Дождевальный шлейф
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области сельского хозяйства и может быть использовано в орошаемом земледелии. Целью изобретения является повышение производительности путем облегчения транспортировки и перестройки технической схемы шлейфа. Трубы 1 дождеваль ного шлейфа снабжены эллиптическими лыжами 11, коническими муфтами с манжетами, манжетодержателями, соединительными замками и каруселысыми дождевателями 3. Соединительные замки выполнены в виде пальцев 20 с упорами 22 и накидных колец 23. Стабилизаторы 2 поперечной устойчивости соединены с трубопроводом посредством водоприемных муфт. Лыжи 11 выполнены подрессоренными с вогнутой торцовой поверхностью и связаны с коническими муфтами посредством шарнирной пластинчатой петли, закрепленной на коническом раструбе под быстросборным замком. Валок снабжен пружиной, а манжеты выполнены со сферическим воротником . Шлейф снабжен поворотными Г-образными вилками с указателями гидрантов.При транспортировке иди перестройке технологической схемы за счет выполнения ЛЬЕЖ 1 1 подрессоренными и крепления стабилизаторов 2 поперечной устойчивости через водоприемные муфты уменьшается тяговое сопротивление шлейфа и увеличивается скорость перемешения. 1 з.п. ф-лы, 19 ил. S (Л со Об о а vj :о
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
Р1
„„SU„1380679 (5!! 1 А 01 G 25/02
I !
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4050959/30-15 (22) 07.04.86 (46) 15.03.88. Бюл. N 10 (71) Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева (72) З.И.Метельский, И.В.Кобозев, В.Н.Якушев и В.А.Гераськин (53) 631.347.1(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР !! 1130267, кл. А 01 С 25/02, 1984.
Авторское свидетельство СССР
У 1204154, кл. А 01 G 25/09, 1984. (54) ДОЩЦЕВАЛЬНЬ(Й ШЛЕЙФ (57) Изобретение относится к области сельского хозяйства и может быть использовано в орошаемом земледелии.
Целью изобретения является повышение производительности путем облегчения транспортировки и перестройки технической схемы шлейфа. Трубы 1 дождевального шлейфа снабжены эллиптическими лыжами 11, коническими муфтами с манжетами, манжетодержателями, соединительными замками и карусельными дождевателями 3. Соединительные замки выполнены в виде пальцев 20 с упорами 22 и накидных колец 23. Стабилизаторы 2 поперечной устойчивости соединены с трубопроводом посредством водоприемных муфт. Лыжи 11 выполнены подрессоренными с вогнутой торцовой поверхностью и связаны с коническими муфтами посредством шарнирной пластинчатой петли, закрепленной на коническом раструбе под быстросборным замком. Валок снабжен пружиной, а манжеты выполнены со сферическим воротником. Шлейф снабжен поворотными
Г-образными вилками с указателями гилрантов.При транспортировке ипи перестройке технологической схемы за счет выполнения лыж 11 подрессоренными и крепления стабилизаторов 2 поперечной устойчивости через водоприемные муфты уменьшается тяговое сопротивление шлейфа и увеличивается скорость перемещения. 1 з.п. ф-лы, 19 ип.
1380679
Изобретение относится к области сельского хозяйства и может быть использовано в орошаемом земледелии для полива дождеванием сельскохозяй5 ственных культур.
Целью изобретения является повышение производительности путем облегчения транспортировки и перестройки технологической схемы шлейфа. l0
На фиг. 1 изображен общий вид дождевального шлейфа, на фиг. 2 — соединение труб; на фиг. 3 и 4 — крепление лыжи и рессоры; «а фиг. 5, 6, 7 — соединительная муфта, на фиг. 8, 9, 10 и 11 — соединительный замок, на фиг. 12 — манжетодержатель с манжетой, на фиг. 13, 14 — стабилизатор поперечной устойчивости, на фиг. 15устройство фиксаторов; на фиг. 16, 17, 18 и 19 — устройство поворотной вешки с указателем и улавливателем гидранта.
Дождевальный шлейф состоит из быстросборного трубопровода, который выполнен из отдельных труб 1 и на котором установлен стабилизатор 2 с карусельным дождевателем 3 и водоприемные муфты 4, снабженные крышками 5 с водосбросными клапанами. На торцах трубопровода установлены торцовые водовыпускные клапаны 6 и зацеплена тяга 7. У водоприемных муфт установлены вращающиеся вешки 8. Они снабжены указателем 9 и улавливателем 10 гидранта. Трубы 1 установлены на эллиптические лыжи 11, закрепленные на них через рессоры 12. Рессора
12 сОединена с последней хомутом 13 и с помощью стержней 14 и 15, кото- 40 рые жестко закреплены внизу трубы 1 и вставлены в отверстие в трубку 16, выполненные на рессоре 12, причем трубка 16 и стержни 14 и 15 могут быть в сечении любыми по форме. При 45 этом трубка 16 приварена по центру рессоры 12, а стержень 14, вставленный в нее, снабжен на конце резьбой и зафиксирован гайкой. Лыжи 11 установлены на конце трубы 1, который 50 противоположен коническому раструбу
17, т.е. непосредственно у патрубка
18, входящего в раструб 17 смежной трубы.
