Гидропривод транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к самоходным землеройным машинам. Цель изобретения - повышение экономичности работы за счет уменьшения энергозатрат. При торможении золотник коробки 10 перекрывает доступ рабочей жидкости от основного насоса к. фрикционам и соединяет насос с гидролиниями управления гидроклапанов 4 и 17. Так осуш.ествляется зарядка гидроаккумулятора 7 за счет кинетической энергии землеройной машины. При разгоне машины рабочая жидкость поступает от основного насоса к фрикциону соответствующей передачи и в гидролинию управления гидроклапана 6, связывающего гидроаккумулятор 7 с насосмотором 1, который начинает работать в режиме гидромотора. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК д1) 4 В 60 К 17/1О l3, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPGKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ЬЫБ:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4109855/31-11 (22) 27.08.86 (46) 15.02.88. Бюл. № 6 (71) Сибирский автомобильно-дорожный институт им. В. В. Куйбышева (72) В. Н. Тарасов, Г. И. Теремязев, А. М. Лукин, В. А. Каня, В. Н. Балакло, И. К. Симаков и В. Л. Эльперин (53) 629.113 (088.8) (56) Патент Англии № 1468824, кл. В 7 Н, 1977. (54) ГИДРОПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к самоход.SU» 1373589 А1 ным землеройным машинам. Цель изобретения -- повышение экономичности работы за счет уменьшения энергозатрат. При торможении золотник коробки 10 перекрывает доступ рабочей жидкости от основного насоса к фрикционам и соединяет насос с гидролиниями управления гидроклапанов 4 и 17.

Так осуществляется зарядка гидроаккумулятора 7 за счет кинетической энерп и землеройной машины. При разгоне машины рабочая жидкость поступает от основного насоса к фрикциону соответствующей передачи и в гидролинию управления гидроклапана 6, связывающего гидроаккумулятор 7 с насосмотором 1, который начинает работать в режиме гидромотора. 2 ил.

1373589

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к самоходным землеройным машинам типа погрузчика, скрепера.

Цель изобретения -- повышение экономичности работы за счет уменьшения энергозатрат.

На фиг. 1 показано место установки реверсивного насос-мотора; на фиг. 2 принципиальная схема гидропривода транспортного средства.

Гидропривод состоит из реверсивного насос-мотора 1, установленного на промежуточном валу коробки 2 передач и таким образом связанного с ведущими колесами 3 землеройной машины. Всасывающая гидролиния насос-мотора 1 через нормально закрытый управляемый гидроклапан 4 связана с гидробаком 5. К этой гидролинии через другой нормально закрытый управляемый клапан 6 подключена напорная гидролиния гидроаккумулятора 7. Гидролиния управления гидроклапана 4 через гидроклапан ИЛИ 8 соединена с гидроклапаном

ИЛИ 9, который связан с гидролиниями золотниковой коробки !О управления гидромеханической коробки передач. Другой вход гидроклапана ИЛИ 8 подключен к двухпозиционному четырехлинейному гидрораспределителю l, который включен в гидролинию управления гидроклапана 6. Гидрораспределитель 1! через гидроклапан ИЛИ 12 связан с гидролиниями золотниковой коробки 10 управления. Гидролиния управления гидрораспределителя !1 через электроуправляемый двухпозиционный трехлинейный гидрораспределитель 13 соединена с гидроаккумулятором 7. Орган управления гидрораспределителя 13 соединен с микропереключателем 14, размещенным под педалью 15 подачи топлива. Напорная гидролиния насосмотора 1 через обратный гидроклапан 16 подключена к гидроаккумулятору 7. Управляемый нормально открытый гидроклапан 17 связывает напорную гидролинию насос-мотора 1 со сливной гидролинией. В гидролинию управления гидроклапана 17 включен двухпозиционный трехлинейный гидрораспределитель 18, гидролиния управления которого соединена с гидроаккумулятором 7.

Для удобства понимания схемы первые, вторые и третьи линии гидрораспределителей 11 †-18 обозначены соответственно позициями 19 — 21, четвертая линия гидрораспределителя 11 -- позицией 22, а гидроклапаны ИЛИ 12, 9 и 8 соответстенно названы первый, второй и третий гидроклапаны ИЛИ.

Гидропривод транспортного средства работает следующим образом.

