Коробка передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных машин. Цель изобретения увеличение количества передач за счет введения дополнительного редуктора. Коробка состоит из редуктора 3, планетарного механизма 4, дополнительного редуктора 5, размещенных в корпусе 1. Дополнительный редуктор 5 содержит ведущий вал 6 с колесами 7, 8 и муфтой 9, промежуточный вал 12 с колесами 10, 11. Основной редуктор 3 содержит первичный 13, вторичный 18 и полый 19 валы с блоком 22 колес. Промежуточный вал 14 этого редуктора имеет пару колес 15, 16 и муфту 17. Основной редуктор 3 имеет три муфты 17, 23. 24 переключения . Планетарный механизм 4 включает центральные колеса 25 и 26, водило 27 с сателлита.ми, соединенное с валом 19. Муфта 28 обеспечивает соединение планетарного механизма 4 с ведомым валом 2. Коробка обеспечивает 23 пepeдaчtl переднего хода и пять передач заднего хода. 2 табл., I ил.

СО(ОЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!) 4 В 60 К 17/06, F 16 Н

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

5 д 13 Л /8 1У df2c Я 3r Л Ф 28

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3976592/25-28 (22) 10.11.85 (46) 07.03.88. Бюл. X 9 (71) Курганский машиностроительный институт (72) В. И. Некрасов, В. Ф. Грушецкий, A. С. Терехов и Г. H. Шпитко (53) 621.833.6 (088.8) (56) Г!роектирование трансмиссий автомобилей. Справочник под ред. A. И. Гришкевича.— М., 1984, с. 68, рис. 7.6в. (54) КОРОБКА Г1ЕРЕДЛЧ (57) Изобретение относится к трансмиссиям транспортных машин. Цель изобрст HHH увеличение количества передач за счеT введения дополнительного редуктора. Коробка состоит из редуктора 3, планетарного

„„SU„„1379143 А1 механизма 4, дополнительного редуктора 5, размещенных в корпусе I. Дополнительный редуктор 5 содержит ведугций вал 6 с колесами 7, 8 и муфтой 9, промежуточный вал 12 с колесами 10, 11. Основной редуктор 3 содержит первичный 13, вторичный 18 и полый

l9 валы с блоком 22 колес. Промежуточный вал 14 этого редуктора имеет пару колес !5, 16 и муфту 17. Основной редуктор 3 имеет три муфты 17, 23, 24 переклк чения. Планетарный механизм 4 включает центральные колеса 25 и 26, водило 27 с сателлитами, соединенное с валом 19. Муфта 28 обеспечивает соединение планетарного механизма 4 с ведомым валом 2. Коробка обеспечивает 23 передачи пс реднего хода и пять передач заднего хода. 2 табл., l ил.

1379143

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именин> к трансмиссиям гранспортных средств.

Цель изобретения увеличение количества передач за счет снабжения дополнительным делителем и изменения взаимосвязи элементов коробки.

На чертеже показана кинематическая схема коробки передач.

Коробка передач содержит корпус 1, ведомый вал 2, редуктор 3, планетарный механизм 4, дополнительный редуктор 5

Дополнительный редуктор 5 состоит из ведущего вала 6, на котором установлены два цилиндрических колеса 7 и 8 с наружными зубьями, между ними размещена муфта 9 переключения, поочередно соединяющая ведущий вал 6 с указанными колесами 7 и 8, последний взаимодействует с парой колес 10 и 11. жестко установленных на промежуточном валу 12 дополни-ельного редуктора 5.

Ведущий вал 6 дополнительного редуктора 5 жестко соединен с первичным валом 13 редуктора 3, а промежуточный вал 12 соединен с промежуточным валом 14 того жс редуктора. На валу 14 установлена пары колес 15 и 16 и между ними пятая муфта 17.

Соосно первичному валу 13 редукторы 3 расположен вторичный вал 18 и расположенный коаксиа Ib«lo полый вал 19, на котором размещена пара колес 20 и 21, об«,единенная в блок 22, указанные колесы взаимодействуют с колесами 15 и 16.

Вторая муфта 23 редуктора 3 поочередно соединяет блок 22 колес с полым валом 19, вторичным валом 18, а также соединяет

1зторичный вал 18 с первичпым валом 13 и корпусом 1.

Третья муфта 24 поочередно соединяет ,корпус 1 с полым валом 19, централ«,дым колесом 25 с внутренними зубьями и с блоком 22 колес.

Планетарный механизм 4 содержит центральное колесо 26 с наружными зубьями. жестко закрепленное на вторичном валу 18, центральное колесо 25 с внутренними зубьял«и и водило 27. соединенное с полым валом 19.

Четвертая муфта 28 планетарного механизма 4 соединяет ведомый вал 2 поочередно

= вторичным валом 18, водилом 27 и центральным колесом 25.

