Устройство для определения ориентации керна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к бурению геологоразведочных скважин. Цель изобретения - повышение точности определения ориентации керна. Устр-во содержит корпус с проточньм каналом, 3 котором установлен на выходе маркирующий механизм, В корпусе размещены инклинометрический датчик 5 в герметичном кожухе 4 и арретирный механизм 8, включающий подпружиненный стержень 9, соединенный с датчиком 5, и привод перемещения механизма 8. Маркирующий механизм выполнен в виде
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
А1 (1% (11) (5D4Е 21 В 25 6
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
14
11
17
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4037668/22-03 (22) 14.03.86 (46) 30.03.88. Бюл. 9 12 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт буровой техники и .
Львовская .геологоразведочная экспедиция (72) А.И.Димитращук, Я.В.Огар, Л.И.Далевский, В,П.Черемис, В.И.Шимечко и В,И.Михайлив (53) 622.243.64 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 323546, кл. Е 21 В 47/02, 1967.
Авторское свидетельство СССР
В 956743, кл. Е 21 В 25/16, 1982. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОРИЕНТАЦИИ КЕРНА (57) Изобретение относится к бурению геологоразведочных скважин. Цель изобретения — повыщение точности определения ориентации керна. Устр-во содержит корпус с проточным каналом, в котором установлен на выходе маркирующий механизм, В корпусе размещены инклинометрический датчик 5 в герметичном кожухе 4 и арретирный механизм
8, включающий подпружиненный стержень 9, соединенный с датчиком 5, и привод перемещения механизма 8. Маркирующий механизм выполнен в виде
1384718 установленного на торце корпуса фрезера 17 с гидромониторным соплом 18 и обратным клапаном 19 с фильтром 20.
Привод механизма 8 выполнен в виде установленных на подпружиненном стержне 9 дифференциального клапана и затвора. Клапан состоит из тяговой тарелки 15 с отверстиями и тарелки
16, служащей клапаном обратного действия. На входе в проточный канал
Изобретение относится к бурению геологоразведочных скважин, а именно к средствам отбора ориентированного керна.
Цель изобретения — повышение точности определения ориентации керна при бурении скважин.
На чертеже изображено устройство, общий вид. 10
Устройство состоит из корпуса с проточным каналом, образованного трубами 1 и 2, которые соединены между собой переходником 3. В трубе 1 установлен в герметичном кожухе 4 инклинометрический датчик 5 с чувствительными элементами вертикального угла 6 и азимута 7. Арретирный механизм 8 посредством подпружиненного стержня
9 соединен с инклинометрическим дат- 20 чиком 5. Между инклинометрическим датчиком 5 и арретирным механизмом 8 установлен маркирующий элемент, состоящий из шарика 10, который фиксируется эластичной прокладкой 11. 25
Показания чувствительных элементов вертикального угла 6, азимута 7 сква-. жины и положение маркирующего элемента снимаются визуально через прозрачный стакан 12 ° 30
Инклинометрический датчик 5 и арретирный механизм 8 помещены в камеру
13, которая заполнена прозрачным маслом или керосином. Для герметизации камеРы 13 установлены маслостойкие эластичные втулки 14.
На выступающей из кожуха 14 части подпружиненного стержня 9 закреплен дифференциальный клапан, состоящий из тяговой тарелки 15 с отверстиями размещен перепускной клапан 21. Устрво обеспечивает под воздействием потока промывочной жидкости одновременную и кратковременную работу маркирующего и арретирного механизмов, достаточную для получения качественной гидрометки и точных показаний датчика
5 из-за улучшенных условий работы магнитной стрелки датчика 5. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. и тарелки 16, служащей клапаном обратного действия.
В нижней части трубы 2 установлен маркирующий механизм, выполненный в виде установленного на торце корпуса фрезера 17 с эксцентрично расположенным гидромониторным соплом 18 и обратным клапаном 19 с фильтром 20, служащим для пропуска промывочной жидкости во время спуска устройства в скважину. В верхней части трубы 1 установлен перепускной клапан 21, в котором помещено подпружиненное седло 22.
Устройство работает следующим образом.
В собранном виде устройство спускают в скважину. По достижении забоя последний пришлифовывают фрезером 17.
По окончании пришлифовки забоя вращение прекращают и включают промывку.
При этом тяговая тарелка 15 с тарелкой 16 под напором промывочной жидкости через подпружиненный стержень 9 разарретирует инклинометрический датчик 5 и освобождает шарик 10. По прошествии некоторого времени, достаточного для нанесения четкой метки на пришлифованный забой путем гидроструйной перфорации через гидромониторное сопло 18, промывку выключают °
За время нанесения метки чувствительные элементы вертикального угла 6, азимута 7 и шарика 10 занимают положежение, соответствующее аксидальной плоскости скважины. Тяговая тарелка
15 и тарелка 16 приводят посредством подпружиненного стержня 9 арретирующее устройство в исходное положение
1384718
Формула из обретения пуса.
Составитель В.Столчнев
Редактор M.Öèòêèíà Техред A.Êðàâ÷óê
Корректор M,Ïîæî
Заказ 1116/25 Тираж 531 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная, 4. и стопорят инклинометрический датчик
5 и шарик 10.
Затем через бурильные трубы в скважину бросают шар, который садится . на седло 22 и перекрывает доступ про5 мывочной жидкости к дифференциальному клапану. Во время подъема устройства промывочная жидкость вытекает через отверстия в перепускном клапане 21.
После подъема устройства на поверхность отворачивают трубу 1, снимают кожух 4 и берут визуальные отсчеты угла, азимута скважины и местрположения гидромониторного сопла 18.
Керн, нанесенный при помощи данного устройства меткой, можно ориентировать без дополнительных геофизических работ.
Такое выполнение гидравлических маркирующего механизма и привода датчика с арретирным механизмом обеспечивает под воздействием потока npot мывочной жидкости одновременную и кратковременную работу этих механизмов, достаточную для получения качественной гидрометки и точных показаний датчика из-за улучшенных условий работы магнитной стрелки датчика (отсутствуют механические удары), что повышает эффективность работы устройства и исключает резарретирование датчика в транспортном положении, предотвращающее преждевременный износ чувствительных элементов датчика, что повышает ресурс устройства.
1. Устройство для определения ориентации керна, содержащее корпус с проточным каналом, установленный в последнем на выходе маркирующий механизм, размещенный в корпусе инклинометрический датчик в герметичном кожухе, арретирный механизм, включающий подпружиненный стержень, соединенный с инклинометрическим датчиком, привод перемещения арретирного механизма, о.т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности определения ориентации керна, маркирующий механизм выполнен в виде установленного на торце корпуса, фрезера с гидромониторным соплом и обратным клапаном с фильтром, а привод перемещения арретирного механизма выполнен в виде установленных на подпружиненном стержне дифференциального клапана и затвора.
2. Устройство по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено перепускным клапаном, установленным на входе в проточный канал кор