В режиме торможения при малом ходе педали тормоза золотник нейтрали золотниковой коробки 10 перекрывает доступ рабочей жидкости от основного насоса землеройной машины к фрикционам передач и

I5

55 соединяет напорную гидролинию основного насоса с гидролиниями управления гидроклапанов 4 и 17. Управляемый гидроклапан !7 закрывается, разъединяя напорную гидролинию насос-мотора 1 со сливной гидролинией. Управляемый гидроклапан 4 открывается, и рабочая жидкость поступает из гидробака 5 во всасывающую гидролинию насос-мотора 1, который работает в режиме насоса, перекачивая рабочую жидкость из гидробака 5 через обратный клапан 16 в гидроаккумулятор 7. Гидроклапан ИЛИ 8 соединяет гидролинию управления гидроклапана 4 с гидроклапаном ИЛИ

9 и перекрывает вход к гидрораспределителю 11. В гидроклапане ИЛИ 9 вход, соединяющий гидролинию управления гидроклапана 4 с золотником нейтрали золотниковой коробки 10, открыт, а с золотником реверса этой коробки закрыт. Таким образом осуществляется зарядка гидроаккумулятора 7 за счет кинетической энергии землеройной машины. После зарядки гидроаккумулятора гидрораспределитель 18, гидролиния управления которого соединена с гидроаккумулятором, разъединяет гидролинию управления гидроклапана 17 с гидролинией золотниковой коробки 10. Управляемый гидроклапан 17 открывается и сообщает напорную гидролинию насос-мотора 1 с гидробаком 5. Обратный гидроклапан 16 закрывается, разъединяя гидроаккумулятор 7 с напорной гидролинией насос-мотора l, который перекачивает рабочую жидкость иа слив. Если ход педали тормоза не изменяется, то торможение землеройной машины происходит за счет тормозного момента на ведущих колесах, создаваемого насос-мзтором. При увеличении хода педали тормоза в действие вступает рабочая тормозная =истема землеройной машины.

Разгон землеройной машины происхсдит таким образом.

При включении какой-либо передачи переднего хода и большом ходе педали 5 подачи топлива, под которой установлен микропереключатель 14 управления гидрораспределителем 13, гидроклапан ИЛИ 12 оединяет гидролинию управления гидроклапана 6 через гидрораспределитель 11 с гидролинией золотника передач золотниковой коробки 10. Рабочая жидкость от основного насоса землеройной машины поступает к фрикциону соответствующей передачи переднего хода и в гидролинию управления гидроклапана 6. Управляемый гидроклапан 6 открывается, связывая напорную гидрслинию гидроаккумулятора 7 с насос-мотором 1, который работает в режиме гидромотора.

Напорная гидролиния насос-мотора соединена через гидроклапан 17 с гидробаком 5.

После того, как разгон окончен и началось равномерное движение землеройной машины, ход педали подачи топлива 15 уменьшается, гидрораспределитель 13, управгяе1373589

<формула изобретения мый микропереключателем 14, размещенным под педалью подачи топлива, отсоединяет гидролинию управления гидрораспределителя 11 от гидроаккумулятора. Гидрораспределитель 11 перекрывает доступ рабочей жидкости от золотника передач золотниковой коробки 10 через гидроклапан ИЛИ 12 к гидролинии управления гидроклапана 6 и соединяет гидролинию золотниковой коробки

10 через гидроклапан ИЛИ 8 с гидролинией управления гидроклапана 4. В гидроклапане ИЛИ 8 вход, соединяющий гидролинию управления гидроклапана 4 с гидроклапаном ИЛИ 9, закрывается. Управляемый гидроклапан 6 закрывается и разъединяет напорную гидролинию гидроаккумулятора 7 с насос-мотором 1. Управляемый гидроклыпан 4 открывается, соединяя всасывак))цую гидролинию насос-мо гора с гидробыком.

Насос-мотор работыег в режиме насо а и пс— рекачивает рабочую жидкость в I ндро63),.

В том случае, если до окончания рызг<>н3 ма ш и н ы да е> 1с и ис В гидроа ккрм му (1 ят()рс достигает определенной минимальной неличины, дополни(ельный гидрораспределител(, 11, так же как в случае окончания разгона. выключает гидроклапан 6 и включает гидроклапан 4. Насос-мотор работает в режиме нас()са ны холостом ходу. (1ри движении задним ходом ра6очыя жидкость от основного насоса поступ«ет через золотник реверса золотниковоь коро6ки

l0 к гидроклапану ИЛИ, который откры вает доступ рабочей жидкости через гидроклапан ИЛИ 8 к гидролинии управления гидроклапана 4. Гидроклапан 4 открывается, соединяя всасывающую гидролинию насосмотора, которая в этом случае будет напорной гидролинией, с гидробаком 5. Насосмотор работает на холостом ходу в режимс насоса, перекачивая рабочую жидкость через гидроклапаны 17 и 4 в гидробак 5.