Вращение от ведущего выла 6 пы 1«едомый вал 2 осуществляется для двадцати трех передач переднего хода и пяти l ередач заднего хода за счет переклк) и::ч i .л(рт <), 17, 23, 24 и 28.

Положение включе«III« I<, )1 l сосгояние отдельных элемеHToH K : " кп:l!) fl полу I(нии какой-либо пере;ичи показано в табл 1 и 2.

При этом передача крутящего момента осуществляется следующим образом.

Для 1-й пере.ичи ()T ведл щего вала 6

«срез муфтл !) (положение I) колес 7 и 10 крутящий момент передается на вал 14, далее муфтой )7 (положение 11) колесами 16 и 20, 21 «и коаксиальный вал 19. Муфта 23 (положение IУ) соединяет блок 22 с валом

18 центральным колесом 26. Муфта 24 (положение IУ) останавливает центральное колесо 25 относительно корпуса 1. Муфта 28 (положение II) соединяет водило 27 с ведущим валом 6 коробки передач.

От 1-й передачи 2-я передача отличается тем, что с вала 14 на блок 22 крутящий моме«IT передается парой колес 15, 21 через муфту 17 (положение I) .

Для 3-й передачи от ведущего вала 6 крутящий момент муфтой 9 (положение III) колес 8 и 11 передается на вал 14 и далее

BHilлогично 1-й передаче.

От 3-й передачи 4-я передача отличается тем, что с вала 14 на блок 22 крутя20 ший момент передается парой кочсс 15 и 21 через муфту 17 (положение 1).

Для 5-й передачи крутящий л«омент от

««сдуп«его валы 6 муфтой 23 (положение 11) передается на вал 18 и центральное колесо

2с), далее аналогично 1-й передаче. Муфты 9 и 17 находятся в нейтральном положении.

;I.IH 6-й передачи от ведущего валы I) до блока 22 крутящий момент передает«я

ынылогичпо I-й передаче. Млфты 24 (поло$p жение II) соеди««яет блок 22 с центральным колес()M 25. Центральное колесо 26 с вы.«<>м 18 ()(г;1«ц)илеll() муфтой 23 (положеH«l(1). Крутящий момент от центрального колс il 25 пересыется ны водило 27 и далее млфтой 28 (положение II) па ведомый вал 2

З5 От 6-й «н р» ичи 7-я передача отличается тем, что крутя«цпй момс нт с прол(сжлточного вы 1<1 14 на б н)к 22 Il(I)EëBETEH через колсгсы 15 и 21 л«лфтой 17 (полож(. ««ие 1 )

Для 8-й передачи крутящий момент от

40 ве;«уп«ег(> «l;1.«ы 6 млфтой 9 (положенис 111) колес 8 и 11 передается ны вал 14, дылсе

il«lBлог«l««l<> ()-и передаче.

Для .)-й передачи крутящий момент ны выл 14 передается аналогично 8-й переиче

4 и .илее аналогично 7-й передаче. сля 1(«-й передачи крутящий момент от ведущего вала 6 муфтой 9 (положение III) колес 8 и 11 передается на вал 14, далее млфтой 17 (п<>ложение 1) колесами 15 и 21 пы полый ныл 19. Муфта 23 (положение 1У)

gp соединяст блок 22 с валом 18 центральным колесом 26. Муфты 28 (почожс ние 111) соединяет центральное колесо с BEëî÷ûì валом 2.

От 10-й передачи 11-я передача отличается тем, что крутящий момент на вал 14

55 передается через колеса 7 и 10 муфтой 9 (положение I).

l2-я передача отличается от 11-й пер»д;«чи тс и, IT() крутящий момеHT с валы 14 пы!

379!43 3 б г(И ц 3 1!!с p("

1(ачы

1! <>jIO>Ilk Ни(» !» II f! (Р H

1(панетырп< г<> м ка—

Г1О.П <)ЖР Н 1 (и

fIH3! I3

23 ) / ч

77

Т I <.

2 7

IV Т!

Т ч

I IT 1 <

IT1 Т« 11

5 >

1 1тт

I I I 1", )7

25 з блок 22 передается через колеса 16 и 20 муфтой !7 (положение 111).

13-я передача отличается от 10-й передчи тем, что момент с вала !4 на блок 22 передается через колеса 16 и 20 муфтой 17 (положение I I I) .

Для !4-й передачи (прямая) крутящий момент <и вала 6 на вал !8 передается муфтой 23 (положение ll). С ва.(а 18 ны вал 2 крутящий момент передается муфтой 28 (положение III). Муфта 9 находится в нейтраль- (О ном положении.

Для 15-й передачи крутя(ций мом(нт ны блок 22 передается аналогично I-й п(редыче

С блока 22 л(уфтой 24 (положеHII(I) крх тя!ци и м(>меflT и(. f)(. д(1(т(я ч(р«з II(), Нl и 33. I 5 !

