Устройство управления пневмодвигателем тали
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области подъемно-транспортного машиностроения , а именно к устройствам для управления пневмодвигагелем тали. Цель изобретения - повышение безопасности и увеличение долговечности. Устройство содержит пусковые клапаны 1, 2, входы которых соединены с выходом регулирующего клапана 3, а выходы - с пневмодвигателем 4, конечные выключатели режимов 5 и 6, пороговые реле 7, 8, пневмоклапаны ИЛИ 9, 10, пневмоклапан НЕ 11, управляемые распределители 12, 13, пневмоприводы 14 и 15 основного и дополнительного тормозов , задатчики скорости спуска 16 и подъема 17, датчик усилия 19. Последний вьщает сигнал, пропорциональный нагрузке на канате, который поступает на второй управляющий вход распределителя 13. 2 ил. 11 i (Л L-& N)
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 В 66 В 5 26
ВСЕСОЮЗНАЯ
13 „",, ". ..:,,13
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
g%7311G
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTKPblTPM (61) 1180349 (21) 4 116656/23-11 (22) 10.09.86 (46) 07.03.88. Бюл. Ф 9 (71) Донецкое отделение Государственного проектно-конструкторского и научно-исследовательского института по автоматизации угольной промьппленности
Гипроуглеавтоматизация" и Дальневосточный филиал Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-конструкторского института подъемно-транспортного машиностроения (72) Г.С.Бакрымов, И.Е.Мовчан, В.Н.Амяга, В.П.Чепик и В.П.Лущенко (53) 621.873(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
11 1180349, кл. В 66 Р 5/26, 17.01.83. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПНЕВМОДВИГАТЕЛЕМ ТАПИ
9 1d
„„SU„„1 79246 А 2 (57) Изобретение относится к области подъемно-транспортного машиностроения, а именно к устройствам для управления пневмодвигателем тали. Цель изобретения — повьппение безопасности и увеличение долговечности. Устройство содерллт пусковые клапаны 1, 2, входы которых соединены с выходом регулирующего клапана 3, а выходыс пневмодвигателем 4, конечные выключатели релимов 5 и 6, пороговые реле 7, 8, пневмоклапаны ИЛИ 9, 10, пневмоклапан НЕ 11, управляемые распределители 12, 13, пневмоприводы 14 и 15 основного и дополнительного тормозов, задатчики скорости спуска 16 и подъема 17, датчик усилия 19. Последний выдает сигнал, пропорциональный нагрузке на канате, который поступает на второй управляющий вход С распределителя 13. 2 ил.
1379246
Изобретение относится к подъемнотранспортному оборудованию, может, быть использовано для управления пневматическим приводом механизма
5 подъема пневмотали и является усовершенствованием устройства по авт.св.
В 1180349,.
Цель изобретения — повышение безопасности и увеличение долговечности.
На фиг ° 1 представлена принципиальная схема устройства управления пневмодвигателем тали; на фиг. 2 датчик усилия, вариант выполнения.
Устройство управления пневмодвигателем тали содержит (фиг, 1) пусковые клапаны 1 и 2, входы которых соединены с выходом регулирующего клапана 3, а выходы — с пневмодвигателем 4, конечные выключатели 5 и 6 режимов спуска и подъема, пороговые реле 7 и 8, пневмоклапаны ИЛИ 9 и 10, пневмоклапан НЕ 11, управляемые распределители 12 и 13, пневмоприводы 14 и 15 основного и дополнительного тор- 25 моэов, эадатчики скорости спуска 16 и подъема 17, пневматический усилитель 18 и датчик 19 усилия с пневматическим выходным сигналом.
Задатчики 16 и 17 скорости распо- 30 ложены в пульте дистанционного управления и соединены с конечнычи выключателями 5 и 6. Управляемый распределитель 13 включен в цепь задатчика 16 скорости спуска последовательно с конечным выключателем 5 ° Выход конечного выключателя 5 соединен с первым информационным и первым управляющим входами распределителя 13, а выход конечного выключателя 6 — с вторым 4р информационным входом распределителя
13, второй управляющий вход которого соединен с выходом датчика 19 усилия.
