Способ прокатки кольцевых изделий
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ COBETCHÈÕ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
Л0» 138255 (51) 4 В 21 H 1/06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ц
H А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
-44,, 3-,"1 тъ -, (21) 3943092/23-27 (22) 19.08.85 (46) 23.03.88. Бюл. Н - 1) (71) Институт черной металлургии и
Днепропетровский химико-технологический институт им. Ф.Э.Дзержинского (72) В.И.Хейфец, 11.С.Валетов, А.П.Лохматов, lI.À.Ëåíèöêèé,Д.В.Корж, Ю.Г.Тубольпев,B.È.Тарновский,А.И.Козловский,M.È.Ñòàðîñåëe têèé и П.П.Быков (53) 6 ?1.753 (088.8) (56) Хейфец В.И. и др. Развитие производства цельнокатанных колец за рубежом. — Экспресс--информация, сер. 7, выл. N - 12, 1976, с. 10. (54) СПОСОБ ПРОКАТКИ КОЛЬЦЕВЫХ ИЗДЕЛИЙ (57) Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано лри изготовле) ии кольцевых изделий прокаткой, например обойм подшипников и ободов колес. Цель— ловьппение качества изде. ий и коэффициента использования материала заготовки за счет устранения нарушения сллошности материала на торцовых поверхностях иэделия. Иэделия прокатываются между двумя парами валков. Одна из пар валков образована валками разного диаметра с расположением ролика большего диаметра со стороны наружной поверхности кольцевой заготовки, а другая взаимодействует с торцовыми поверхностями заготовки.
При этом вращающий момент приложен к валку большего диаметра и по меньшей мере к одному из торцовых валков. К валку меньшего диаметра прикладывается тормозной момент, величина которого переменна в зависимости от изменения толщины прокатываемой кольцевой заготовки. При таком способе де-фор мир о ва ния кольце вых з а го то вок уменьшается неравномерность деформирования материала в зо не обжатия, благодаря чему не образуются по в ерхно стные дефекты, 5 ил., 1 табл.
1382557
1г
20 про це сса прокатки.
Из< бре Tpíèå o Tno(ится к обработке металлов давлением и может быть использон 1Но при изготовлении кольцевых изделий прокаткой, например обойм подшипников и ободов колес и т.п.
Цель изобретения — повышение качестна изделий и коэффициента использования материала заготовки за счет устранения нарушения сплошности материала на торцовых поверхностях изделий.
На фиг.l и 2 показана исходная заготовка и готовое кольцевое изделие; на фиг.3 — - схема процесса прокатки, вид сверху, на фиг.4 — то же, вид сбоку; на фиг.5 — график регулировки дополнительного тормозящего момента в зависимости от параметров
Способ осуще ствляют следующим образом.
Исходную кольцевую заготовку 1 (фиг.l) размерами (Do, d, h и В ), нагретую до температуры деформации, подают на внутренний валок 2 меньшего диаметра кольцепрокатного стана.
Посредством силового гидроцилиндра (не показан) внутренний валок перемещается к наружному валку 3 большего диаметра. В момент соприкосновения кольцевой заготовки 1 с наружным валком 3 начинается процесс обжатия кольцевой заготовки в радиальном направлении между наружным 3 и внутренним 2 валками. В тот же момент торцовые валки 4 подводят при помощи гидроцилиндра (не показан) к кольцевой 40 заготовке 1, верхний торцовый валок опускается до соприкосновения с ее торцовой поверхностью, и начинают обжатие заготовки в осевом напранлении по ширине В . Заготовки в процессе 45 прокатки вращается за счет приложения момента И к наружному валку 3 и приложением момента к одному или двум торцовым валкам. Режим деформации (величину единичных обжатий) в радиальном направлении задают иэ технологических соображений путем перемещения внутреннего валка, т.е. регулировкой усилия давления в гидроцилиндре внутреннего валка. Одновременно с этим в процессе прокатки к валу внутреннего валка 2 прикладывают тормозящий момент М,, величина которого определяется и г зависимости
d hлы»
M = М --- (1 — ---«----) — М т Ь h cos й. о ь» где И вЂ” момент торможения на валке меньшего диаметра;
И вЂ” вращающий момент на валке
Е большего диаметра, d — диаметр валка меньшего диаметра, D — - диаметр валка большего диаметра;
h »Ä - толщина кольцевой заготовки после выхода из зоны деформации н радиальном направле нии;
h ь — толщина кольцевой заготовки до входа в зону деформации в радиальном направлении;
e(— угол захвата заготовки валком меньшего диаметра;
И вЂ” момент трения при вращении валка меньшего диаметра в подшипниках.
Зависимость получают, исходя из допущения, что предельная (по величине касательных напряжений) минимальная величина крутящего момента на внутреннем валке меньшего диаметра
d hиы» равна М вЂ” -(------- — ) .
D h „cos<
Дополнительный тормозящий момент может быть приложен различно: путем прижима вала тормоз ными колодками 5, путем кинематической связи вала нажимного валка с генератором и путем изменения силового магнитного поля, прикладываемого к постоянным магнитам, закрепленных на валу нажимного валка и другими приемами.
