Скважинный сигнализатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к горной пром-ти и позволяет расширить функциональные возможности сигнализатора за счет обеспечения сигнализации о заданном конечном приближении обсадной колонны к забою скважины в процессе ее спуска. Сигнализатор содержит корпус 1, соединенный с опорным элементом 4, и сигнальный патрубок. СП 6 с радиальными отверстиями и.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
ÄÄSUÄÄ 1382928 (51) 4 Е 21 В 33/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ «ц
Н ABTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
А (21) 41!7223/22-03 (22) 10.09.86 (46) 23.03.88. Бюл. М- 11 (71) Башкирский. государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности (72) Р.З.Ахмадишин, С.Н.Закиров и 10. 3. Цырин (53) 622. 245. 4 (088. 8) .(56) Авторское свидетельство СССР
В 412368, кл. Е 21 В 33/12, 1974. (54) CKBAEHHHbIA СИ! НАЛИЗАт0Р (57) Изобретение относится к горной пром-ти и позволяет расширить функциональные возможности сигнализатора за счет обеспечения сигнализации о заданном конечном приближении обсадной колонны к забою скважины в процессе ее спуска. Сигнализатор содержит корпус 1, соединенный с опорным элементом 4, и сигнальный патрубок.
СП 6 с радиальными отверстиями и
С
0 ф
1382928 ольцевым выступом 5 в верхней части, налах 16 установлены разрушаемые диаазмещенным над элементом 4 внутри фрагмы 17. После касания СП 6 забоя орпуса I. Между ним и обсадной ко- обсадная колонна 3 и корпус 1 с УП 2 онной 3 установлены упорный перевод- опускаются, и выступ 5 перекрывает ик (УП) 2 с осевым каналом и связан- каналы 15. Давление в колонне 3 воэ- .
Ные с выступом 5 седло 7 с централь- растает, и срабатывает клапан 8. Давным отверстием и втулка 10. Она име- ление выравнивается и колонну 3 доет эксцентричные каналы ll и цент- - пускают до нужного интервала. Спуск альный канал, в котором установлен колонны 3 прекращают после повышередохранительный клапан 8. Корпус 1 ния давления в ней. Цементирование ежду УП 2 и CII 6, а также сам УП 2 скважин производят по обычной техноеют радиальные каналы 15, 16. В ка- логии. 1 з ° и. ф-лы, 2 ил. ( ( ( ( ( (1 (!
Изобретение относится к горнои (промьппленности и может использовать,ся при разобщении водо-нефтяных горизонтов с помощью заколонных пакеров, устанавливаемых в непроницаемый проп- 5 ласток между изолируемыми горизонтами.
Целью изобретения является расши" рение функциональных возможностей за счет обеспечения сигнализации о за,,данном конечном приближении обсадной, .колонны к забою скважины в процессе, ее спуска.
На фиг. l представлен скважинный
15 сигнализатор при спуске его в скважину; на фиг.2 — то же, после завершения спуска обсадной колонны и срабатывания.
Скважинный сигнализатор содержит корпус 1, соединенный упорным переводником 2 с обсадной колонной 3 в
- верхней части и с опорным элементом
4 в нижней части. В нижней части корпуса 1 размещен кольцевой выступ 5 верхняя часть сигнального патрубка 6.
В кольцевом выступе 5 установлено седло 7 с центральным отверстием, перекрытым снизу предохранительным клапаном 8, поджатым пружиной 9, установленной на втулке 10, выполнен30 ной с эксцентричными каналами 11 для протока жидкости и центральным для размещения штока 12 клапана 8, В нижней части сигнального патрубка выполнены радиальные отверстия 13. Внутри 35 корпуса 1 установлена пружина 14 для возврата сигнального патрубка 6 в
2 крайнее нижнее положение. В корпусе
1 под переводником 2 и над кольцевым выступом 5 выполнены радиальные ка- налы 15. Переводник 2 и корпус 1 установлены с образованием кольцевой полости для размещения в ней пружины 14 при ее сжатии. В боковой стенке нереводника 2 выполнены радиальные каналы .16, перекрываемые диафраг. мами 17, разрушающимися при черезмерном увеличении давления в обсадной колонне, главным образом, при цементировании и увеличении перепада давления между внутренней полостью обсадной колонны и заколонным пространством до- 4,0-5,0 МПа.
Скважинный сигнализатор устанавливается в нижней части обсадной колонны 3 и работает. следующим образом. При спуске устройства в скважину (фиг.l) обеспечивается через радиальные каналы 15 в корпусе 1 сообщение внутренней полости обсадной колонны
3 с заколонным пространством. Спуск обсадной колонны замедляют на расстоянии 10-15 м от конца сигнального патрубка 6 до забоя. Дальнейший спуск обсадной колонны 3 производят с промывкой и регистрацией давления в цементировочной головке.
После касания сигнального патрубка 6 и забоя обсадная колонна 3 и корпус 1 с переводником 2 продолжают нисходящее движение, пружина 14 сжимается и кольцевой выступ 5 перекры",) вает группу радиальных каналов 15.
При этом в обсадной колонне 3 воэ1382928
3 растает давление, что вызывает срабатывание предохранительного клапана
8, который отжимает пружину 9 под давлением жидкости в обсадной колон5 не 3 (фиг.2). Давление в обсадной колонне 3 выравнивается на уровне на
° 2,0-3,0 МПа вышее, чем при спуске обсадной колонны. Спуск обсадной колонны прекращают после повышения 10 давления в ней, но до его выравнивания, после выравнивания давления в результате срабатывания предохранительного клапана 8 обсадную колонну допускают на 1-2 м до заданного интервала ее установки. Однако величина допуска обсадной колонны 3 не должна превышать расстояния от ра.диальных каналов 15 до нижней торцевой поверхности переводника 2. После 20 выравнивания давления закачку жидкости в обсадную колонну 3 прекращают.
Цементирование скважин производят по обычной технологии через предохра- 25 нительиый клапан 8, который после снятия давления в обсадной колонне 3, закрывается и предотвращает обратный поток цементного раствора. В случае черезмерного увеличения давления в 30 обсадной колонне 3 и достижения перепада давления между обсадной колонной.3 и заколонным пространством до
4,0-5,0 MIIa диафрагмы 17 разрушаются, исключая опасный режим цементирова ! ния. При этом после завершения цементирования и получения сигнала
"Стоп" давление в обсадной колонне не снижают.
Формула изобретения
1. Скважинный сигнализатор, включающий корпус, соединенный с опорным элементом, и сигнальный патрубок с радиальными отверстиями и кольцевым выступом в верхней части, размещенным над опорным элементом внутри кор. пуса, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет обеспечения сигнализации о .заданном конечном приближении обсадной колонны к забою скважины в процессе ее спуска, он снабжен установленными между корпу" сом и обсадной колонной упорным пере водником с осевым каналом и связанными с кольцевым выступом сигнального патрубка седлом с центральным отверстием и втулкой, имеющей центральный и эксцентричные каналы для сообщения полости сигнального патрубка с обсадной колонной, причем в центральном канале втулки установлен предохранительный клапан с возможностью перекрытия центрального отверстия седла, при этом корпус между упорным переводником и сигнальным патрубком выполнен с радиальными каналами, а сигнальный патрубок подпружинен, 2. Сигналйзатор по п.1, о т л и— ч а ю шийся тем, что в упорном переводнике выполнены радиальные каналы, в которых размещены разрушаемые диафрагмы.
1382928
Составитель А.Симецкая
Редактор И.Николайчук Техред М,Дидык Корректор А.Тяско
Заказ 1267/26
Тираж 531 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4