Ветросиловая установка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транс портным средствам, используюшим энергию ветра. Цель изобретения - улучшение аэродинамических характеристик жестких парусов и обеспечение возможности эксплуатации при малых углах между диаметральной плоскостью судна и направлением вымпельного ветра. Ветросиловая установка содержит мачту с вырезами 2, через которые проходят реи 3, закрепленные в передней 4 и задней 5 секциях паруса. Задняя секция паруса имеет острую кромку 6. Форма мачты близка к прямоугольнику, причем боковые стенки, имеющие вырезы , параллельны, а передняя и задняя стенки выпуклые, так что передняя и задняя стенки мачты сопряжены по крыльевому профи.пю поперечных сечений с секциями паруса при их рабочем положении. Расположив мачту ближе к передней кромке вблизи точки приложения равнодействующей аэродинаьшческих сил, можно ликвидировать момент, вращающий мачту, упростить и облегчить систему управления поворота мачты. Предлагаемое устройство позволяе использовать аэродинамические профили любой формы, сочетая с простотой управления парусами,их уборки и хранения , а также простотой поворота со сменой галса. Во время этого поворота достаточно,не опуская паруса,повернуть профиль вокруг оси рея на 180°. 2 з.п.ф-лы, 5 ил. i (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

1,!> 4 В 63 H 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ еюл@,-, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4185671/31 — 11 (22) 31. 12 ° 86 (46) 23.03.88. Бюл. М 11 (71) Институт механики МГУ им. М.В, Ломоносона и Николаевский кораблестроительный институт им. адм.С.О.Макарова (72) Ю.Л. Якимов, А.Ю. Якимов, О,Н, Назаров, Ю.С. Кручков, Е.В. Знаменский и В.Е. Микитюк (53) 623.843 1088.81 (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 105737, кл. H 63 Н 9/00, 1983.,54) ВЕТРОС1!ЛОВАЯ УСТАНОВ1(А (57) Изобретение относится к транспортным средс t вам, используюшим энергию ветра. LIE :tü изобретения — улучшение аэродинамических характеристик жестких парусов н обеспечение возможности эксплуатации при малых yrлах между диаметральной плоскостью судна и направлением вымпельного ветра.

Ветросилоная установка содержит мачту с вырезами 2, через которые про„„SU„„ 240 A 1 ходят реи 3, закрепленные н передней

4 и задней 5 секциях паруса. Задняя секция паруса имеет острую кромку 6.

Форма мачты близка к прямоугольнику, причем боковые стенки, имеющие ныреэы, параллельны, а передняя и задняя стенки выпуклые, так что передняя и задняя стенки мачты сопряжены по крыльевому профилю поперечных сечений с секциями паруса при их рабочем положении. Расположив мачту ближе к передней кромке нблиэи точки приложения равнодействующей аэродинамических сил, можно ликвидировать момент, вращающий мачту, упростить и облегчить систему управления поворота мачты. Предлагаемое устройство позволяеч использовз ь аэродинамические профилр любой формы, сочетая с простотой управления парусами,их уборки и хранения,а также гростотой поворота со сменой галса. Во время этого поворота достаточно, не опуская паруса, повернуть профиль вокруг оси

0 рея»а 180 . 2 з.п. ф — лы, 5 ил.

1382740

Изобретение о1 носится к транспортным средствам, использующим энергию ветра.

Цель изобретения — улучшение аэро5 динамических характеристик жестких парусов и обеспечение возможности эксплуатации при малых углах между диаметральной плоскостью судна и направлением вымпельного ветра °

На фиг. 1 показаны мачты и секции паруса, горизонтальный разрез; на фиг. 2 — судно, общий вид; на фиг.

3 — мачта и секции паруса, горизонтальный разрез, мачта выполнена по- 15 лой с вырезами для рей, тележка находится внутри мачты, а поворотный механизм — внутри тележки; на фиг. 4— тележка в виде обоймы; на фиг. 5 мачта, выполненная в виде двутаврово- 20 го стержня .

Ветросиловая установка содержит е мачты 1 с вырезами 2, через которые проходят реи 3, закрепленные в передней 4 и задней 5 секциях паруса.

Задняя секция паруса имеет острую кромку 6.

Ось 7 рея находится в плоскости симметрии мачты. Форма мачты близка к прямоугольнику, причем боковые стенки, имеющие вырезы, параллельны, а передняя и задняя стенки выпуклые, так что передняя и задняя стенки мачты сопрягаются по крыльевому профилю поперечных сечений с секциями паруса при их рабочем положении.

