Опорное устройство для газотурбинных нагнетателей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в газотурбинных нагнетателях. Цель изобретения - повышение надежности путем исключения перекоса вала турбонагнетателя . На валу 1 установлены сдвоенные подшипники качения. Между наружными кольцами 6, 7 и корпусом 10 установлены стопорные кольца 11 и 12 с отверстиями 13. Через указанные отверстия пропущено четное число гибких стержней 14. Концы стержней запрессованы во фланце 8 и опорном кольце 15. На обращенных один к другому торцах стопорных колец выполнены пазы и ответные им выступы. При таком выполнении эффективная длина изгиба гибкого стержня является относительно большой по сравнению с общей шириной подшипника.Благодаря этому снижается изгибающее напряжение в гибких стержнях, 2 ил. СО
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК ЕЕ 4 F 16 С 27/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К IlATEHTV L |
М 3
Сп
С0
С
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3814608/25-27 (22) 26.11.84 (31) 6401/83 (32) 30.11.83 (33) СН (46) 30.01.88. Бюл. N 4 (7 1) ББЦ АГ Браун, Бовери УНД КО (CEE) (72) Хансульрих Херлер (СН) (53) 621.822.2(088.8) (54) ОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАЗОТУРБИННЪ|Х НАГНЕТАТЕЛЕЙ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в газотурбинных нагнетателях. Цель изобретения — повышение надежности путем исключения перекоса вала тур„„SU „„1371505 А 3 бонагнетателя.: На валу 1 установлены сдвоенные подшипники качения.
Между наружными кольцами 6, 7 и кор— пусом 10 установлены стопорные кольца 11 и 12 с отверстиями 13. Через указанные отверстия пропущено четное число гибких стержней 14. Концы стержней запрессованы во фланце 8 и опорном кольце 15. На обращенных один к другому торцах стопорных колец выполнены пазы и ответные им выступы. При таком выполнении эффективная длина изгиба гибкого стержня является относительно большой по сравнению с общей шириной подшипника.Благодаря этому снижается изгибающее напряжение в гибких стержнях. 2 ил.
1371505
50
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в газотурбинных нагнетателях.
Цель изобретения — повышение на5 дежности путем исключения перекоса вала турбонагнетателя, с помощью гибких стержней.
На фиг. 1 показано устройство в разрезе; на фиг. 2 — сечение A-А íà 10 фиг. 1.
На валу 1 турбонагнетателя установлен сдвоенный подшипник качения с внутренними кольцами 2 и 3, которые зажаты между упором 4 и ступенью
5 вала. Наружные кольца 6 и 7 подшипников эакреплены между фланцем 8 и амортизирующим кольцом 9. Между наружными кольцами 6 и 7 и корпусом
10 установлены стопорные кольца 11 20 и 12 с центральными отверстиями 13, через которые пропущено четное число гибких стержней 14, чтобы каждый подшипник имел одинаковое число стержней.
Концы стержней, противоположные 25 пОдшипникам, запрессованы во фланце
8 и опорном кольце 15, которое установлено лишь для облегчения монтажа.
На обращенных друг к другу торцах стопорных колец выполнены пазы 16 и ответные им выступы 17, размещенные в пазах 16 с зазором 18.
В корпусе 10 выполнен маслоподводящий канал 19 и установлены маслоуплотнительные кольца 20. Между стопорным кольцом 11 и 12, корпусом 10 и маслоуплотнительными кольцами 20 образовано заполнение маслом и соединенное с маслоподводящим каналом кольцеобраэное пространство, представляющее собой амортизирующую систему.
Кроме того, опора снабжена второй фрикционно-амортизирующей системой, содержащей амортизирующее кольцо У и тарельчатую пружину 21, причем амортизирующее кольцо 9 установлено с предварительным натягом между наружным кольцом 6 и тарельчатой пружиной
21, которая обеспечивает амортизацию радиальных колебаний наружных колец сдвоенного подшипника.
Устройство работает следующим образом.
При эксплуатации на сдвоенный подшипник действует осевое усилие А и радиальное усилие R. Оба усилия равномерно распределяются на подшипники и передаются на корпус. При этом осевое усилие А непосредственно воспринимается фланцем 8, а радиальное усилие R через гибкие стержни 14 передается на фланец 8 и опорное кольцо 15. Стержни расположены таким образом, чтобы каждый второй расположенный по окружности упругий стержень воспринимал радиальные усилия одного и того же подшипника.
Место зажима стержней выбирается с таким расчетом, чтобы эффективная длина изгиба L в любую сторону была равной.
При переносе вала 1 турбонагнетателя относительно корпуса 10 радиальная нагрузка на оба подшипника качения будет ассиметричной, т.е. подлежащее переносу радиальное усилие одного подшипника качения увеличивается пропорционально местному прогибу упругих стержней. формула и з о б р е т е н и я
Опорное устройство для газотурбинных нагнетателей, содержащее сдвоенный подшипник качения, наружные кольца которого жестко соединены с соответствующими им стопорными кольцами со сквозными соосными отверстиями, в которьп равномерно по окружности размещены параллельно оси вала турбонагнетателя упругие стержни, причем их противоположные концы закреплены в жестко соединенной с корпусом опоре, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, на обращенных друг к другу торцах стопорных колец выполнены пазы и ответные им выступы, расположенные в указанных пазах с осевым и тангенциальным зазорами, а в центральной части каждого стержня выполнен бурт, жестко связанный с соответствующим ему отверстием в выступе стопорного кольца, причем концы гибких стержней смонтированы в опоре по прессовой посадке.
1371505
А-4 ц g
Рие. 2
Составитель И. Теравская
Техред, М.Моргентал Корректор И.Эрдейи
Редактор M. Недолуженко
Заказ 432/58
Тираж 757
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4