9 ны водило 2 . Муфты 23 (п<>.I<>ж«ние 1) Останавливает ценTð;t«lf н<н kîë«(<> 26 <)Tll()<.ителын> корил«(1 1. Крхтящий моме(гг От води. l 3 27 II(! p(. .13(ТС>1 н « 1(6 !IT f) ff.(ьно(. K(). 1(«. » ";.

Муфты 28 (в положение I) с<>единяег ц(птрыльное ко.!есо 25 < всдол(ыл< выл<>м 2. 20!

6-и fl(ре;1ачы отлич«ется От 15-й перед;1чи тем, что крутящий момент с валы 14 ны блок 22 пер(д нтся через колеса 15 и 2! муфтой 7 ((н>лож(шн ) .

17-я передача отличается от 16-й передачи тем, что крутящий мол(ент с (»(fлы 6 ны вал 14 пере.(ы(тся через колесы << и 1! л(х(!)той,) (поло кение Ill). !

8-я передача отличается от 17-й п((идычи тем, что крутящий момент с выла 14 30 на б>лок 22 передается через колесы 16 и 20 муфтой !7 (положение 111).

Для 19-й передачи крутящий момент От ведущего вы.(а 6 на полый вал 19 Il(. f)(дается аналогично 1-й передаче. С блока 22 чер(. :» муфту 23 (по. Iож(ни(У ) кру Tsf H(H и 3 ) момент подводится к валу 19, води.f 27 и к ц((г(рыл ы Ол((колс с) 26, Муфт; 28 (Il(), I(>— жение 111) соединяет центральные кол«сы 26 и 25 ведомым валом 2. Муфта 24 (по.н>ж(ние 1У) останавливает центральное к<>л<(О 25

ОТНОСИТ(. .1bHO КОРПУC3 .! fplf1»<>f1, ()(танон !>(и»,;

20-H II(.1)<. (;Iч;«>(. IH ;I< I < )I :;><

1;1 пf T(м. IT(> tif)% Ни(1.1! М<» н«блок 22 пере 13< I< я н р< муфтой !7 (полож(ни< 1)

21-я передача ог lf :; I О If и< р<дачи тем, что с в;1,> »... 1 к!>i,lH

lliHH момент пер» „и 1 > « I и 11 муфтой .) (Нолож< н<

22-я перед;(и;1 <>1, 1 t;»< > < я < 1 I и II< р(ды IH T(М, чТО кр)1Я1! I»1> ч<>л< I» > < l»11!1 14 передается ны блок "2 I< и» ». .1«с;! 16 и >0 муфтой 17 (положс>и< !! If

Для 23-й H(ð<.да и <>I ((и(I() выл;1 6 крхтящий момент )(у<1>1<>! 23 (п<>.(ож(н(н 111) п(редается на вал !!1 и в<>.(и.t<> 27 и дал((3tl3логично 19-й переда и. Му(!>Ты,) находится в нейтральном поло кении 111.

Задний ход (ЗХ) 1: от ведущего нала 6 на блок 22 крутящий момент передается аналогично 1-й передаче переднего хода. С блока 2 муфтой 23 (положение 1) ) крутящий мол)ент подводится к центральному кол(сх 26. Муфты 24 (положение III ) <>стынынливает вал 19 и водило 27 относительно корпуса 1. Крутящий момент передается с центрального колеса 25 муфтой 28 (положение !) на ведущий выл 6.

ЗХ2 отличается от ЗХ тем, что с валы 14 ны блок 22 крутящий момент передает(я через колесы !5 и 21 муфтой 17 (положение I).

ЗХ3 отличается от ЗХ2 тем, что от веду!!!(ГО 13313 б .10 8313 14 MoM(нт пер(—

;13(.тсЯ чер(3 КОЛ(с3 8 и 1 Муфтои,) (положение III).

ЗХ4 отличается От ЗХ3 тем, что с на f;I

14 ны блок 22 крхтяп(ий мом(нт ll(реда< Tся через колеса 16 It 20 л(хфтой 17 (положение I II) ;Тля передачи от валы 6 крутящий МОмент муфтой 23 (положени< ll) передается

tI3 H3ë 18 и колесо 26 и д;i«å«аналогично 1-й передаче за;(н(го хода. Муфты 9 II3ходится в нейтральнол! положении II.

f уче li lя 11 !1к

II 11 11 1« Т !

1379143

Продолжение таб l. !

1!уфгы перекпн)ueHHH н и;

Г1ере—

Д;l)l ) ПОЛ ОЖС H l)H

H)! «а (!

1 !

26

IlI Т1 II

26

II 11 ) 7 ) 6

ТТТ II 11

1 II ll

) 7

)6!!1 (", 1 LIT

I l l1

1 ( 6

1 11 Т 111

1l! 1 ((1 !!1 l !11

lIl !