У каждой лыжи 11 торцовые. части выполнены вогнутыми по отношению к земле и переходящими постепенно в нижнюю опорную часть. Конические раструбы 17 снабжены манжетодержателями 19. Соединительный замок состоит из приваренного вертикального к патрубку 18 пальца 20 для прочности, укрепленного косынкой 21. Палец 20 снабжен упором 22. На палец 20 надето накидное кольцо 23, через которое передается тяговое усилие от одной трубы 1 к другой. Накидное кольцо 23 перемещено в вертикальную скобу 24, которая жестко установлена на раструбе 17, причем кольцо 23 может перемещаться в скобе 24 только по вертикали. Для этого ширина прорези в кольце 23 равна толщине скобы 24 и диаметру пальца 20, укрепленного на патрубке 17. Чтобы обеспечить поворот труб по горизонтали и вертикали, вы-, полнен палец 20 цилиндрическим, а опорная часть серьги, опирающаяся на палец 20, выполнена также округлой, т.е. имеет место сочленение двух цилиндрических поверхностей, обеспечивающих беспрепятственный поворот в стыках трубам 1 по вертикали и горизонтали. Сверху кольца 23 в скобе 24 закреплена плоская серьгапружина 25, которая зацеплена с упором 22 пальца 20.
На манжетодержателе 19 жестко закреплены две верхние пластины 26 со скосом от центра трубы 1, расстояние между ними равно толщине пальца
20, такие же пластины 27 выполнены на манжетодержателе 19 и внизу, между которыми на оси 28 установлена петля
29, состоящая, например, из двух пластин, соединенных осью, при этом пластины 26 и 27 облегчают соединение труб 1, так как они направляют патрубок 18 в раструбе 17, причем скосы пластин 26 и 27 выполнены с таким углом, что при максимальном угле поворота патрубка 18 в раструбе 17 их не касается патрубок 18, вставленная в прорезь 30, выполненную в торцовой части лыжи 11. В манжетодержателе 19 установлена манжета 31. Полость манжетодержателя 19 в сечении выполнена параболической, а опорная ее сторона для надежности удержания манжеты 31 направлена под прямым углом к оси.
Манжета 31 выполнена с выступами 32-, проточками 33 и выступами 34. На удлиненной части 35 манжеты 31 прикреплен удлиненный эластичный слой 36 в виде цилиндра, диаметр которого меньше диаметра патрубка и внутренне1380679 го диаметра самой узкой части удлиненной части 35 манжеты 31.
Стабилизатор 2 выполнен разборным из трубчатых элементов 38, соединяе5 мых между собой с помощью винтов 39 и съемным. При этом его центральная проходная труба 40, на фланце которой закреплен дождеватель 3, соединен с трубой 1 водопроводящего трубопровода такой же муфтой, что соединительные муфты труб 1 или водоприемные муфты 4.
Вертикальные стойки 41 стабилизатора 2 закреплены на трубе 1 с помощью трубчатых муфт 42 посредством, например, самофиксирующихся фиксаторов 43, т.е. штырей, которые для удобства и надежности выполнены в виде трубки 44, в которой с помощью свободного тросика 45 закреплен наконечник 46.
Дождевальный шлейф работает следующим образом.
Трактор-буксировщик с помощью тя- 25 ги перетаскивает шлейф на позицию
1 при этом благодаря гибкости стыков трубы 1 копируют рельеф местности, лыжи 11 и рессора 12 и серьга-пружи— на 25 обеспечивают смягчение ударов при наезде на камни или кочки. При этом торцовые части лыжи 11 подгребают слегка почву под ее опорную часть, предотвращая образование глубокой канавки и нагребания почвы на лыжу
11. Стабилизаторы 2 через соедини35 тельные замки, а именно через кольцо 23, скобу 24, палец 20, пластины
26 и 27, петлю 29 и прорезь 30 в лыже 11 предотвращают вращение труб 1 40 вокруг оси. Перед началом перемещения шлейфа все указатели 9 вешки 8, установленные у водоприемных муфт 4, повернуты вдоль труб 1. Как только водоприемная муфта 4 приблизится к гидранту, то он или колышек, установленный около него, придет в соприкосновение с улавливателем 10, который повернет вешку 8 с указателем 9, так что последний будет виден трактористу, что является сигналом Стоп":
50 муфта 4 у гидранта, и трактор-буксировщик останавливается, при этом первая труба 1 прекращает движение, но последняя, движущаяся по наезженному следу, продолжает по инерции несколько продвигаться вперед, этому способствует и пружина-серьга 25, то же происходит и со следующими трубами
1, т.е. происходит такой же процесс, как It при остановке поезда. Все это достигается конструкцией соединительных муфт, замков и лыж 11, так как только это обеспечивает то, что сила трения становится меньше веса труб
1, что является одним из важных условий движения по инерции. При остановке шлейфа патрубок 18 с установленным на нем пальцем 20 входит глубже в раструб 17, при этом кольцо 23 ослабляется, серьга-пружина 25 же находится в постоянном зацеплении с пальцем 20 и удерживается упором 22, т.е. предотвращаетсл соскакивание кольца 23 с пальца 20, хотя первая и находится в свободном состоянии. Таким образом, создается определенная свобода для перемещения труб 1 одна относительно другой вдоль оси.
