Схема стартерного запуска двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (50 4 F 02 N 11/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ фиг, 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3730272/25-06 (22) 20.04.84 (46) 07.02.88. Бюл, Ф 5 (75) Б.Д. Шумаков и Ю.Д. Погуляев (53) 621.431.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 372730, кл. F 02 N 11/08, 1971. (54)(57) СХЕМА СТАРТЕРНОГО ЗАПУСКА

ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая аккумулятор, электрический стартер, включатель стартера и контактор, имеющий силовые контакты для подсоединения стартера k аккумуляторной батарее, обмотку и цепь управления, причем минусовая клемма аккумуляторной батареи, один выход стартера и один вывод цепи управления контактора присоединены к массе, отличающаяся тем, что, „„SU„„13720 1 А1 с целью повыщения надежности, схема снабжена логическими блоками И и ИЛИ и компаратором, каждый из которых имеет первый и второй входы и один выход, и формирователем длительности включения стартера, размещенным между включателем и первым входом блока ИЛИ, причем первый вход блока И подключен к выходу блока

ИЛИ, второй вход И соединен через включатель стартера с плюсовой клеммой аккумуляторной батареи, на второй вход блока ИЛИ подключен выход компаратора, выход блока И подсоединен к обмотке контактора, а первый и второй входы компаратора подсоединены соответственно к плюсовой клемме аккумуляторной батареи и к силовому контакту контактора °

1372091

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам дистанционного электростартерного запуска двигателей внутреннего сго5 рания.

Целью изобретения является повышение надежности схемы стартерного запуска двигателя внутреннего сгорания. 1О

На фиг. 1 показана схема стартерного запуска двигателя внутреннего сгорания, на фиг. 2 — временная диаграмма, поясняющая работу схемы, Схема содержит аккумулятор 1 с 15 плюсовой 2 и минусовой 3 клеммами, электрический стартер 4, включатель

5 стартера и контактор 6, нормально разомкнутые силовые контакты 7 и 8 которого размещены в цепи питания 2р стартера 4. Контактор также имеет обмотку 9 и цепь 10 управления. Ми нусовая клемма 3 аккумулятора 1, один выход стартера 4 и один вывод цепи 9 управления контактора 6 присоедине- 25 ны к массе 11. Схема снабжена логическими блоками И 12 и ИЛИ 13, компаратором 14 и формирователем 15 длительности включения стартера. Блок

И 12 имеет входы 16 и 17 и выход 18. 3О

Блок ИЛИ 13 имеет входы 19 и 20 и выход 21. Компаратор 14 имеет входы

22 и 23 и выход 24. Формирователь 15 имеет вход 25 и выход 26.

Схема стартерного запуска работа35 ет следующим образом.

При включении включателя 5 (фиг, 2, диаграмма a) срабатывает формирователь 15 длительности включения стартера 5. Функцией формиро- 40 вателя 10 является ограничение длительности управляющего сигнала от включателя 5 до величины, достаточной для вхождения в зацепление шестерни ротора стартера 4 и начала совмест- 45 ного вращения маховика двигателя и ротора стартера 4. Сигнал с формирователя 15 показан на диаграмме б (фиг. 2), В случае прекращения сигнала от включателя 5 сигнал с формирователя 15 также прекращается, Сигнал с формирователя 15 (фиг. 2 диаграмма б) поступает на блок ИЛИ 13, а затем на вход 16 блока И 12 (фиг. 2, диаграмма, г). Если одновременно на блок И 12 поступает сигнал включения с включателя 5, блок И 12 срабатывает, по управляющей цепи 10 контактора 6 начинает протекать ток и контакты 7 и 8 замыкаются. Предварительно перед замыканием контактор 7 и 8 шестерня ротора стартера 4 вводится в зацепление с маховиком двигателя.

На стартер 4 через контакты 7и 8 подается напряжение от аккумулятора 1 и он начинает вращать маховик двигателя. При вращении маховика старте ром 4, особенно в начальный момент, по силовой цепи стартера 4 протекает ток значительной величины, что сопровождается возникновением разности напряжения между клеммой 2 аккумулятора и контактом 7 контактора 6.

