Резьбовое соединение

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве разъемного соединения деталей и узлов механизмов, аппаратов , работающих в условиях воздай -, ствия агрессивной среды. Целью изобретения является уменьшение трудозатрат при разборке и зкономия крепежа при ремонте оборудования, эксплуатировавшегося в условиях воздействия агрессивной среды. Резьбовое соединение содержит шпильку 1 и две гайки 2 и 3. Отверстие в одной из гаек 2 (внутренний диаметр резьбы) выполнено больше наружного диаметра резьбы шпильки 1, причем зазор между резьбой шпильки 1 и поверхностью гайки 2 заполнен уплотненными твердыми частицами 5. Гайка может быть выполнена со средствами, увеличивающими предельно допустимый момент отвинчивания. Цель достигается за счет исключения прикипания резьбовой поверхности шпильки I к соответствующей поверхности гайки 2. 2 з.п.ф-лы, 5 ил. К/)

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11>

А1 (50 4 F 16 В 33/00 37 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2I) 4078925/27-27 (22) 02.01.86 (46) 07.02.88. Бюл. 1(5 (71) Ленинградское бассейное правление Научно-технического общества водного транспорта (72) В.И.Ярош (53) .693.814 .2(088 .8) (56) Орлов П.И. Основы конструирования. — М.: Машиностроение, 1977, т.З, с. 24, рис. 39.V. (54) РЕЗЬБОВОЕ COEgHHEHHE (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве разъемного соединения деталей и узлов механизмов, аппаратов, работающих в условиях воздействия агрессивной среды. Целью изобретения является уменьшение трудоза» трат при разборке и экономия крепежа при ремонте оборудования, эксплуатировавшегося в условиях воздействия агрессивной среды. Резьбовое соединение содержит шпильку 1 и две гайки

2 и 3. Отверстие в одной иэ гаек 2 (внутренний диаметр резьбы) выполнено больше наружного диаметра резьбы шпильки 1, причем зазор между резьбой шпильки 1 и поверхностью гайки 2 заполнен уплотненными твердыми частицами 5. Гайка может быть выполнена со средствами, увеличивающими предельно допустимый момент отвинчивания °

Цель достигается эа счет исключения

"прикипания" реэьбовой поверхности шпильки 1 к соответствующей поверхности гайки 2. 2 з.п.ф-лы, 5 ил.

1 137211

Изобретение относится к машиностроению, в частности к резьбовым соединениям, и может быть использовано в общем и судовом машиностроении для соединения деталей и узлов, механизмов и аппаратов, работающих в условиях воздействия агрессивной среды.

Цель изобретения — уменьшение трудозатрат при разборке и экономия 1ð крепежа при ремонте оборудования, эксплуатировавшегося в условиях воздействия агрессивной среды.

На фиг.1 изображено резьбовое соединение, общий вид; на фиг.2 — 15 то же, вид сверху; на фиг.3 — сечение А-А на фиг.1; на фиг.4 — резьбовое соединение, в котором гайка выполнена с продольными пазами на внутренней поверхности, вид в плане; íà 2р фиг.5 — то же, в котором в продольных пазах размещены радиально направленные пластины, вид в плане.

Резьбовое соединение содержит соединяемые детали — шпильку 1, гайку 2, 25 диаметр резьбового отверстия в которой (внутренний диаметр резьбы) превышает наружный диаметр резьбы шпильки 1, стандартную гайку 3 и шайбу 4.

Зазор между резьбой шпильки 1 и внут- 30 ренней поверхностью гайки 2 заполнен твердыми частицами 5 произвольной формы. Например, могут быть использованы дробленые отходы металла (стружка и т.п ° с максимальным размером 0,8 35

-1,2 высоты исходного треугольника резьбы шпильки). Величина зазора между выступами резьбы гайки и шпильки и должна составлять не менее 2 мм. В целях обеспечения возможности увеличе- 4р ния предельно допустимого момента, прикладываемого к нестандартной гайке (фиг.4), на ее резьбовой поверхности выполнено не менее двух продольньгх пазов 6 по всей ее длине и с оп- 45 тимальной глубиной, составляющей

1,1-1,5 высоты выступов профиля резьбы. Установка в пазах 6 пластин 7 дополнительно увеличивает предельно допустимый момент, прикладываемый нестандартной гайке (фиг.5). Пластины установлены так, что радиальный зазор между пластиной и резьбой шпильки составляет 0,2-0,3 высоты профиля резьбы шпильки. 55

Перед сборкой резьбового соединения зазор между резьбой шпильки и поверхностью гайки заполняется металлическими частицами произвольной формы с указанным максимальным размером.