После установки шлейфа на позицию в него из гидранта через водоприемную муфту подается вода, которую по площади распределяют дождеватели 3.
При пуске воды в шлейф манжета 31, ее выступы 32, 35, ее слой 36 со сферическим воротником 37 прижимаются к манжетодержателю 19 и патрубку 18, полностью предотвращая потери воды, причем при поливе почва и вода скатываются с выпуклых поверхностей рессоры 12 и лыжи 11.
После прекращения полива большая часть воды сбрасывается из шлейфа через сбросные клапаны в крышках водоприемных муфт..Перемещение шлейфа с позиции на позицию лучше начинать, не дожидаясь полного сброса воды.
Это способствует снижению тягового сопротивления в 1,2-1,6 раза. При этом трактор-буксировщик сначала срывает с места первую трубу 1, затем вторую, третью и т.д., так как им, олагодаря гидкости стыка обеспечена
1 относительная свобода осевого перемещения, а также свобода по вертикали и горизонтали. При этом трактор преодолевает силы, воздействующие на шлейф не по всей его длине, а только по длине отдельных звеньев.
Все способствует уменьшению силы рывка, а следовательно, уменьшению количества поломок, так как при очень сильном рывке рвутся не только тяги
7 и соединительные замки, но соскакивают консоли кзрусельного дождевателя 3.
1380679
В начале движения шлейфа происходит следующее: сперва приходит в движение и отрывается от почвы первая
Р . труба 1, последующая же остается некоторое время на месте. 1Ip?1 этом сперва раструб 17 идет вперед, патрубок 18 несколько выходит из него.
Кольцо 23 опирается на скобу 24 и на палец 20, натягивается и серьгапружина 25, таким образом, тяговое усилие передается от одной трубы 1 к другой и т.д. При движении оставшаяся вода в трубах 1 благодаря плотной посадке манжет 31 в манжетодержа- 15 теле 19 вытекает только между манжетой 31 и патрубком 18, причем это наблюдается только при движении, так как происходит вибрация патрубка 18 в манжете 31. При прекращении движе- 20 ния сброс воды сразу же прекращается, что особенно важно, так как вода равномерно распределяется по трассе движения шлейфа. При движении шлейфа вода, вытекающая из-под манжет, попа- 25 дает на торцовые части лыж 11, при этом почва не размывается, а равномерно смачиваеfciI, так же, как и лыжа 11, т.е. под лыжей автоматически образуется смазка. Уменьшение тягово- 30
ro сопротивления способствует снижению коэффициента буксования движителей трактора, а следовательно, предотвращает образование глубокой колеи, ведущей к водной эрозии.
Если шлейф по каким-либо причинам перемещается не сразу после полива, то лыжи 11 частично присыхают к почве. Тогда в этом случае при ударе каким-либо предметом по трубе 1 или 40 первом рывке трактора-буксировщика происходит вибрирование лыж 11 и рессоры 12, благодаря чему силы уменьшаются в несколько раз, происходит растрескивание почвы и освобождение лыж 11 и труб 1. В особо тяжелых случаях, например, на пашне, первый рывок можно направить не по оси трубопровода, а в сторону, что в десятки раз облегчает освобождение труб 1 иэ засохшей почвы. При этом не происходит никакой деформации в стыках труб
1, т.е. поломки исключены. ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
1. Дождевальный шлейф, включающий раэборный трубопровод, трубы которого снабжены эллиптическими лыжами, коническими муфтами с манжетами, манжетодержателями и выполненными в ви; де пальцев с упорами и накидных колец соединительными замками, водоприемные муфты, стабилизаторы поперечной устойчивости и карусельные дождеватели, о т л и ч а ю m, и и с я тем, что, с целью повышения производительности путем облегчения транспортировки и перестройки технологической схемы шлейфа, стабилизаторы поперечной устойчивости соединены с трубопроводом посредством водоприемных муфт, а лыжи выполнены подрессоренными с вогнутой торцовой поверхностью и связаны с коническими муфтами посредством шарнирной пластинчатой петли, закрепленной на коническом раструбе под соединительньп4 замком, при этом замок снабжен пружиной, а манжеты выполнены со сферическим воротником.
2. Дождевальный шлейф по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен поворотными сигнальными
Г-образными вилками с указателями гидрантов.
1380679
1380679
1380679
138067 9
1 380679
1330б7 9
QUE 77
138067 9
Составитель В.Цуканов
Техред К,ll bac
Редактор О.Спесивых
Корректор А. Зимокосов
Тира к 661 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 1129/4
Производственно-полиграфическое предприятие, г,уагород, ул.Проектная, 4