Способ диагностики подшипниковых узлов электрических машин постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области диагностики электрических машин и ; может использоваться для определения их технического состояния в процессе эксплуатации и в предремонтный период . Цель изобретения - упрощение и повьшение качества диагностики. С этой целью,создают и регистрируют вынужденные колебания вала якоря машины подачей переменного синусоидального напряжения на клеммы якорной, шунтовой и сериесной обмоток при их последовательном соединении. Виброускорение и амплитуда колебаний вала якоря электрической машины являются диагностическими параметрами, показывающими техническое состояние подшипниковых узлов машины. 2 ил. (Л
СООЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (50 4 G 01 М 13/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4131441/30-27 (22) 27.06.86 (46) 15.02.88. Бюл. У 6 (71) Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства (72) P.Г.Идиятуллин, M.Г.Червяков, В.Х.Баширов, Ш.Ш.Мухсинов, Т.Ш.Мукушев, А.Б.Уралов и В.Ф.Вавилов (53) 658.562.012 ° 7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1016726, кл. G 01 М 17/00, 1981. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОДШИПНИКОВЫХ
УЗЛОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к области диагностики электрических машин и может использоваться для определения их технического состояния в процессе эксплуатации и в предремонтный период. Цель изобретения — упрощение и повышение качества диагностики. С этой целью, создают и регистрируют вынужденные колебания вала якоря машины подачей переменного синусоидального напряжения на клеммы якорной, шунтовой и сериесной обмоток при их последовательном соединении. Виброускорение и амплитуда колебаний вала якоря электрической машины являются диагностическими параметрами, показыЩ вающими техническое состояние подшипниковых узлов машины. 2 ил.
13740
Формула изобретения
Изобретение относится к диагностике электрических машин постоянного тока и может быть использовано для определения технического состояния их аодшипниковых узлов в процессе эксплуатации и в предремонтный период.
Цель изобретения — упрощение и повышение качеетва диагностики подшипниковых узлов электрических машин постоянного тока.
На фиг. 1 изображена схема колебаний вала якоря электрической машины постоянного тока при подаче переменного синусоидального напряжения; на фиг.2 — электрическая схема электрической машины постоянного тока при диагностике.
Способ диагностики подшипниковых 20 узлов 1 электрической машины 2 постоянного .гока осуществляется возбуждением принудительных колебаний вала якоря 3 подачей переменного синусоидального напряжения на клеммы якорной 25
Я1-Я2, шунтовой Ш-Ш1 и сериесной С1Ci обмоток машины при их последовательном соединении с последующей регистрацией специальной аппаратурой
4, например пьезодатчиком с записью на ленту. Частота подаваемого напряжения может быть регулируема для повышения точности диагностики различных типоразмеров электрических машин, 35
Виброускорение и амплитуда колебаний вала якоря 3 электрической машины являются диагностическими параметрами, показывающими техническое состояние подшипниковых узлов 1 машины 2.
П р и M e p. Проверку эффективно 40 сти способа проводили в лабораторных условиях на тяговом электродвигателе
77 2
ДК-717А. Предварительно последовательно соединив якорную, шунтовую и сериесную обмотки электродвигателя, подключали их к силовой сети переменного тока 380 В. В результате действия переменных электромагнитных сил вал якоря начинает колебаться в пределах зазоров подшипниковых узлов.
Пьезодатчик Г33-661, установленный на валу якоря электродвигателя и соединенный с осциллографом Н041, регистрировал величину виброускорений и амплитуды колебаний вала якоря, являющиеся диагностическими параметрами, показывающими техническое состояние подшипниковых узлов электродвигателя.
Частоту подаваемого напряжения регулировали инвертором СИЧ3-13-55-4.
Применение предгагаемого способа позволяет значительно упростить и повысить точность определения степени износа подшипниковых узлов электрической машины постоянного тока при проведении безразборной диагностики, определять ресурс их надежности и ремонтопригодности.
Способ диагностики подшипниковых узлов электрических машин постоянного тока, заключающийся в возбуждении и регистрации вынужденных колебаний вала якоря машины, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью упрощения и повышения качества диагностики, вынужденные колебания создают подачей переменного напряжения на клеммы якорной, шунтовой и сериесной обмоток машины при их последовательном соединении.
1374077
Ш4
Фиа2
Составитель В.Пучинский
Техред M.Äèäûê Корректор А.йрЬин
Редактор А.Лежнина
Заказ 566/38 Тираж 847 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4