Один иэ входов первого пневмоклапана ИЛИ 9 соединен с выходом конеч- 45 ного выключателя 6 и с входом порогового реле 8 цепи эадатчика 17 подъема, а второй вход — с выходом распределителя 13 и входом реле 7 эадатчика
16 спуска. Выход пневмоклапана ИЛИ 9 соединен с входом регулирующего клапана 3.5Р
Выход реле 7 соединен с первым управляющим входом распределителя 12, а через пневмоусилитель 18 соединен с управляющим входом пневмоклапана
НЕ 11 и с входом пускового клапана 1 спуска. Выход реле 8 соединен с вторым управляющим входом распределителя 12 и первым входом второго нневмоклапана ИЛИ 10, выходы которых соединены соответственно с пневмоприводами 15 и 14 тормозов. Второй вход пневмоклапана ИЛИ 10 соединен с выходом усилителя 18 и с управляющим входом пневмоклапана ИЛИ 9. Первый информационный вход распределителя 12 соединен одновременно с выходом распределителя 13 и с входом реле 7, а второй информационный вход — с выходом пневмоклапана НЕ 11 и с входом пускового клапана 2 подъема.
Датчик 19 усилия (фиг. 2), состоит иэ силоизмерительного элемента и пневматического преобразователя, Силоизмерительный элемент состоит иэ корпуса 20 и двух поршней 21 и 22 с разными площадями, которые образуют замкнутую полость 23, заполненную жидкостью. Пневмопреобразователь состоит из корпуса 24, камер питания 25 и выхода 26 и мембранного чувствительного элемента, состоящего иэ мембраны 27, жесткого диска 28 и полого штока 29. В камере 25 расположена подпружиненная заслонка 30.
Поршень 22 с меньшей площадью взаимодействует через шток 29 с заслонкой 30, а поршень 21 с большей площадью кинематически взаимодействует с канатом пневмотали (не показано).
Устройство работает следующим образом.
Подъем груза, масса которого не превышает допустимую, происходит при воздействии на эадатчик 17 скорости, при этом выходной аналоговый сигнал поступает через концевой выключатель
6 на реле 8, где преобразуется в дискретный сигнал, который поступает на вход пневмоклапана ИЛИ 10 и управляющий вход распределителя 12, который включается и его дискретный выходной сигнал идет на растормаживание дополнительного тормоза, а выход клапана ИЛИ 1Π— на растормаживание основного тормоза.
Одновременно аналоговый сигнал с выхода концевого выключателя 6 поступает через клапан ИЛИ 9 на регулирующий клапан 3. В исходном состоянии пневмоклапана НЕ 11, когда входной сигнал в управляющей камере отсутствует, на выходе его есть пневматический сигнал, который поступает на второй информационный вход распределителя 12 и одновременно включает клапан 2 подъема.
1379246
Таким образом, регулирующий клапан 3 пода т сжатый воздух через открытый пусковой клапан 2 на один из входов пневмодвигателя 4. Величина давления на выходе регулирующего кла5 пана 3, а следовательно, скорость подъема груза пневмотали, пропорциональны управляющему аналоговому сигналу, величина которого зависит от усилия воздействия на задатчик 17 скорости.
Остановка груза в промежуточных положениях осуществляется при снятии усилия с эадатчика 17 скорости. При этом исчезает аналоговый сигнал и регулирующий клапан 3 выключается, двигатель постепенно останавливается, и после срабатывания реле 8 переключается распределитель 12 и пневмокла- 20 пан ИЛИ 10. При этом накладываются оба тормоза. Пусковой клапан 2 остается включенным выходным сигналом пневмоклапана НЕ 11.
Благодаря тому, что пусковой кла- 25 пан 2 остается включеиньи в момент выключения регулирующего клапана 3 до момента накладывания тормоза, двигатель переходит в компрессорный режим, исключая самопроизвольное опус- 30 кание груза.
При переподъеме груза срабатывает конечный выключатель 6. Аналоговый сигнал из управляющей камеры регулирующего клапана 3 и из реле 8 стравливается в атмосферу через концевой выключатель 6. При этом в устройстве происходят изменения, аналогичные изменениям при снятии усилия с задатчика 17 скорости.
Спуск груза происходит при воздействии на эадатчик 16 скорости, при этом аналоговый сигнал поступает через концевой выключатель 5 и нормально открытый контакт распределителя 13
45 на реле 7, где преобразуется в дискретный сигнал. Усиленный по мощности в усилителе 18 этот сигнал включает пусковой клапан 1, выключает пневмоклапан НЕ 11, а следовательно, и пусковой клапан 2, через пневмоклапан
ИЛИ 10 растормаживает основной тормоз.
