Узел трения скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения, нриборостроения и может быть использовано в различных узлах трения механизмов и инструментов , в частности в подшипниках погруженных электронасосов и бурового инструмента. Целью изобретения является повышение несущей способности узла и улучшение условий самосмазки. Узел трения скольжения включает вал и вкладьш с антифрикционными элементами из поликристаллов сверхтвердых материалов на трущихся поверхностях. Определенное расположение этих антифрикционных элементов, например размещенных по кольцевым дорожкам на расстоянии друг от друга в дорожке 0,2-0,7 диаметра элементов, позволяет достичь увеличения ресурса в несколько раз, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 F 16 С 33/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21, 3956303/31-27 (22 . 18.09.85 (46) 07.03.88. Бюл. 11 - 9 (71) Институт физики высоких давлений им. 7. Ф. Верещагина (72) A. В. Довбня, Ю. С. Коняев, Е. Н. Яковлев, B. И. Бугаков и Ю. В. Ярцев (53) 621.822.5(088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 775954, кл. В 24 В 5/18, 1978.

Авторское свидетельство СССР

628355, кл. Р 16 С 33/02, 1974. (54) УЗЕЛ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения, приборостроения и может быть использовано в различных

„„SU„„1379511 А 1 узлах трения механизмов и инструментов, в частности в подшипниках погруженных элек тронасо сов и бурового инструмента. Целью изобретения является повышение несущей способности узла и улучшение условий самосмазки.

Узел трения скольжения включает вал и вкладыш с антифрикционными элементами из поликристаллов сверхтвердых материалов на трущихся поверхностях.

Определенное расположение этих антифрикционных элементов, например размещенных по кольцевым дорожкам на расстоянии друг от друга в дорожке 0,2-0,7 диаметра элементов, позволяет достичь увеличения ресурса в несколько раз. 2 ил.

1379511

25

40 ках.

Изобретение относится к машиностроению, приборостроению и может быть использовано в различных узлах трения механизмов и инструментов, в частности в подшипниках погруженных электронасосов и бурового инструмента.

Целью изобретения является повышение несущей способности, абразивной и коррозионной стойкости узла трения скольжения, а также улучшение условий самосмазки.

На фиг. 1 показаны вкладыш (а) и вал (b) с размещенными по трущимся поверхностям антифрикционными сверхтвердыми элементами,вал повернут вокруг вертикальной оси на 180, т.е. та поверхность вала, которая соприка1 сается с поверхностью вкладыша ); на фиг ° 2 — схема размещения антифрикционных элементов по трем кольцевым дорожкам на соприкасающихся трущихся поверхностях.

Узел содержит вкладыш 1 и вал 2 с размещенными в них элементами 3 и 4, а — расстояние между элементами в соседних дорожках, b — расстояние между элементами в дорожках, 1 — шаг размещения элементов в дорожках, l— смещение элементов в соседних дорожРасположение антифрикционных элементов на трущихся поверхностях по кольцевым дорожкам на расстоянии 0,20,7 размера элемента по направлению дорожек и не менее размера элемента между дорожками позволяет при минимальном расходе антифрикционных элементов обеспечить высокую несущую способность, надежно закрепи-.ь элементы в связке, улучшить самосмазку элементов материалом рабочей среды или адсорбирующими газами, исключить их перетирание алмазным шламом. Расположение дорожек ближе, чем размер элементов, неэффективно из-за снижения прочности закрепления элементов и ухудшения выноса шлама.

Многочисленные испытания комбинации пар трения с различными расстояниями между элементами на поверхностях скольжения показали, что только укаэанные значения величин позволяют достигать увеличение ресурса пар трения скольжения в несколько раз, т.е ° в полной мере использовать достоинства алмаза как антифрикционного материала при сохранении высокой прочности конструкции пары трения и обеспечения технологичности ее изготовления. Значения этих величин носят общий характер и не являются технологическими для определенных условий.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Узел трения скольжения, включающий вал и вкладыш с антифрикционными элементами из поликристаллов сверхтвердых материалов на трущихся поверхностях, отличающийся тем, что, с целью повышения несущей способности и улучшения условий самосмазки, антифрикционные элементы размещены по кольцевым дорожкам íà расстоянии друг от друга в дорожке 0,20,7 диаметра элементов, расстояние между элементами в соседних дорожках не менее диаметра элемента, элементы в соседних дорожках смещены по кольцевым дорожкам на 1/и величины шага элементов в одной дорожке, где п — количество дорожек, при этом элементы на вкладыше смещены в одну сторону, а на валу - в другую.

1379511

Составитель Т. Хромов а

Редактор JI. Лангазо Техред Л.Сердюкова Корректор С. Шекмар

Заказ 961/36

Тираж 757 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул . Проектная, 4