Гидропривод транспортного средства, имеющего гидромеханическую передачу с золотниковой коробкой управления, гидрывлически соединенной с насосом управления, с фрикционами включения передач и с I идролинией управления, содержащий насосмотор, механически связанный с ведущим колесом транспортного средства и гидравлически соединенный через нормально закрытый и нормально открытый управляемые клапаны с гидробаком, гидроаккумулятор, гидравлически соединенный с выходом обрат5

50 ного клапана, другой нормально з;(крыпгыи управляемый клапан, микропереключытель, подключенный к источнику голы и устыновлеHHBIH под педалью подачи г<н)ливы с возможностью взаимодействия с Ht. й, и сHtтему управления, от.)ичак>(ии(1< I тем, IT(), с целью повышения экономичности работы зы счет уменьшения энергозатрат. н од of)1>3THoro клапана соединен с одним из вxodoB насос-мотора, другой вход которого через другой нормально закрытый х прывляемый клапан соединен с гидроыккумулягором, при этом система управления включает в себя три гидроклапана ИЛИ, первый и второй из которых входами соединены с гидролиниями фрикционов включения передач и с гидролинией управления, твы двухпозицион-!

1ы х 11>t >t. IHн lt tlt!. и <). Iit!! .IB(, х i» ! и че(ырехлинейный управля(мыс гн,l1()<)1>,it Ill)t— ц.(и)е.)и, последнии из кагоры. Iit рвой .Iltнией oBHçàH с гндро6;)л<>м, BT<)1)oH с линией управления д1)уl ого llol)x1;t (ьiio33крьис>го K <13113 hd, ?????????????? ?? o, i ii ????<:toxt ???????????????? ???????????????????????? 11????, ??????(???? ???????? ??????????>го соединен «вы: одом н)<.)1ог<) гидро клапана ИЛИ, ы с го вых<).i с линн(й > ) 1 Р;1 в 1 е н и и и о Р м ы. I b H o < ы л Р ь) .i o l () (, I l l ) < t B. I H (— мого клапана, ы чс TBål>1;)я линitя l llð;tâ IHt л(ог() гидрорыс предел ителя соедн i(на выход(>м второго гндроклыпыны ll, 111, lit рвыя .)Нния одни>го и (;(Bx xtto«HI(ttottttl>lx грс., IHнейпых гидрораспределитс. сй с<>едннены

Bx0;toM второго гl(..(рок.);1(1«на 1 1, 1 l l. Нто1>«я его линия с линией управления нормально открытого упрынляс мого к.lBIIBHH, il )рс)ья .) и ния — — с гидроба ком, ы lit ðâ3H, l è íè H другого двухпозиционного трехлинейного гидрораспределителя, выполненного электроуправляемым, соединены с гидроаккумулятором и с линией управления с>дногс> двухпозиционного трехлинейнс>г() гидр<>распределителя, его вторая линия сое.tilHt ttы с IHнией управления четырехлиней)н>го гидрор«си редел ителя, третья л НН»» с гидро6ыком, а орган управления э>им гидрорыспределителем электрически t ot!ttt ttt через микропереключатель с ttt To«HIIK<)v толы, причем в одной позиции;(ву х(ц> iltliltolllit>lx треxлинейных гидрорыспределнтелей их первы«и вторые линии. ы н другс>й вторые и третьи их линии соединены )((ежду собой, а B одной позиции четыре <линсйн<)го гидрораспределителя его первая линия с<н.динены с второй, а третья с че)всртои линией, а в другой позиции его первач н третья, а также вторая и четвертая .)инни to(.IHHt ..

Ht>l Mt >Kg,$ собои.

1373589

Составитель A. Барыков

Редактор Т. Парфенова Техред И Верес Корректор A. Зимокосов

Заказ 365/13 Тираж 558 Подписное

ВНИИПИ (осударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1! 3035, Москва. Ж 35, РаУшская наб., д. 4/5

11роизводственно-полиграфическое предприятие. г. Ужгород, ул. Проектная, 4