От возникшей разности напряжения срабатывает компаратор 14, который находится в таком положении до тех пор, пока по силовой цепи стартера

4 протекает ток, превышающий ток холостого хода стартера 4. Это обеспечивают настройкой входных цепей компаратора 14. Выходной сигнал компаратора 14 показан на диаграмме в (фиг. 2) .

Сигнал после включения компаратора 14 поступает на вход 19 блока

ИЛИ 13, на выходе 21 (фиг ° 2, диаграмма г) сохраняется сигнал включения контактора 6 и в случае прекращения сигнала от формирователя 15 длительности включения стартера 4. При наличии сигнала на втором входе 17 блока И 12 контактор 6 и стартер 4 включаются (диаграмма д) °

Выключение контактора 6 и стартера 4 после включения включателя 8 происходит в следующих случаях.

Когда ротор стартера 4 начинает вращение до момента зацепления с маховиком двигателя, маховик не вращается и возможна выфрезеровка шестерен. Ток в силовой цепи стартера

4 незначителен и компаратор 14 не срабатывает, поэтому выключение стартера 4 контактором 6 происходит по окончании сигнала с формирователя

15 (фиг. 2, t,). Повторное включение формирователя 15 может произойти лишь после отключения и повторного включения включателя 5, на что тре- буется время, за которое ротор стартера останавливается. Так как сигнал с формирователя 15 незначителен по продолжительности (не более 2 с), то также незначителен износ шестерен, одновременно этим предупреждаются и более значительные неисправности ме1372091

Фиг. g

Составитель В.Чекмазов

Техред М.Ходанич

Редактор О.Головач

КоРРектоР Н. Король

Заказ 465/29

Тираж 505 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ханизмов, которые могут произойти при длительном включении стартера.

Когда стартер 4 после его включения начинает вращать маховик двигате5 ля, в его силовой цепи протекает значительный ток и компаратор 14 срабатывает. Как только двигатель начинает работать самостоятельно, стартер 4 переходит в режим холостого хода и потребляет в 5-10 раэ меньший ток, компаратор 14 возвращается в исходное состояние, тем самым выключая стартер 4 (фиг. 2, t>) °

После включения стартера 4 и вращения маховика двигателя происходит самопроизвольное отключение стартера из-за значительного снижения напряжения при разряженном или переохлажденном аккумуляторе, т.е. происходят самопроизвольное отпускание контактов 7 и 8 контактора 6 и, как следствие, выключение стартера

4. В момент самопроизвольного их выключения компаратор 14 также вы- 25 ключается. Тем самым блокируется повторное самопроизвольное включение стартера 5 блоком И 12, предотвращаются самопроизвольные многократные включения и выключения стартера 4, зачастую наблюдаемые на практике.

Временная диаграмма самопроизвольного отключения стартера 4 и его блокировки (момент выключения компаратора 14) аналогична предыдущему случаю (фиг. 2, t ) .

Когда стартер 4 после его включения вращает маховик и вал двигателя, но последний не запускает, например, иэ-эа неисправностей каких-либо его систем, отключение стартера 4 происходит после снятия команды включения с включателя 5. Блок И 12 после отключения включателя 5 не разрешает прохождение сигнала на включение стартера от компаратора 14 (фиг. 2, tз,).

Для снижения веса, габаритов и повышения надежности схемы компаратор, формирователь длительности включения стартера и схемы И, ИЛИ целесообразно выполнять электронными с использованием типовых интегральных микросхем.

I

Таким. образом, предлагаемая схема стартерного запуска обеспечивает отключение стартера при выключении выключателя стартера и автоматическое отключение стартера после запуска двигателя. Схема предотвращает также длительное включение стартера при вращении ротора стартера до момента зацепления с маховиком двигателя и многократные самопроизвольные отключения и включения стартера при запуске двигателя в случае разряженного или перехлажденного аккумулятора. Это в целом повышает срок службы стартера, контактора аккумулятора и механической передачи от ротора стартера к валу двигателя °