Устройство для защиты от повреждения силовых цепей постоянного тока тепловоза
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к устройствам защиты силовых цепей постоянного тока тепловозов и может быть использовано в энергетиче;ских установках с преобразованием переменного тока в постоянный. Целью изобретения является повьшение надежности работы устройства заЕчиты. При пробое одного или нескольких вентилей катодной группы выпрямительной установки (одной фазы Кли смежных фаз) срабатывает реле 3 по цепи: плюс источника 1, замкнутый контакт 2, реле 3, диод 5, плюсовая шина, поврежденный вентиль , обмотка синхронного генератора (в общем случае), диод 9 (или 10). При пробое одного или нескольких вентилей анодной группы выпрямительной установки (одной фазы или смежных фаз) срабатьшает реле 4 по цепи: минус источника 1, диод 11 (или 12), обмотка синхронного генератора, поврежденный вентиль, диод 6, реле 4. Реле 4 или 3 срабатывает, подавая сигнал на отключение. Положительный эффект заключается в повышении надежности работы защиты, повьппении электробезопасности и пожаробезопасности. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. (Л
СОЮЗ СаВЕТСНИХ
СОЦ иЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
gg 4 Н 02 Н 3/17, 3/08
KFf tl rt,"и 1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4120948/24-07 (22) 17.06,86 (46) 07.02.88. Бюл. У 5 (71) Производственное объединение
"Ворошиловградский тепловозостроительный завод им. Октябрьской революции" (72) В.М.Коровин, Э.В.Латина и Г.А.Пупынин (53) 621.316 ° 925(088.8) (56) Филонов С.П. и др. Тепловоз
2ТЭ116. - М,: Транспорт, 1985, с. 304.
Авторское свидетельство СССР
Ф 970537, кл. Н 02 Н 3/17, 1982. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ПОВРЕЖДЕНИЯ СИЛОВЫХ ЦЕПЕЙ ПОСТОЯННОГО ТОКА
ТЕПЛОВОЗА (57) Изобретение относится к устройствам защиты силовых цепей постоянно го тока тепловозов и может быть использовано в энергетических установках с преобразованием переменного тока в
„„SU„„1372446 А1 постоянный. Целью изобретения является повышение надежности работы устройства защиты. При пробое одного или нескольких вентилей катодной группы выпрямительной установки (одной фазы йли смежных фаз) срабатывает реле 3 по цепи: "плюс" источника
1, замкнутый контакт 2, реле 3, диод
5, плюсовая шина, поврежденный вентиль, обмотка синхронного генератора (в общем случае), диод 9 (или !О).
Прн пробое одного нли нескольких вентилей анодной группы выпрямительной установки (одной фазы или смежных фаз) срабатывает реле 4 по цепи: "минус" источника 1, диод 11 (ипи 12), обмотка синхронного генератора, поврежденный вентиль, диод 6, реле 4.
Реле 4 или 3 срабатывает, подавая сигнал на отключение. Положительный эффект заключается в повышении надежности работы защиты, повышении электробезопасности и пожаробезопасности. 1 з.п. ф-лы, ил.
1372446
Изобретение относится,к устройствам защиты силовых цепей постоянного тока тепловозов и может быть использовано в энергетических установках
5 с преобразованием переменного тока в постоянный.
Цель изобретения — повышение надежности работы устройства защиты.
На чертеже представлена принципиальная схема предлагаемого устройства.
Устройство для защиты содержит двуполярный источник 1 оперативного тока, средняя точка которого заземле- 15 на (соединена с корпусом тепловоза).
Плюсовой вывод источника 1 соединен через блокирующий контакт 2 с реле 3, а минусовой вывод — непосредственно с реле 4. Другие выводы реле 3 и 4 20 через развязывающие диоды 5 и 6 соединены с плюсовой и минусовой шинами электропередачи.
Диоды 5 и 6 и диоды выпрямительных мостов источника 1.включены об- 25 ратно по отношению к напряжению силовой цепи электропередачи, поэтому при отсутствии замыкания на корпус или короткого замыкания в силовых цепях ток через реле 3 и 4 практически не протекает.
Для защиты от пробоя вентилей катодной группы выпрямительных установок 7 и 8 в устройство введены диоды 9 и 10, для защиты вентилей анодной группы — диоды 11 и 12. Диоды 13 и 14, включенные обратно по отношению к напряжению силовой цепи, введены в устройство как дополнительные 4р сопротивления для обеспечения необходимой электробезопасности обслуживающего персонала при случайном прикосновении и клюсовой или минусовой шинам при работе силовой установки. 4
В случае отсутствия на тепловозе источника 15 питания перменного тока для двуполярного источника 1 оперативного тока, питание последнего может быть осуществлено включением между нулевыми выводами сдвинутых электрически относительно друг друга обмоток статора 16 и 17 тягового генератора через дроссель 18 и переключатель 19.
