Мускульный привод транспортного средства с возвратно- поступательным движением педалей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортным средствам с мускульным приводом , а именно к веломобилям. Цель изобретения - повышение удобства в эксплуатации. Привод представляет собой иаправляю1цие 2 и 3, каретки 4 и 5 с педалями, движение которых вдоль направляющих связано с .вращением приводных валов через гибкие связи, шкивы 11 с канавками, имеющими пространственный спиральный профиль , обгонные муфты. К каждой педали с кареткой шарнирно прикреплен блок 16 с канавкой, на который намотана гибкая связь, причем ось вращения блока параллельно смещена и находится вне замкнутого контура ка 1авки. Для ручного переключения скоростей блок 16 крепится к педали с кареткой через тягу, при этом к блоку прикреплена рукоятка. Для ножного переключения скоростей каждая педаль с прикрепленным к ней блоком 16 закреплена на каретке шарниром , ось которого параллельна движению каретки, а к блоку 16 соосно с его осью вращения прикреплена шестерня, имеющая возможность при повороте педали на шарнире входить в зацепление с рейкой, закрепленной на направляющей и расположенной вдоль нее. 7 ил. i сл
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 В 62 М 1/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4108373/27-11 (22) 19.08.86 (46) 15.02.88. Бюл. У 6 (75) С.Н. Лукьянов (53) 629.118.31 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 867765, кл. В 62 M 1/04, 1979. (54) МУСКУЛЬ11ЪП1 ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА С ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНЬ1М
ДВИЖЕНИЕМ ПЕДАЛЕЙ (57) Изобретение относится к транспортным средствам с мускульным приводом, а именно к веломобилям. Цель изобретения - . повышение удобства в эксплуатации. Привод представляет собой направляющие 2 и 3, каретки
4 и 5 с педалями, движение которых вдоль направляющих связано с .вращением приводных валов через гибкие связи, шкивы 11 с канавками, имеющими пространственный спиральный про„„SU„„1373619 A1 филь, обгонные муфты. К каждой педали с кареткой шарнирно прикреплен блок 16 с канавкой, на который намотана гибкая связь,.причем ось вращения блока параллельно смещена и находится вне замкнутого контура канавки. Для ручного переключения скоростей блок 16 крепится к педали с кареткой через тягу, при этом к блоку прикреплена рукоятка. Для ножного переключения скоростей каждая педаль с прикрепленным к ней блоком 16 закреплена на каретке шарниром, ось которого параллельна движению каретки, а к блоку 16 соосно с его осью вращения прикреплена шестерня, имеющая воэможность при повороте педали на шарнире входить в зацепление с рейкой, закрепленной на направляющей и расположенной вдоль нее. 7 ил.
1373Ь
Изобретение относится к транспорт— ным средствам с мускульным приводом, а именно к веломобилям.
Цель изобретения — повышение удоб5 ства эксплуатации.
На фиг. 1 изображен привод, общий вид; на фнг. 2 — первый вариант ис— полнения привода с ручным переключением скоростей; на фиг. 3 — вид А на фиг. 2; на фиг. 4 — вид Б на фиг. 2; на фиг. 5 — второй вариант привода с ножным переключением скоростей; на фиг. Ь вЂ” разрез В--В на фиг.5; на фиг. 7 — вид Г на фиг. 5. 15
Мускульный привод состоит из прикрепленных к раме 1 направляющих 2 и
3, на которых находятся каретки 4 и
5 с роликами 6. Каретки снабжены педалями 7 и 8. Каждая каретка с пе- 20 далью связана гибкой связью 9 с приводными валами 10 через шкивы 1! с канавками, имеющими пространственный спиральный профиль и обгонные муфты 12. Для смачывания гибких свя- 25 эей 9 на шкивы !1 во время холостых ходов к шкивам 11 соосно прикреплены шкивы 13, на которые намотаны гибкие связи 14, связанные с резиновым амортизатором 15, который пере- 311 кинут через блок 16, закрепленный на раме I Во время поочередного при— водного движения кареток 4 и 5 ре— зиновый амортизатор 15 не растягивается, а перекачывается через блок
16. Гибкие связи 9 крепятся к учас гкам канавок шкивов ll, наиболее приближенных к оси вращения этих шкивов.
Сматывание гибких связей 9 со шкивов
11 идет начиная с более удаленных 40 от оси участков канавки и кончая участками более приближенными к оси.