Для более плотного заполнения зазора производится легкое обстукивание гайки и уплотнения металлических частиц инструментом,, вводимым через зазор между резьбой гайки и шпильки. В качестве инструмента может быть использована тонкая металлическая пластина.

При указанной операции производится деформация металлических частиц, препятствующая их выпаданию из соединения, и усиливается их взаимное сцепление. После заполнения зазора твердыми частицами и их уплотнения обеспечивается соединение между гайкой и шпилькой с обеспечением возможности их относительно перемещения. Подбором размера и механических характеристик твердых частиц возможно обеспечить прочность резьбового соединения, не уступающую имеющей место у стандартных соединений. Характер размещения твердых частиц в зазоре и возможность их смещения двуг относительно друга приводят к тому, что при разборке соединения, эксплуатировавшегося в условиях воздействия агрессивной среды, нарушается возможное сцепление твердых частиц с поверхностью шпильки и гайки.. При этом последняя может быть свинчена стандартным инструментом.

Гайку со шпилькой вставляют в отверстия в соединяемых деталях, на свободный конец шпильки навинчивают стандартную гайку и производят затяжку соединения. Для обеспечения прочности соединения, соответствующей укаэанной величине для стандартных соединений, значение механических характеристик материала твердых частиц, размещенных в зазоре между гайкой и шпилькой, должно превьппать в 1,5-2 раза соответствующие характеристики материала гайки .

При разборке соединения ее следует начинать с нестандартной гайки.

При прикладывании момента на отворачивание гайки эа счет воэможности твердых частиц друг относительно друга нарушается их сцепление с реэьбовой поверхностью. После этого реэьбовое соединение может быть разобрано стандартным инструментом.

Наличие зазоров между твердыми частицами позволяет вводить в соединение консерванты, поверхностно-ак3 13721 тивные вещества с минимально-необходимым их расходом.

Предлагаемое техническое решение обладает следующими преимуществами

5 по сравнению с известным: уменьшение трудозатрат при разборке соединений, эксплуатировавшихся в агрессивной среде; уменьшение расхода крепежа и его повреждаемости при ремонтах оборудования; улучшение условий подвода консервантов и поверхностно-активных веществ к резьбовым поверхностям в процессе эксплуатации; стопорение резьбового соединения при использова- 15 нии твердых частиц с острыми кромками. формула изобретения

1,Резьбовое соединение, содержащее расположенную в отверстиях соединяемых деталей шпильку и две гайки, установленные на ее концах, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью снижения трудозатрат при разборке и

16 4 экономии крепежа при ремонте оборудования, эксплуатировавшегося в усло-виях воздействия агрессивной среды, внутренний диаметр резьбового отверстия одной из гаек превышает наружный диаметр реэьбового участка шпильки, а зазор между резьбой шпильки и внутренней поверхностью гайки заполнен уплотненными твердыми частицами °

2.Соединение по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что на внутренней поверхности гайки по всей ее дли" не выполнено не менее двух продольных пазов, глубина которых превышает высоту выступов резьбы.

3. Соединение по п.1, о т л кч а ю щ е е с я тем, что в углублениях на внутренней поверхности гайки расположены твердые радиально направленные пластины, а радиальный зазор между каждой пластиной и наружным диаметром резьбы шпильки составляет

0,2-0,3 высоты профиля указанной резьбы.

1372116

Составитель В.Иванов

Техред М. Ходанич Корректор В.Бутяга

Редактор О.Головач

Заказ 467/30 Тираж 757 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб ., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4