Переключатель 19 служит для осуществления питания или проверки защиты от постороннего источника переменного тока.
Устройство работает следующим образом.
При замыкании на корпус в плюсовой силовой цепи срабатывает реле 3, так как образуется цепь: "плюс" источника 1, замкнутый контакт 2 реле 3, диод 5 плюсовая шина, корпус, средняя точка источника 1, диод 13.
При замыкании на корпус в минусовой силовой цепи срабатывает реле 4, так как образуется цепь: "минус" источника 1, диод 14, средняя точка источника 1, корпус, минусовая шина, диод 6, реле 4.
При коротком замыкании в силовой цепи срабатывают оба реле, так как образуется цепь: "плюс" источника 1, реле 3, диод 5, замкнутые силовые цепи, диод 6, реле 4, "минус" источника 1.
Наличие в устройстве размыкающего контакта 2 обусловлено необходимостью кратковременного блокирования работы устройства в момент подключения тяговых двигателей при трогании тепловоза.
При пробое одного или нескольких вентилей катодной группы выпрямительной установки (одной фазы или смежных фаз) срабатывает реле 3 по цепи:
"плюс" источника 1, замкнутый контакт 2, реле 3, диод 5, плюсовая шина, поврежденный вентиль, обмотка синхронного генератора (в общем случае), диод 9 (или 10).
При проббе одного или нескольких вентилей анодной группы выпрямительной установки (одной фазы или смежных фаз) срабатывает реле 4 по цепи:
"минус" источника 1, диод 11 (или 12). обмотка синхронного генератора,поврежденный вентиль, диод 6, реле 4.
Пробой вентилей анодной и катодной группы одной фазы и разноименных фаз равнозначен короткому замыканию. В этом случае срабатывают оба реле.
В случае отсутствия на тепловозе источника питания переменного тока для питания двуполярного источника 1 оперативного тока, первичная обмотка его может быть включена между нулевыми выводами сдвинутых электрически относительно одна другой обмоток статора тягового (синхронного) генератора на напряжение третьей гармонической составляющей через дроссель 18.
137244Ь ки при различного рода коротких замыканиях.
Составитель Л.Васькова
Редактор Е.Папп Техред А.Кравчук Корректор В.ВУтЯга
Заказ 491/47 Тираж 649 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открштий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
При работе тепловоза на различных позициях контроллера напряжение третьей гармонической синхронного генератора изменяется пропорционально частоте. Дроссель 18 служит для стабилизации величины напряжения на первичной обмотке источника 1. Чем выше напряжение н частота, тем больше падение напряжения на дросселе.
Предлагаемое устройство защиты обладает простотой, надежностью, достаточной электробезопасностью и совмещает функции защиты электропередачи тепловоза от замыканий на корпус и защиты выпрямительной установки от различного рода коротких замыканий.
Экономический эффект может быть получен за счет применения в устройстве более простого источника питания двуполярного источника оперативного тока: вместо трансформатора и инвертора применяется только трансформатор.
Экономический эффект достигается и в эксплуатации.
При пробое плеча выпрямительной установки вентили распаиваются по внутренним паяным соединениям, возникает дуга ° Если будет перекрыта ветвь плеча другой полярности по отношению к пробитому, существующая на тепловозе защита выпрямительной установки окажется нечувствительной.
При перекрытии минусового плеча выпрямительной установки и перебросе дуги на корпус существующая защита от змыканий на корпус тепловоза также не срабатывает и выпрямительная установка остается незащищенной.
Предлагаемое устройство защиты электропередачи исключает случай выхода из строя выпрямительной установформула и э обретения
1. Устройство для защиты от повреждения силовых цепей постоянного тока тепловоза, содержащее двуполярный источник оперативного тока, выполненный на трансформаторе и двух выпрямительных мостах с заземленной средней точкой, к плюсовому выводу первого моста подключены последовательно соединенные размыкающий блокконтакт выключателя, катушка первого реле и первый развязывающий диод, к минусовому выводу второго моста упомянутого источника подключены последовательно соединенные катушка второго реле и второй развязывающий диод, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы, к минусовому выводу первого выпрямительного моста подключены катодами два первых вновь введенных диода с анодами для подключения к плечам выпрямительных мостов силовых цепей тепловоза, к плюсовому выводу второго выпрямительного моста подключены анодами два вторых вновь введенных диода с катодами для подключения к плечам выпрямительных мостов силовых цепей тепловоза.
2. Устройство по п. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что первичная обмотка трансформатора двуполярного источника оперативного тока через вновь введенные дроссель и замыкаю40 щий контакт переключателя соединена с выводами для подключения в цепь между нулевыми точками электрически сдвинутых относительно одна другой обмоток статора тягового генератора.