Упругоцентробежная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может осуществлять компенсацию, несоосностей соединяемых валов. Целью изобретения является увеличение нагрузочной способности, долговечности и надежности. Муфта содержит две полумуфты в виде ступиц с диаметрально расположенными хвостовиками (X) 2, 3 и 7, 8, соединенными составным кольцом из четырех частей 11. На одной из полумуфт закреплена обойма 15 с упорами 16. Каждая часть кольца размещена в прорезях хвостовиков посредством упругих вставок и прокладок. Части кольца выполнены из композиционного материала. При увеличении частоты вращения под действием центробежных сил распределенной массы частей 11 кольца будет восстанавливаться исходная перпендикулярность между хвостовиками полумуфт, нарушенная при разгоне муфты. Расположение частей кольца в двух противоположных четвертях на одном расстоянии от оси муфты, а в двух других - на другом обеспечивает муфте при разных направлениях вращения разную податливость и нагрузочную способность. 4 з.п. ф-лы, 4 ил. i (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU „„1383032

А1 цц 4 F 16 D 43/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ а л »ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ и А ВТОРСКОМ,К СВИДЕТЕЛЬСТВУ

70

Фиг. 7 (21) 4118096/31-27 (22) 15.09.86 (46) 23.03.88. Бюл. № 11 (71) Вильнюсский инженерно-строительный институт (72) Б. П. Спруогис, Л. А. Зубавичюс, Ю. И. Юревич и P. И. Армалис (53) 625.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 530973, кл. F 16 D 43/14, 1976.

Авторское свидетельство СССР № 252773, кл. F 16 D 43/14, 1968. (54) УПРУГОЦЕ НТРОБЕЖ НАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может осуществлять компенсацию несоосностей соединяемых валов. Целью изобретения является увеличение нагрузочной способности, долговечности и надежности. Муфта содержит две полумуфты в виде ступиц с диаметрально расположенными хвостовиками (Х)

2, 3 и 7, 8, соединенными составным кольцом из четырех частей 11. На одной из полумуфт закреплена обойма 15 с упорами 16. Каждая часть кольца размещена в прорезях хвостовиков посредством упругих вставок и прокладок. Части кольца выполнены из композиционного материала. При увеличении частоты вращения под действием центробежных сил распределенной массы частей 11 кольца будет восстанавливаться исходная перпендикулярность между хвостовиками полумуфт, нарушенная при разгоне муфты. Расположение частей кольца в двух противоположных четвертях на одном расстоянии от оси муфты, а в двух других— на другом обеспечивает муфте при разных направлениях вращения разную податливость и нагрузочную способность. 4 з.п. ф-лы, 4 ил.

1383032

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, предназначено для соединения валов и передачи крутящего момента в машинах и механизмах, а также осуществляет компенсацию несоосностей соединяемых валов и демпфирования возникающих при этом колебаний и динамических нагрузок.

Цель изобретения — увеличение нагрузочной способности, долговечности и надежности, а также упрощение технологии изготовления, а следовательно, и снижение!

О себестоимости.

На фиг. 1 представлена упругоцентробежная муфта, общий вид; на фиг. 2 разрез А — -А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 -- установка конца рессорной пластины в прорезь наконечника хвостовика через упругий элемент.

Муфта состоит из ведущей полумуфты в виде ступицы 1 с двумя диаметрально про- 20 тивоположно направленными хвостовиками

2 и 3, заканчивающимися Г-образными наконечниками 4 и 5 (фиг. 1) . Ведомая полумуфта аналогична ведущей и состоит из ступицы 6 с двумя диаметрально противоположно направленными хвостовиками 7 и 8, заканчивающимися наконечниками 9 и 10 (фиг. 1). Взаимодействие между полумуфтами осуществляется при помощи составного соединительного кольца в виде четырех частей 11 из пружинной стали или композиционных материалов, расположенных по окружности в прорезях наконечников хвостовиков. От выпадания частей из прорезей предохраняют штифты 12 (фиг. 2) . Для увеличения податливости муфты в начале вращения и при воздеиствии центробежных сил В кон- у такте штифта 12 и упругой части кольца 11 может быть предвиден продолговатый паз а (фиг. 3) вдоль осевой линии части.

Демпфирующие способности муфты могут быть улучшены при размещении частей кольца !1 в прорези наконечников 4,5 и 9,10 хвостовиков 2, 3 и 7, 8 через упругие вставки 13 (фиг. 4).

