Планетарная сферическая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в-планетарных сферических передачах. Целью изобретения является повышение КПД и надежности передачи за счет вьшолнения конического центрального
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (у 4 F 16 Н 1/32
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 1025941 (21) 4043635/25-28 (22) 31.03,86 (46) 15.03.88. Бюл. У 10 (72) А.А.Рябцев (53) 621.833.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
9 1025941. кл. F 16 Н 1/32, 1980.
„„SU„„1381287 A2 (54) ПЛАНЕТАРНАЯ СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в планетарных сферических передачах.
Целью изобретения является повышение
КПД и надежности передачи за счет выполнения конического центрального
1381287
40 колеса 9 с зубьями в виде роликов 11 и замены наиболее слабых звеньев тел
6 качения и роликов 11 без разборки передачи. Замену осуществляют следующим образом: снимают заслонки 15 и 17, закрывающие отверстия 14 и 16 соответственно в корпусе 1 и крьппке
Изобретение относится к конструкции планетарных сферических редуктоов, предназначенных преимущественно ля использования в исполнительных еханизмах систем автоматического упавления как в 1технологическом обоудовании, так и в изделиях основного производства, в отдельных случаях в системах силового привода, например в грузоподъемных устройствах, и ,является усовершенствованием по
;авт. св. ¹ 1025941.
Целью изобретения является повы шение КПД и надежности передачи за
;счет выполнения первого центрального колеса с зубьями в виде роликов и ,.замены наиболее слабых звеньев пере ачи без разработки передачи.
На фиг. 1 схематически изображена планетарная сферическая передача со ,сменными телами качения и роликами, продольный разрез; на фиг. 2 — раз рез А-A на фиг. 1; на фиг. 3 — пла нетарная сферическая передача с разрезным центральным колесом, продольный разрез.
Планетарная сферическая передача содержит корпус 1 и крьппку 2, н ко.торых размещен входной 3 и выходной
4 валы. С входным валом 3 соединено водило 5, на наружной поверхности которого выполнен профилированный паз для размещения тел 6 качения, выполняющих функцию сателлита. На выходном валу 4 установлено коническое центральное колесо 7 с зубчатым венцом 8. В корпусе 1 установлено центральное колесо 9, застопоренное от вращения штифтами 10 в корпусе 1. В теле колеса 9 выполнены аксиальные пазы, в которых размещены ролики 11.
Между наружными поверхностями водила
5 и конического центрального колеса
5 I0
ЗО
2, разворачивают опорнь.е шайбы 12 и
13 до совпадения отверстий н них с отверстиями н корпусе 1 и крышке 2 и извлекают ролики 11. Тела 6 качения извлекают ченез тангенциальный паз н корусе 1. 2 s.п. ф — лы
3 ил.
7 с одной стороны и роликами 11 с другой имеется гарантированный зазор, равный ориентировочно 0,05-0,5 мм.
Назначение этого зазора — обеспечить заделку роликов 11 при минимальном трении в сопряжениях ролик 11 — водило 5 и ролик 11 — колесо 7 ° Между торцами роликов 11 и корпусом 1 установлена опорная шайба 12, а междУ торцами роликов 11 и верхней крышкой
2 — опорная шайба 13.
Число тел 6 качения равно числу роликов 11 и отличается от числа зубьев венца 8. Разница между ними может быть как положительной,так и отрицательной, а по абсолютной величине должна составлять по меньшей мере единицу.
В корпусе 1 выполнены отверстия
14, которые закрыты в рабочем состоянии заслонкой 15. Такие отверстия выполнены и в опорной шайбе 12. Отверстия 14 могут быть закрыты индивидуальными пробками, В последнем случае шайба 12 может не устанавливаться. В крышке 2 имеются аксиальные отверстия 16, закрытые заслонкой
17. расположенные соосно с роликами
11. Такие же отверстия имеются и в. опорной шайбе 13. В монтажном состоянии оси отверстий 16 в крышке 2 и шайбе 13 совпадают, в рабочем положении шайба 13 развернута на половину центрального угла между соседними отверстиями и застопорена от вращения штифтами 18. В корпусе 1 и н центральном колесе 9 выполнен по меньшей мере один тангенпиальный паз
19 произвольной формы, закрываемый н рабочем состоянии крьш кой 20. Линейные размеры паза 19 больше тел 6 качения. При выполнении центрального колеса 9, состоящего из двух колец
1381287 (фиг. 3), застопоренных от вращения штифтами, паз 19 в корпусе 1 может быть ориентирован произвольным образом.
Форма аксиальных пазов под ролики 11 в центральном колесе 9 может быть различной, а линейные размеры каждого могут быть меньшими, равными или большими линейных размеров тел 6 качения.
В последнем случае тангенциальные. пазы в цилиндрическом центральном колесе 9 и корпусе 1 могут не выпол- 15 ,няться, 1
Передача работает следующим образом.
При вращении входного вала 3 вследствие наклона профилированного 20 паза на наружной поверхности водила
5 тела 6 качения совершают возвратнопоступательное движение относительно осей, параллельных осям роликов 11, и входят в зацепление с зубчатым 25 венцом 8. Вследствие разницы в числах тел 6 качения и зубьев венца 8 последний приходит во вращательное движение с частотой и в направлении, определяемыми величиной и знаком 30 этой разницы.
Замену тел 6 качения и роликов 11 без разборки передачи производят следующим образом.
Снимают заслонки 15 и 17, извлекают штифт 18. Шайбу 13 разворачивают относительно собственной оси до совпадения отверстий в ней с отверстиями в крышке 2. В отверстия
14 вставляют технологические штыри, 40 которыми выталкивают ролики 11.
Далее снимают крышки 20, в паз
19 вставляют технологическую деталь типа лотка и поворотом входного вала
3 тела 6 качения выводят из корпуса
1 редуктора.
Установку тел 6 качения и роликов
11 производят в обратном порядке.
В случае, если линейный размер аксиальных пазов в цилиндрическом центральном колесе 9 больше линейного размера тел 6 качения сателлита, их вывод из корпуса 1 может быть осуществлен через эти пазы с помощью поворотных технологических штырей.
Формула изобретения
1. Планетарная сферическая передача по авт. св. N - 1025941, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения КПД и надежности передачи, венец первого центрального колеса выполнен с аксиальными пазами, а передача снабжена размещенными в последних роликами для взаимодействия с телами качения.
2. Передача по п. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что она снабжена по крайней мере одной опорной шайбой, размещенной между одноименными торцами роликов и корпусом, а в последнем и опорной шайбе выполнены соосные друг другу и роликам отверстия.
3. Передача по и. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что в корпусе и первом цилиндрическом колесе выполнен по крайней мере один тангенциальный паз, линейные размеры которого больше диаметра тел качения. l381287
Составитель Г.Кузнецова
Редактор Э.Слиган Техред M.Õoäàíè÷ Корректор Л.Патай
Заказ 1177/34 Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.„ д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4