Задаваясь постоянными параметрами процесса деформации кольцевой заготовки: моментом вращения на наружном валке большего диаметра М, величиной диаметров наружного D и внутреннего d валков, величиной единичных обжатий в радиальном направлении, определяющей угол захвата eL величи" ной момента трения в цапфах внутреннего валка И, и регистрируя в процессе прокатки текущие значения толщин кольцевой заготовки на входе h и на выходе Ь „, осуществляют регулировку величины тормозящего момента, который и прикладывают к валу внутреннего валка.
Пример. Исходную заготовку из стали 20 в виде кольца наружным диаметром D = 347,6 мм, внутренним
243 мм и шириной В, = 283 мм
1382557
Формула изобретения прокатана опытная партия кольцевых иэделий. Погрешность измерений величин h® u h „ в данном случае составляет + 0,2 мм, что незначительно вли- яет на величины расчетного дополнительного тормозящего момента.
Исследования качества металла прокатных кольцевых изделий показывают, что в макро- и микро-структуре отсутствуют дефекты в виде трещин.
Полученные данные сопоставлены с результатами прокатки кольцевых иэделий без использования дополнительного тормозящего момента и с дополнительным тормозящим моментом больше расчетного. И в том и в другом случаях в микроструктуре колец наблюдают1 раскатывают, помещая между парой радиально деформирующих валков диаметром 650 и 220 мм с приложением крутящего момента 4 тм к валку большего диаметра и парой торцовых валков с приложением крутящего момента 0,8 тм к нижнему из них..Измеренный предварительно момент трения в опорах валка меньшего диаметра составляет
О, 0l тм. При усилии обжатия пробной заготовки в радиальном направлении, составившем 55 тс, величины единичных обжатий измеряют в процессе прокатки реохордным датчиком для каждого оборота кольцевой заготовки, вследствие чего определяют величины
h h,„. Далее проводят расчет ех величины тормозного момента на каждый оборот заготовки.
Результаты расчета режима обжатий для кольца диаметром 700 мм, шириной
250 мм и толщиной 25 мм приведены в таблице.
Регулировку тормозного момента осуще ствляемую путем изменения усилия прижима тормозных колодок к валу внутреннего нажимного валка, проводят вручную с индикацией усилия прижима стандартным динамометром.
В соответствии с этим способом ся трещины (забраковано около 257 изделий по каждому из сравнивавшихся способов).
Способ прокатки кольцевых иэделий путем одновременного деформирования кольцевой заготовки в радиальном направлении между валками разного диаметра с расположением валка большего диаметра снаружи заготовки и приложением к нему вращающего момента и в осевом направлении между парой торцовых валков при приложении крутящего момента по меньшей мере к одному из них, отличающийся тем, что, с целью повышения качества изделий и коэффициента использования материала заготовки за счет устранения нарушения сплошности материала на торцовых поверхностях изделия, про катку ведут с приложением к валку меньшего диаметра переменного по величине момента его торможения, который определяют из зависимости
И = М вЂ -(1 — -- †--1е-) — M
d hsb
5 D сов где 11 — момент торможения на валке меньшего диаметра;
M - вращающий момент на валке е большего диаметра;
d - диаметр валка меньшего диаметра, D — диаметр валка большего диаметра, 11 „ — толщина кольцевой заготовки после выхода из зоны деформации в радиальном направлении;
h „ - толщина кольцевой заготовки до входа в зону деформации в радиальном направлении, Ж - угол захвата заготовки валком меньшего диаметра;
11 — момент трения при вращении валка меньшего диаметра в подшипниках.
) 382557
Перина > ии
Толщина, HH
Нвруан 41 анлиетр>
Внутренний диаметр, ии
Время оборота, с
И» ти
Оборот ъаготовнне шн283,0
282,6
52,3
347 >6
243
0,4
0,44
0,8
51,5
0,9 I 2
1,3 1,4
1,8 2,0
2,3 2,6
0,45
0,47
0,49
45,2
3,3
0,0580
0,0716
0,0852
0>0852
0,52
0,986
0,985
0,985
3,0
42,2
3,2 3,7
0>56
39,0
3,5
0,61
3,2
35,8
0,986
3,0 3,5
0,67
32,8
0,74
3,0 3 3
29,8
3,3
0,82
2,9
0,987
0,997
О, I 124
0,0172
26,9
0>8
0,84
0,7
26,2
0,87
0,9
1,0
25,3
0,87
25,3
0,87
0,87
249>4 352> 3
256,9 357>9
267,9 366,4
293,8 378,8
ЮЬ,4 396,7
338,5 423,0
379,5 457>4
425,0 496,7
477,7 543,2
539, l 598 7
61I,2 664,9
630,7 683, I
657 9 708,5
657,9 708 5
657,9 708,5
657,9 708,5
50,6 281,4„
49> 3 280>0
47,5 278,0
275,4
272,1
268,4
264,9
2Ь1,4
258>)
254, 8
254 >0
253,0
253,0
25,3 253,0
25,3 253,0
Измене- Иэиенетолщины, рнны, им ии
0,996 0 0036
0,44 0,996 О, ООЭЬ
0,994 0,0172
0,992 0,0308
0,990 0,0444
0,986 0,0988
0,996 0,0308
1 3H2557
Фиг. 4