Способ контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машино-, строению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес/ Цель изобретения - упрощение реализации способа контроля. Это достигается тем, что измеритель 1 перемещают вдоль касательной к основной линии А-А наклона зубьев по стрелке Б или В. В каждой точке боковой поверхности зуба контролируемого колеса величина погрешности профиля равна величине отклонения измерителя 1 от прямой линии А-А. Кроме того, с линией А-А может быть совмещен профиль прямобочного шаблона, который применяют для одновременного контроля противоположных профилей зуба (контроль по зубу) или боковых сторон смежных зубьев, образующих впадину между ними (контроль по впадине). Угол расположения плоскости измерения и угол между прямобочными гранями шаблонов определяют аналитическим путем. 2 3.п. ф-лы, 6 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (191 (111 (511 4 С 01 В 3/20
i(13 „
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4119831/25-28 (22) 30.06.86 (46) 23.02.88. Бюл. К - 7 (71) Днепродзержинский индустриаль- ный институт им. N.Ï. Арсеничева (72) С.П. Радзевич, Ю.Г. Самойленко, М.А. Товмсян и В.В. Белькевич .(53) 531.717.2:621.833(088.8) (56) Тайц Б.А., Марков Н.Н. Точность и контроль зубчатых передач. — Л.:
Машиностроение, 1978, с. 30. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КОСОЗУБЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС С ЗВОЛЬВЕНТНЬР1 ПРОФИЛЕМ ЗУБЬЕВ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения — упрощение реализации способа контроля. Это достигается тем, что измеритель 1 перемещают вдоль касательной к основной линии
А-А наклона зубьев по стрелке Б или
В. В каждой точке боковой поверхности зуба контролируемого колеса величина погрешности профиля равна величине отклонения измерителя 1 от прямой линии А-А. Кроме того, с линией A-А может быть совмещен профиль прямобочного шаблона, который применяют для одновременного контроля противоположных профилей зуба (контроль по зубу) или боковых сторон смежных зубьев, образующих впадину между ними (контроль по впадине). Угол расположения плоскости измерения и угол между прямобочными гранями шаблонов определяют аналитическим путем.
2 э.п. ф-лы, 6 ил.
1375937
=arcsin d (ь| (1) Ц
Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес.
Цель изобретения — упрощение кон5 троля за счет использования расположения касательной к эвольвентной винтовой поверхности на профильной поверхности косозубого колеса.
На фиг. 1 показана схема контроля профиля косозубого цилиндрического колеса наружного зацепления; на фиг. 2 — то же, внутреннего зацепления; на фиг ° 3 — схема контроля профиля по боковым поверхностям зуба ци- 15 линдрического колеса наружного зацепления; на фиг. 4 — то же, внутреннего зацепления; на фиг. 5 — схема контроля профиля по боковым поверхностям смежных зубьев, образующих 2р впадину между ними, цилиндрического колеса наружного зацепления; на фиг. б — то же, внутреннего зацепления.
Способ реализуется с использованием измерителя 1 или шаблонов 2 и 3, которые контактируют с контролируемым колесом 4.
Способ реализуется следующим об- 30 разом.
Измеритель 1 вводят в контакт с боковой поверхностью зуба контролируемого колеса 4 и перемещают его вдоль касательной к основной линии
A-А наклона зубьев контролируемого колеса 4 в направлении по стрелке Б или В (фиг. 1 и 2). В каждой точке боковой поверхности зуба контролируемого колеса 4 величина погрешности 4р профиля численно равна величине отклонения траектории измерителя 1 от прямой линии А-А.
Кроме того, с линией А-А может быть совмещен профиль прямобочного шаблона. Рационально шаблоны 2 и 3 применять для одновременного контроля противоположных боковых сторон профиля зубьев (контроль "по зубу") или боковых сторон смежных зубьев, образующих впадину между ними (контроль по впадине").
В первом случае угол (наклона плоскости измерения шаблона 2 к оси
0-0 вращения контролируемого колеса
4 определяется математическим выражением а угол между прямобочными граня) ми шаблона 2 определяют соотношением
cos <1,/ (2) ь arccos
/(«+в«с@«.)1, 4 =arcsin и
1 (3) а угол Кь, между прямобочными гранями шаблона 3 определяют соотношением
Ы =arccos
Ьп (d Нсtg 0 o) р (4) где Н вЂ” ширина впадины между зубьями контролируемого колеса на диаметре делительной окружности.
Формулы (1) — (4) получены исходя из положения такого плоского сечения косозубого цилиндрического колеса с эвольвентным профилем зубьев, в котором боковые стороны профиля сечения являются прямыми линиями.
Формула изобретения
1. Способ контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев, заключающийся в том, что измеритель вводят в контакт с боковой поверхностью зуба контролируемого колеса и перемещают его, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения реализации способа, где d — диаметр основного цилиндра
Ь контролируемого косозубого колеса;
d — диаметр делительной окружности контролируемого колеса;
S — - толщина зуба контролируемого колеса на его делительной окружности
oL — угол профиля контролируемого колеса на его делительной окружности; — основной угол подъема винтоь вой линии зуба контролируемого колеса.
Во втором случае угол 1 наклона плоскости измерения шаблона 3 к оси
0-0 контролируемого колеса 4 определяется математическим выраженим
1375937
ljð!5
= arcsin d
1 =атсв .п д
20 с =агссоз
*(d+Hctg0,), ности. измеритель перемещают вдоль касательной к основной линии наклона зубьев контролируемого колеса.
2. Способ по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что в качестве измерителя используют нрямобочный шаблон, который располагают на боковых поверхностях зуба контролируемого колеса в плоскости измерения, угол рас- 1п положения которой относительно оси контролируемого колеса определяется математическим выражением а угол между прямобочными гранями шаблона определяют соотношением с =arccos
В
xcos (d+SctgoL,)7>
Ь контролируемого зубчатого колеса;
d — - диаметр делительной окружности контролируемого колеса;
S — толщина зуба контролируемого колеса на его делительной 30 окружности;
, — угол профиля контролируемого колеса на его делительной окружности; основной угол подьема винтоЬ вой линии зуба контролируемого колеса.
3. Способ по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что в качестве измерителя используют прямобочный шаблон, который располагают на боковых поверхностях смежных зубьев, образующих впадину между ними в плоскости измерения, угол расположения которой от.носительно оси контролируемого колеса определяется математическим выражением а угол между прямобочными гранями шаблона определяют соотношением где Н вЂ” ширина впадины между зубьями контролируемого колеса на диаметре делительной окруж) 137 593 7
Фиг. Ф
1 37593 7
Составитель Б. Афонский
Редактор И. Горная Техред Л.Олийнык Корректор В. Бутяга
Заказ 768/40 Тираж 680 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4