15

16

1 1

TIT 1

) Т

1 Т

1., Ц 1

11 1 1 T

25

26 (V I l I 5

26!

)г) I L I

1ТТ

26

II XT

11 Г I",111

2) 6

I I3 T I I I I I I .6

Т 1." 1 TTI (1Х3 6

25! lI Ik I

) г

III 1V ) 7

) г

П ).)о,кение иеньен

ll.lHíå гарного «с >)а—

Г!;)инин 0 "/анон Вын )ц (l

l l! 1

Г(1 1

1 (l ), ll ll

lT 1) 1(T

l 1 l (",1 I Т

1879148

Т а 6.Н и ц а 2

Соединяемые элементы

1!оложеНи с

Фор.((у !а «зог>р(>г(ни»

13,9,7,10,1(9,13

13,9,8,11,1(1,2 3,18,26

23 T

13,23,18,26

13,23 19,27

22,23,?8,26

22,2 3, 19, 7

17 I

14, 17, 15

1-(> 17

1(,17,16

24 1

22,23,19, 7

30 ) ) э ) с ч > э

19,2 t, 1

II L

I V

2Я )5 эя

c / > 8>

26,28 (()еТаяиТ! II (()1 и!1> I f1ll fl

Ре (3KT(>f> 11 т) иииа I с крез (1 (Зс рс(h)>(>B(к! )р (11.l»ilti .Заказ 0;1 (х тира>к )BB I I(> (ииеff(>( ((((1!1((1!! Г()().>ар(тиеKI(()l K(>l>tt(TcT (.(.(.Р ги l(,II(ч ll l()0>(ll >еftlfff и игкр(к! ии

113030), I(>(KII(t, Ж .Б, I и) (иек)я H lf>, д 4 З

If(>()tf (ниде гв lilt(> и(ки(гра(1>иисусK()f llf1(Ill(>tftf I tt(, I Л к! )р(> i, ).I (!р(>с л(и;>я. 4

11редлагаемая м)ьогоступенчатая коробка микропроцессорнь(л! 45 или селекторным управлениел(переключением передач, может быть прил(енена вмесТо 6есступс нчатых и комбинированных трансvIHccHH, Коробка llEpe 13 и мож(. T нанти применение на 6ольп!егрузных а!)точобиг!яхтягачах, а также на специальной, в т. !. гчсеничной и сельскохозяйственнс>й технике

Коробка передач, солержап!ая корпус, B(. домый вал, релуктор, вклк) !ак)ц(ий. Нрочс жуточный, установленные соосно велол(ому ьалу первичный и вторичный валы, две пары цилиндрических колес с нарлжными:злбьями, одна из которых расположена на промежуточном валу, и три л(уфты переклк)чсния, планетарный механизч, включающий

1ва соосно расположенные с ведомым Bdлом центральные колеса. одно из которых с наружными зубьями соединено с вторичныч валом, другое — с внутренними зубьями, водило с сателлитачи, и четвертуK) муфту пс рс клк>чсния, оТ.ãè÷èþè3(I. I(я тем, что, с цсльк> увеличения колич««тв;1 перел;!ч, он(1 с н)п)жена полыч валоч, ()eäèí(ííûì с вс)днJI(>÷ и коаксиалшю л ст()новг!енныл) на вторичноч валу, дополнительным релуктороч, вклк) (1 к ) (ц и м с ос л и н (и и ы Й е п (. p B 11 è н ы л! в л о м в(. лл п(и и Ва.1 с р(! зчс п(с н14ы ч и нс! Но(тг)е;zнеч лвумя цилиндрическими колесами с наружными зубьями и установленную л(сждл ними пятуK) муфту переклк>чения л,!я поочередного соединения ука занных ко !(ñ с ведущич валом и соединенный с промежуточныч вало vl базового редуктора, промежуточный вал с жестко установленными на нем двумя цилиндрическими колесами, взаимодействук>шими с колесами на веlушеч валу, междi парой цилиндрических колес, установленной на промежуточном валу 6азового релЛктор(1, размещена первая муфта переключения, поочередно соединяк)шая с промежуточным валом указанные колеса, вторая пара цилинлричес ких колес базового редуктора размещена на иолом валу и объединена в блок, 1)торая муфта переклкэчения предназначеHB для поочередного соединения последнего с полым, вторичным валами и последне! î с первичным и с корпусом, третья муфта цредназначсна для поочередного соединения корпуса с полым валом, с центральныч колесом с внутренними зубьями и последне! о с 6локом, и четвертая муфта предназначена для поочередного сослинения ведомого ва la вторичным валом, с во,1илоч и с 11(нтральныч колесоч с внутренничн .!л>ьял!и.