виде цилиндрического подпружиненного элемента с термокомпенсатором, высота которого уменьшается с увеличением температуры, что также приводит к увеличению расхода ОЖ.
2 з.п. ф-лы, 4 ил.
1370305 лости всасывания и усталовленного в канале 14, соединя«<«щем полость нагнетания с кольцевым зазором между цапфой 5 и рабочей поверхностью 7 подшипника 6 скольжения, Шестеренный насос работает следующим образом.
При ««ращении ведущей 3 и ведомой
4 шестерен рабочая жидкость захватывается зубьями ведущей 3 и ведомой
4 шестерен и в межзубовых впадинах переносится из полости всасывания в полость нагнетания. Одновремен««о по зазорам между цат«фам««5 и рабочими поверхностями 7 подшипников 6 скольжения через регулируемые дроссе.п« направляется поток охлаждающей рабочей жидкости °
50
Изобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным насос ам.
Цель изобретения — повышение реc óðñà работы подшипников скольжения °
На фиг.1 представлен шестеревный насос, продольный разрез; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 — вариант выполнения регулируемого дросселя и схема его включения.
Шестеренный насос содержит корпус
1, в цилиндрических расточках 2 которого размещены с образованием полости всасывания и нагнетания (не показаны) ведущая 3 и ведомая 4 шестерни с цапфами 5, установленными в подшипниках 6 скольжения с обеспечением направленного потока рабочей ж««дкости по кольцевым зазорам (не показаны) между цапфами э и рабочей поверхностью 7 подшипников 6 скольжения в коллектор 8 для сбора и отвода рабочей жидкости, связанный с полостью всасывания. В потоке охлаждающей жидкости установлены регулируемые дроссели, выполненные в виде биметаллического разрезного кольца
9, установленного в кольцевой проточке 10 на рабочей поверхности 7 каждого подшипника 6 скольжения.
Регулируемый дроссель может быть выполнен в виде цилиндрического подпружиненного элемента 11 с термокомпенсатором .12, размещенного в глухом радиальном отверстии 13 в теле подшипника 6 скольжения со стороны по10
ЗО
При нагреве подшипников 6 скольжения концы биметаллического разрезного кольца 9 расходятся. Площадь проходного сечения регулируемого дросселя увеличивается, что приводит к увеличению расхода охлаждающей жидкости и уменьшению температуры подшипников 6 скольжения °
При .выполнении регулируемого дросселя в виде цилиндрического подпружиненного элемента I1 с термоком-. пенсатором 12 высота последнего уменьшается с увеличением температуры, что, в свою очеред«., приводит к увеличению проходногс сечения регулируемого дросселя и р . да охлаждающей жидкости. формула и з о б р е т е н и я
1. Шестеренный насос, содержащий корпус, в цилиндрических расточках которого размещены с обра званием полости всасывания и наг «етания ведущая и ведомая шестерни с цапфами, установленными в подшипниках скольжения с обеспечением направленного потока рабочей жидкости по кольцевым зазорам между цапфами и рабочей поверхностью подшипников скольжения в коллектор для сбора и отвода рабочей жидкости, связанный с полостью всасывания, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения ресурса работы подшипников скольжения, он снабжен регулируемыми дросселямп, установленными в потоке охлаждающей жидкости, 2. Насос по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что регулируемый дроссель выполнен в виде биметаллического разрезного кольца, установленного в кольцевой проточке на рабочей поверхности подшипника скольжения.
3. Насос по п.1, о т л и ч à «о
«««««««с я тем, что регулируемый дрос сель выполнен в виде цилиндрического подпружиненного элемента с терно«<<1мпенсатором, размещенного в глухом радиальном отверстии в теле подшип«пп<а скольжения со стороны полости всасывания и установленного в канале, соединяющем полость нагнетания с кольцевым зазором между цапфой и рабочей поверхностью подшипника скольжения.
1370305
А — А
Составитель В.Шарыпов
Техред A.Êðàâ÷óê Корректор A.Îáðó÷àð
Редактор И.Касарда
Заказ 388/32 Тираж 574 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4