Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение эффективности охлаждения. Статор электрической машины содержит сердечник с радиальными каналами 4, имеющими турбулизаторы 6. Благодаря тому, что турбулизаторы имеют трапецеидальную форму с наружной частью, обращенной к периферии, обеспечивается достижение поставленной цели. 1 3.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) SU ())) (д1) 4 Н 02 К 9/04, 1/20

К Г ° !" ) )3

БИЬЛв ) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4092529/24-07 (22) 29.04.86 (46) 30.01.88. Бюл. и 4 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт взрывозащищенного и рудничного электрооборудова(72) Л.А. Збарский, Ю. В. Поршнев и В. Я. Волох (53) 621. 313. 713 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 547921, кл. Н 02 К 1/20, 1975.

Авторское свидетельство СССР

У 1089710, кл. Н 02 К 9/04, 1982. (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения повышение эффективности охлаждения.

Статор электрической машины содержит сердечник с радиальными каналами 4, имеющими турбулизаторы 6. Благодаря тому, что турбулизаторы имеют трапецеидальную форму с наружной частью, обращенной к периферии, обеспечивается достижение поставленной цели.

1 з.п. ф-лы, 4 ил.

1370704

Изобретение относится к электро— машиностроению, в частности к электрическим машинам с воздушным охлаждением.

Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения.

На фиг. 1 изображена электрическая машина со статором, продольный разрез; на фиг. 2 †. статор электри— ческой машины, поперечный разрез; на фиг. 3 — узел I на фиг. 1 (радиан ный вентиляционный канал статора с турбулизаторами, расположенными напротив друг друга); на фиг. 4— узел I на фиг. ) (радиальный канал с турбулизаторами, сдвинутыми в радиальном направлении на противоположных стенках канала).

Статор содержит пакеты 1 сердеч

«п«ка, шихтонанные из листов 2. Пакеты сердечника разделены распорками

3, которые образуют радиальные вент«;:тяцио««ные каналы 4. На крайних листах 5 пакетов 1 вырублены турбулизаторы 6 в виде секторов, например, трапецеидальной формы, которые отогнуты под углом о«, к крайнему листу пакета 1 внутрь радиального канала 4

Угол отгиба должен обеспечиваться отводом потерь, выделяющихся в сердечнике но всей поверхности крайних листов, включая поверхности 7, и охлаждающему газу, движущемуся в радиальном канале статора из радиаль— ного канала ротора 8. Турбулизаторы

6 могут быть выполнены с взаимным смещением в радиальном направлении.

Внутренний воздух вентилятором подается через радиальные каналы ро— торов 8 в радиальные каналы статора, далее движется вдоль поверхности крайних чистов 5 и турбулизаторов 6, срывается с них и образует вихрь.

Вихрь с«,ользит вдоль гладкой пов рхности крайнего листа 5, попадает на поверхности 7 пакета сердечника и далее натыкается на следующий турбулизатор. В дальнейшем все повторяется.

Турбулизация внутреннего воздуха в зоне радиального канала 4 на границе вихревой области приводит к интенсивному теплообмену по всей площади крайнего вентиляционного листа 5, включая поверхность 7.

Одно вр ем ен но с ув елич е ни ем о бъ ем а радиального канала 4 увеличивается площадь турбулиэатора 6, что обеспечивает постоянную скорость воздуха в радиальном канале 4.

Таким образом, повышение теплопередачи, теплоо водящей способности воздуха в радиальном вентиляционном канале, а также сохранение постоянной скорости воздуха при выполнении турбулиэаторов в виде секторов позволяет снизить расход внутреннего воздуха, необходимого для « хлаждения сердечника, повысить эффективность охлаждения, уменьшить вентиляционные потери.

Формула изобретения

1. Стarop электрической машины с радиально согласной вентиляцией, содержащий сердечник, состоящий из шихтованных пакетов, разделенных радиальными каналами, на стенках которых по концентрическим окружностям расположены выступающие в радиальный канал турбулиэиторы, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, последние выполнены в виде отдельных, секторов, преимущественно трапецеидальной формы, наружная часть каждого из которых обращена к периферии сердечника.

2. Статор по п. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что упомянутые секторы выполнены с увеличением площади к периферии сердечника.

1370704

Составитель А. Волинков

Техред М.Моргентал Корректор М. Пожо

Редактор Е. Конча

Заказ 424/51 Тирах 665 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4