Упорный подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тяжелонагруженных узлах трения транспортных и грузоподъемных машин. Цель - повышение износостойкости и несуш,ей способности при работе в режиме граничной смазки . Подшипник содержит корпус 1 и размеш,енные в нем плавающие диски 2-5 с медным покрытием различной толщины, с центральным отверстием и отверстиями по всей площади дисков. Количество плавающих дисков и их размеры связаны определенными соотнощениями. При резком увеличении нагрузки увеличивается момент трения. Однако, благодаря указанной конструкции, заедания не происходит. 1 з.п.ф-лы, 1 ил. § СЛ 00 оо со о ND W/ZZ/Z/ZSZ/Z/Z/A
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
4 F 16 с !7/18
ОПИСАНИК ИЗОБРЕтяниЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2! ) 3907643/25-27 (22) 05.06.85 (46) 23.03.88. Бюл. № 1 (72) В. М. Кремешный, О. С. Жеглов, С. П. Андронов, М. Т. Иванов и И. А. Жигалов (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 494542, кл. F 16 С 17/04, 1976.
Орлов П. И. Основы конструирования, 1977, кн. 2, с. 419. рис. 403б.
„„90„„1383021 А1 (54) УПОРНЫЙ -ПОДШИП НИК СКОЛЪЖЕ НИЯ (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тяжелонагруженных узлах трения транспортных н грузоподъемных машин. Цель — повышение износостойкости и несущей способности при работе в режиме граничной смазки. Подшипник содержит корпус 1 и размещенные в нем плавающие диски 2 — 5 с медным покрытием различной толщины, с центральным отверстием и отверстиями по всей площади дисков. Количество плавающих дисков и их размеры связаны определенными соотношениями. При резком увеличении нагрузки увеличивается момент трения.
Однако, благодаря указанной конструкции, заедания не происходит. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
1383021
h, =(3 — 6) ° 10 D; "- — 1,2 — 2,0; сн
d= (0,3 — 0,8) D, Формула изобретения
h; 1= (3 — 6) ° 10 D; <- — — 1,2 — 2,0;
d= (0,3 — 0,8) D, Составитель Т. Хромова
Редактор М. Бланар Техред И. Верес Корректор М. Шароши
Заказ 921/31 Тираж 757 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжело нагруженных узлах трения транспортных и грузоподъемных машин.
Цель изобретения — повышение износостойкости и несущей способности при работе в режиме граничной смазки.
На чертеже представлен подшипник, общий вид.
Подшипник содержит. корпус 1 и размещенные в нем плавающие диски 2 — 5 различной толщины с центральным отверстием 6 и отверстиями по всей площади дисков.
Число плавающих дисков 3 — 5, а их размеры определяются из следующих соотношений; где D — наружный диаметр диска;
d — диаметр центрального отверстия; — порядковый номер диска, считая от поверхности скольжения.
Каждый диск выполнен с антифрикционным медным покрытием толщиной
= (5 — 9) ° 10 5D.
Подшипник работает следующим образом.
В начальный момент времени начинается проскальзывание пяты относительно первого диска 2, затем диска 2 относительно диска 3 и т. д. При редком увеличении нагрузки на подшипник он начинает работать в режиме, близком к термоупругой неустойчивости контакта, при котором рост возму щений давления и температуры вызывает увеличение момента трения и повреждение пленки смазочного материала в зонах контакта. Превышение момента трения скольжения диска 2 относительно пяты над моментом трения диска 2 относительно диска 3 приостанавливает скольжение диска 2 относительно пяты. В зависимости от величи2 ны момента трения дальнейшее проскальзывание происходит относительно наружных и внутренних поверхностей плавающих дисков 3 — 5 и поверхности корпуса 1, При этом несплошности масляной пленки между пятой и диском 2, обусловленные режимом трения, постепенно «залечиваются», вершины волн «опадают», смазочный материал поступает в зону контакта, коэффициент трения пяты относительно дис10 ка 2 уменьшается и они начинают проскальзывать относительно друг друга.
Таким образом, при резком увеличении нагрузки в подшипнике реализуется режим работы на грани устойчивого трения: образуются пятна номинального контакта, температура на которых близка к критеческой для условий на контакте, происходит десорбция смазочного материала со сравнительно большой площади этих пятен и увеличивается момент трения, но заедания не проис20 ходит.
1. Упорный подшипник скольжения, содержащий соосно размещенные в корпусе плавающие диски с центральным отверстием и отверстиями по всей площади дисков, отличающийся тем, что, с целью повышения износостойкости и несущей способности, число плавающих дисков равно 3 — 5, а их раз30 меры связаны следующими соотношениями: где D — наружный диаметр диска;
d — диаметр центрального отверстия;
i — порядковый номер диска, считая от поверхности скольжения.
40 2. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что диски выполнены с медным покрытием толщиной /= (5 — 9) ° 10 D.