При применении стальных рессорных пластин в качестве частей кольца 11 их концы охватывают прокладки 14 для предостережения разрушения упругих вставок 13.

Прокладки 14 изготовляются из пластического металла (алюминий, медь и -.ï,).

Для увеличения передаваемого крутящего момента за счет ограничения черезмерной деформации частей кольца 11 пред- 50 видена обойма 15, на внутренней поверхности которой посередине между хвостовиками напротив середины каждой части кольца закреплены ограничители деформации— упоры 16. Обойма !5 одновременно служит и защитным щитом в случае поломки частей кольца 11. Она охватывает хвостовики полумуфт и крепится к наконечникам хвостовиков одной из полумуфт (к наконечникам 4 и 5 хвостовиков 2 и 3 ведущей полумуфты) .

При этом обойма 15 может быть и упруругой, что еше увеличивает демпфирующие способности муфты. Части кольца 11 могут быть размещены во всех четвертях муфты, на одинаковом расстоянии от оси, что образует составной кольцевой упругий соединительный элемент. В таком случае податливость муфты и передаваемый крутящий момент одинаковые в обоих направлениях вращения. Если части кольца 11 в одних двух противоположных четвертях расположены на одном расстоянии от оси муфты, а в других двух — на другом, то при разных направлениях вращения муфта имеет разную податливость и несущую способность.

Это свойство именно необходимо в приводах, осуществляющих рабочий и холостой ходы.

Муфта работает следующим образом, В статическом положении и при вращении без нагрузки общая геометрическая ось хвостовиков 2 и 3 ведущей полумуфты перпендикулярна обшей геометрической оси хвостовиков 7 и 8 ведомой полумуфты.

Совместно хвостовики расположены перпендикулярно один другому и образуют крестовину и угол а = — 90 . При приложении крутящего момента перпендикулярность между хвостовиками нарушается. При вращении ведущей полумуфты по направлению стрелки (фиг. 1) угол а уменьшается. Части кольца 11 во второй и четвертой четвертях сжимаются и их свободные фрагменты удаляются от оси вращения, при этом части кольца 11 в первой и третьей четвертях растягиваются и их свободные фрагменты приближаются к оси вращения. Чрезмерную деформацию частей кольца 11 во второй и четвертой четвертях ограничивают ограничители деформации -- упоры 16.

С увеличением частоты вращения под действием центробежных сил распределенной массы частей кольца 11 и их восстанавливающей (потенциальной) силы проворот между хвостовиками уменьшается, а угол а стремится к своему первоначальному значению.

При определенной частоте вращения и передаваемом крутяшем моменте между кинематическими и динамическими параметрами вращательной системы привода устанавливается динамическое равновесие, характеризуемое углом .деформации муфты и положением отклонения частей кольца 11.

Применение частей кольца 11 из пружинной стали или композиционных материалов упрощает конструкцию и технологию изготовления муфты, снижает себестоимость изготовления, повышает несущую способность и долговечность муфты.

Формула изобретения

1. Упругоцентробежная муфта, содержащая две полумуфты, каждая из которых

1383032

Фиг. 2

75 79

Составитель М. Косьминова

Редактор М. Бланар Техред И. Верес Корректор М. Шароши

Заказ 921/31 Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 выполнена в виде ступицы с диаметрально расположенными хвостовиками с прорезями и упругий соединительный элемент в виде кольца, размещенного в прорезях хвостовиков, при этом хвостовики одной полумуфты расположены перпендикулярно хвостовикам другой полумуфты, отличающаяся тем, что, с целью увеличения нагрузочной способности, долговечности и надежности, она снабжена концентрично установленной и закрепленной на хвостовиках одной из полумуфт обоймой с расположенными на внутренней ее поверхности упорами, ограничивающими деформацию кольца, кольцо выполнено составным из четырех частей, а упоры обоймы расположены напротив середины каждой части кольца.

2. Муфта по Il. 1, отличающаяся тем, что противолежащие части кольца расположены на одинаковом расстоянии от оси вращения, а расстояния от указанной оси смежных частей кольца различны.

3. Муфта по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что она снабжена размещенными в прорезях хвостовиков упругими вставками с пазом под концы частей кольца и прокладками из пластичного металла, распо10 ложенными между концами частей кольца и вставками.

4. Муфта по и. 1, отличающаяся тем, что обойма выполнена упругой.

5. Муфта по пп. 1 — 4, отличающаяся тем, 1с что части кольца выполнены из композиционного материала.