Длина канавок должна быть больше хода кареток 4 и 5 примерно в 1,5 — 2 раза с запасом на изменение переда- 45 точного отношения трансмиссии. Мускульный привод может быть выполнен в двух вариантах, В первом варианте с ручным переключением скоростей (фиг. 2, 3, 4) конец гибкой связи 9 намотан на блок 17. Канавка блока
l7 может быть выполнена по окружности, овалу, эллипсу и т.д. Блок 17 шарнирно закреплен на каретке 4 через жесткую тягу 18, длина которой выбирается из учета того, чтобы блок 17 при вытянутой ноге находился примерно под коленом водителя, тогда водитель легко достает до блока 17 рукой.
l9 2
Ось вращения 19 блока 17 параллельно смещена и находится вне замкнутого контура его канавки. Смещение оси 19 позволяет исключить самопроизвольное смачывание гибкой связи 9 с блока 17.
К блоку 17 прикреплена рукоятка 20 с возможностью вращения на оси 21.
Ось рукоятки дальше от оси 19 любой точки канавки блока 17. Во втором варианте с ножным переключением скоростей (фиг.5, 6, 7) педаль 7 с шарнирно прикрепленным к ней блоком 17, ось 19 которого смещена за контур канавки, прикреплена к каретке 4 шарниром 22, ось которого параллельна движению каретки. К блоку 17 соосно с его осью вращения 19 прикреплена шестерня 23, имеющая воэможность при повороте педали 7 на шарнире 22 вхо— дить в зацепление с зубчатой рейкой
24, закрепленной на направляющей 2 и расположенной вдоль нее. Длина рейки берется не меньше длины делительной окружности шестерни 23 и не больше длины направляющей 2. Педаль 7 поджимается к каретке 4 до упора 25 пружиной 26. К педали 7 прикреплен упор для носка ноги, например, выполненный в виде ремешка 27, Мускульный привод работает следующим образом.
В режиме привода водитель двигает ногами каретки 4 и 5 вдоль направляющих 2 и 3, чем через гибкие связи 9, шкивы 11, отгонные муфты 12 вызывает вращение приводных валов IO. Передаточное отношение трансмиссии в первом варианте водитель меняет рукой, вращя рукоятку 20, сматывая или наматывая гибкую связь 9 на блок 17. При
"том гибкая связь 9 наматывается или сматывается со шкива 11, отдаляясь или приближаясь к его оси. Во втором варианте передаточное отношение меняется ногами. Водитель, носком наги упираясь в упор 27, поворачивает педаль 7 на шарнире 22, растягивая пружину 26, вводит в зацепление шестерню 23 с зубчатой рейкой 24 и далее перемещает каретку 4 на себя или от себя. При этом гибкая связь
9 сматывается или наматывается на блок 17, что вызывает намачывание или сматывание ее со шкива 11. После окончания давления на упор 27 педаль поворачивается обратно пружиной 26, выводя шестерню 23 иэ зацепления с зубчатой рейкой 24.
1373619
Формула и з о б р е т е н и я
1. Мускульный привод транспортного средства с возвратно-поступатель- 5 ным движением педалей, содержащий установленные на раме приводные элементы с педалями и механизмы фиксации изменения передаточного отношения с элементами их управления, каж- 1р дый из указанных механизмов установлен на приводном элементе и связан посредством гибкой тяги, огибающей шкивы через обгонную муфту с ведущим валом колеса, о т л и ч а ю щ и и — 15 с я тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации, каждый приводной элемент выполнен в виде каретки, установленной с возможностью перемещения на раме, а мехнизм изменения 2() передаточного отношения выполнен в виде блока с канавкой для размещения в ней гибкой тяги и жестко связанно—
ro с элементом его крепления, шарнирно установленным на каретке, причем его ось смещена параллельно оси блока и размещена вне контура канавки блока.
2. Мускульный привод по п.1, о т л и ч а ю шийся тем, что педаль установлена на каретке посредством шарнира, ось которого расположена параллельно движению каретки, а на раме размещена зубчатая рейка для взаимодействия с шестерней, установленной на блоке соосно его оси крепления на каретке.
3. Мускульный привод по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что на каретке вдоль ее перемещения выполнена дополнительная тяга для размещения на ней механизма изменения передаточного отношения с ручным управлением.
1373619
1 37361 9 фи// (Pue 7
Составитель Н. Николаева
Техред Л.Олийнык Корректор С.Шекмар
Редактор М. Товтин
Заказ 527/15 Тирах 536 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проек н оектная 4