Поворотный механизм в виде червячной передачи 8 находится внутри тележки 9. Стопорное устройство состоит иэ двух штырей 10 и 11, один 10 40 иэ которых находится в рабочем положении, а другой 11 — в нерабочем, незастопоренном, положении ролики и другие части подъемного механизма тележек не показаны). 45

Подъемная тележка с реем и устройством, вращающим рей вокруг ее оси, может быть расположена внутри мачты, а мачта на рабочем участке может

50 иметь продолы ые окна-вырезы для рея, позволяющие опускать на палубу паруса, которые закреплены на ее концах.

Можно выполнить тележку в виде обой" мы прямоугольного сечения, скользя55 щей вдоль мачты, а две половины рея прикрепить снаружи к тележке так что их оси перес кают ось мач".ы. В этом случае дяа поворотных механизма располагаются внутри передней и задней частей профиля.

Можно также выполнить мачту в виде двугавра, в пазах которого скользят тележки с закрепленными на них половинами рея.

Ветросиловая установка работает следующим образом.

Использование в качестве жесткого паруса несимметричного аэродинамического профиля типа крыла с острой задней кромкой позволяет создавать в отличие от симметри гной конструкции значительную тянущую силу при малых углах атаки. При этом мачта 1, имеющая продольную плоскость симметрии, в рабочем положении является част,ю аэродинамического профиля вблизи его максимальной толщины. Расположив мачту 1 ближе к передней кромке вблизи точки приложения равнодействующей аэродинамических сил, можно ликвидировать момент, вращающий мачту, упростить и облегчить систему управления поворота мачты.

В предлагаемой установке могут быть использованы аэродинамические профили любой формы с высоким аэродинамическим качеством при простоте управления парусами, их уборки и хранения, а также простоте поворота со сменой галса. Во время этого поворота достаточно, не опуская паруса, повернуть профиль оси рея на 180

Установка может быть использована для подъема на каждой мачте нескольких парусов, образующих один большой парус, при этом не исключено, что разные паруса имеют неодинаковую форму профиля в соответствии с распределением наиболее вероятных ветровых условий по высоте. С точки зрения аэродинамики и предотврашения вредного перетекания ширина щелей между отдельными секциями должна быть минимальной, Наибольший экономический эффект от установки следует ожидать в случае использования на быстроходном парусно-моторном судне, Для судна, у которого собственный ход примерно равен скорости ветра, основная энергия ветра сосредоточена при вымпельном ветре менее 45, т.е, при условиях, когда прямое пару,ное вооружение не работает, предлагаемое же будеч наиболее эффективным.

3 1 383740 4

Ф о р и у л а и з о б р е т е и и я

1. Бетросиловая устанонка, содержащая поворотную мачту, перемещающиеся вдоль нее тележки с закрепленными на них реями и шарнирно соединенные с ними жесткие поворотные паруса, отличающаяся тем, что, с целью улучшения аэродинамических характеристик жестких парусов и обеспечения возможности эксплуатации при малых углах между диаметральной плоскостью судна и направлением вымпельного ветра, каждый парус имеет 15 несимметричный крыльевой профиль с утолщенной передней и острой задней кромками и состоит из двух секций, выполненных с возможностью поворота о вокруг оси рея На 180, а мачта со- 2р держит выпуклые переднюю и заднюю стенки и параллельные друг другу боковые, причем передняя и задняя стенки мачты плавно сопряжены по крыльевому профилю поперечных сечений с секциями паруса при их рабочем положении, а рей своими концами закреплен в секциях паруса в плоскости симметрии, мачты, при этом центр бокового давления паруса лежит на оси поворота мачты.

2. Установка по п. 1, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что мачта выполнена полой с вырезами для реев, а тележка установлена внутри мачты и снабжена стопорами.

3. Установка по п. 1, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что тележка выполнена в виде обоймы прямоугольного сечения, перемещающейся вдоль мачты, а рей выполнен из двух частей, прикрепленных снаружи.

1 182740

g 7

Ж г 4

Составитель А.А. Петрухин

Редактор В.Иетраш Техред М.Дидык Корректор M. Шар оши

Заказ 1257/17 Тираж 396 Подписное

ВПИИИИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113()35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4