Одновременно аналоговый сигнал с выхода распределителя 13 проходит через распределитель 12 к дополнительному регулируемому тормозу 15 и через первый пневмоклапан ИЛИ 9 к регулирующему клапану 3. При этом включается регулирующий клапан 3 и растормаживается дополнительньп тормоз.
Однако благодаря тому„ что в дополнительный тормоз поступает аналоговый сигнал, происходит только частичное его растормаживание. При этом пневмопривод 15 тормоза создает тормозной момент, препятствующий резкому опусканию груза в момент снятия основного тормоза.
Скорость спуска груза зависит как от величины давления на выходе регулирующего клапана 3, так и от тормозного усилия, развиваемого пневмоприводом 15 дополнительного тормоза, т ° е ° скорость спуска груза пневмотали пропорциональна управляющему аналоговому сигналу.
Так работает устройство, если масса груза не превьппает допустимую величину.
Контроль массы груза осуществляется датчиком 19 усилия, силоиэмерительный элемент которого воспринимает усилие в канате от поднимаемого груза (не показано).
В момент отрыва груза от земли усилие каната воздействует на поршень 21 датчика 19 усилия и через жидкость полости 23 воздействует на поршень 22 с меньшей площадью, который в свою очередь воздействует через диск 28 и полый шток 29 на заслонку 30.
Усилие, воспринимаемое мембранньи чувствительным элементом (диском 29) от воздействия груза, обратно пропорционально площадям поршней 21 и 22, так как жидкость практически несжимаема, и в установившемся режиме уравновешивается усилием от давления в камере 26 выхода.
Таким образом, датчик 19 усилия выдает пневматический сигнал, пропорциональный нагрузке на канате, который поступает на второй управляющий вход распределителя 13.
При подъеме в момент отрыва груза от земли, масса которого превышает допустимую, и при достижении уровня выходного сигнала датчика 19 усилия порога срабатывания распределителя 13 происходит его переключение. Датчик 19 настраивается так, что величина его выходного сигнала, соответсгвующая порогу срабатывания переключателя 13, достигает при массе груза в 1,25 раз больше номинальной грузоподъемности (ш 1,25ш„ „ ).
1379246
При переключении распределителя 13 выход соединяется с его вторым информационным входом,.поэтому аналоговый сигнал от эадатчика 17 поступает на реле 7, где преобразуется в дискретный сигнал. Этот сигнал выключает пневмоклапан НЕ 11, а следовательно, пусковой клапан 2, но включает пусковой клапан 1. Одновременно выходной сигнал реле 7 производит переключение распределителя 12, что обеспечивает связь пневмопривода 15 дополнительного тормоза с аналоговым сигналом, поступанхцим с выхода распределителя 13.
Таким образом, происходит реверс пневмодвигателя и усилие на канате ослабевает, т.е. поднять груз массой ш1,25ш„„„ невозможно. Благодаря тому, что в момент реверса пневмодвигателя в пневмопривод 15 дополнительного тормоза поступает аналоговый сигнал, который создает тормозной момент, гфепятствукщий резкому изменению нагрузки на канате, а основной тормоз в этот момент не накладывается, следовательно исключается воэмоьность появления резких динамических нагрузок на канат и механизм тали.
Устройство позволяет опустить груз массой ш1,25m «„ (это необходимо с
| точки зрения безопасности), если он по какой-то причине был закреплен на крюке тали на некоторой высоте от пола. В этом случае, как только в канате возникают усилия, превышающие величину, обусловленную предельной массой груза, выходной сигнал датчика 19 усилия переключает распределищ тель 13. Независимо от того, на какой эадатчик 16 или 17 скорости воздействует оператор, груз всегда опускается.
ФоРмула и э о б р е т е н и я
Устройство управления пневмодвигателем тали по авт. св. У 1180349, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, 20 с целью повышения безопасности и увеличения долговечности, оно снабжено датчиком усилия и дополнительным уп равляемым Распределителем; включенным в цепь задатчика скорости спуска
25 последовательно с конечным выключателем, ныход которого соединен с первым информационным и первым управляющим входами упомянутого распределителя, второй информационный вход которого соединен с выходом конечного выключателя подъема, а второй управляющий вход — с выходом датчика усилия.