Обтекатель транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (gp 4 В 62 О 35/00 37 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTKPblTPM (2!) 3648452/27-11 (22) 30 ° 09.83 (46) 07.02.88. Бюл. В 5 (71) Киевский автомобильно-дорожный институт им. 60-летия Великой

Октябрьской социалистической революции (72) Г.Б. Беsбородова и А.И. Олефир (53) 629.113.068(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1036610, кл. В 62 0 35/00, 1982. (54)(57) ОБТЕКАТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА, преимущественно автопоезда-рефрижератора, содержащИй верхнюю поверхность, выпуклые боковые поверх„„SU„„1371939 А 1 ности и элементы крепления обтекателя на крыше кабины тягача, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью снижения аэродинамического сопротивления транспортного средства и одновременного охлаждения радиатора рефрижератора, расположенного на фургоне прицепа за кабиной тягача, набегающим потоком воздуха, боковые поверхности обтекателя в зоне его задней кромки выполнены в виде выступающих над верхней поверхностью обтекателя пластин, причем внутренние и внешние стороны указанных выступающих пластин выполнены криволинейными.

137193

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к конструкциям грузовых автомобилей и седельных автопоеэдов, снижающим сопротивление воздушной среды.

Наиболее близким к изобретению техническим решением является обтекатель транспортного средства, преимущественно автопоезда, содержащий 10 верхнюю поверхность, выпуклые боковые поверхности и элементы крепления обтекателя на крыше кабины тягача 511.

К недостаткам известного обтекателя относится то, что он затеняет по- 15 ток воздуха, направленный на радиатор рефрижератора, расположенного на передней стенке фургона прицепа за кабиной тягача. Заторможенный поток в срывной зоне за обтекателем не обес- 20 печивает охлаждение радиатора рефрижератора, что приводит к перегреву системы холодильника и исключает воэможность использования обтекателя на автопоездах-рефрижераторах данной 25 компоновки.

Цель изобретения — снижение аэродинамического сопротивления транспортного средства, преимущественно автопоезда-рефрижератора, и одновремен- 30 ное охлаждение радиатора рефрижератора, расположенного на фургоне прицепа эа кабиной тягача, набегающим потоком воздуха.

Цель достигается тем, что в обтекателе транспортного средства, преимущественно автопоезда-рефрижератора содержащем верхнюю поверхность, выпуклые боковые поверхности и элементы крепления обтекателя на крыше ка- 40 бины тягача, боковые поверхности обтекателя в зоне его задней кромки выполнены в виде выступающих над верхней поверхностью обтекателя пластин, причем внутренние и внешние стороны 45 указанных выступающих пластин выполнены криволинейными.

На фиг. 1 показано транспортное средство с обтекателем в аксонометрии, общий вид; на фиг. 2 — то же, с взаимодействующим с обтекателем набегавшим потоком воздуха.

Обтекатель 1, установленный на крышке кабины 2 тягача автопоездарефрижератора, содержит верхнюю поверхность 3, выпуклые боковые поверх ности 4 и элементы 5 крепления обте- кателя на крыше кабины 2. Боковые поверхности обтекателя в зоне его

9 г задней кромки выполнены в зоне высту- паюших над верхней поверхностью 3 пластин 6 для направления части обтекающего воздушного потока на трубки

7 радиатора 8 рефрижератора, расположенного на передней стенке фургона прицепа 9. Внутренние и внешние стороны указанных выступающих пластин

6 выполнены криволинейными для улучшения образования присоединенных вихревых структур, обеспечивающих охлаждение радиатора 8, и обеспечения их начального отклонения.

При движении транспортного средства часть набегающего потока воздуха с верхней поверхности 3 обтекателя 1 выступающими над верхней поверхностью 3 обтекателя 1 в зоне его задней кромки боковыми пластинами 6 направляется на трубки 7 радиатора 8, установленного на передней стенке прицепа 9, обеспечивая их охлаждение потоком воздуха, что дает возможность использовать обтекатель на автопоездах-рефрижераторах. Отклонение и направление части потока воздуха с верхней поверхности 3 обтекателя 1 на трубки 7 радиатора 8 происходит благодаря образованию за выступающими над верхней поверхностью 3 пластинами 6 в зоне задней кромки обтекателя мощных устоичивых продольных вихревых структур из-за неравномерности обтекания выступающих над верхней поверхностью 3 боковых поверхностей 4 обте" кателя 1 в зоне его задней кромки.

Эти мощные устойчивые присоединенные вихревые структуры отклоняются вниз и к центру вихревой пеленой самого обтекателя 1, имеющего в закабинном пространстве высокую степень турбулентности, и как следствие — низкое давление обтекающего воздуха. Устойчивые присоединенные вихревые структуры, отклоняясь вниз и к центру и пройдя через заторможенный поток между задней стороной обтекателя 1 и передней стенкой прицепа 9 (закабинное пространство), попадают на трубки 7 радиатора 8 рефрижератора, расположенного на передней стенке прицепа 9, обеспечивая их интенсивное охлаждение.

Предлагаемый обтекатель обеспечивает снижение аэродинамического сопротивления автопоезда при одновременном охлаждении радиатора рефрижератора прицепа, что позволяет снизить расход топлива.

1371939