Инклинометр
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к промысловой геофизике и м.б. использовано дпя определения профиля искривленных скважин. Цель изобретения - повьпиение точности измерений. Инклинометр содержит корпус 1, внутри которого размещены чувствительный элемент 2, его подвес 4, связанньш с валом двигателя 5, и узел 6 для съема сигнала.Элемент 2 выполнен в виде маховика с одинаковыми экваториальными моментами инерции. Узел 6 вьшолнен в виде датчика скорости поворота элемента 2. По скорости поворота последнего с помощью узла 6 определяют угловые скорости, а затем зенитный угол и азимут. За счет такого выполнения элемента 2 и узла 6 исключаются погрешности измерений из-за влияния угловых ускорений и угловой скорости корпуса 1 вокруг оси вала двигателя 5. 1 ил. с S (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТКИ ЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (!9) (11) (si) 4 E 21 В 47/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СОИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4 107977/22-03 (22) 03 ° 06.86 (46) 30 ° 03.88. Бюл. В 12 (71) Уфимский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (72) В.Г.Терешин (53) 622.241.7 (088.8) (56) Браславский Д.А. Приборы и датчики летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1970, с. 234-239, Авторское свидетельство СССР
У 977741, кл. Е 2f В 47/02, 1981.
Авторское свидетельство СССР
Ф 663826, кл. Е 21 В 47/022, 1977. (54) ИНКЛИНОМЕТР (57) Изобретение относится к промысловой геофизике и м.б. использовано для определения профиля искривленных скважин. Цель изобретения — повышение точности измерений. Инклинометр содержит корпус 1, внутри которого размещены чувствительный элемент 2, его подвес 4, связанный с валом двигателя 5, и узел 6 для съема сигнала.Элемент 2 выполнен в виде маховика с одинаковыми экваториальными моментами инерции. Узел 6 выполнен в виде датчика скорости поворота элемента 2 °
По скорости поворота последнего с помощью узла 6 определяют угловые скорости, а затем зенитный угол и азимут. 3а счет такого выполнения элемента 2 и узла 6 исключаются погрешности измерений из-за влияния угловых ускорений и угловой скорости корпуса 1 вокруг оси вала двигателя
5. 1 ил.
1 13
Изобретение относится к промысловой геофизике и может быть использовано для определения профиля искривленных скважин, пробуренных в породах любой магнитной интенсивности.
Целью изобретения являе гся г ышение точности измерений.
На чертеже приведена кинематическая схема инклинометра.
Инклинометр содержит корпус 1, внутри которого размещены чувствительный элемент 2, выполненный в виде маховика с одинаковыми экваториальными моментами инерции, центр тяжести которого совпадает с его осью
3, подвес 4 чувствительного элемента
2, связанный с валом двигателя 5, узел 6 для съема сигнала, который выполнен в виде датчика скорости поворота чувствительного элемента 2.
Для измерения угловой скорости вращения чувствительного элемента в данном случае могут быть использованы различные методы, например индукционный, магнитоиндукционный или метод дифференцирования. При использовании индукционного метода в качестве датчика скорости поворота чувствительного элемента используют тахогенератор.
Инклинометр работает следующим образом.
В процессе движения инклинометра по наклонной скважине на чувствительный элемент 2 во вращающемся от двигателя 5 подвесе 4 действуют моменты центробежных и кориолисовых сил инерции, под влиянием которых чувствительный элемент колеблется с частотой принудительного вращения Й относительно оси 3..
Уравнение движения чувствительного элемента записывается в Виде:
J,j +(J -Зз) (<2+a cos0) В =.
= 3, (8singt-а sin8cosnt-а9сов0созЯс)+
+(710+(J -J ) (A+a сОВ9 )) (8cosgt +
+ à sin8 sinQt), (1) где J,, 3,, 3> — моменты инерции чувствительного элемента относительно соответствующих осей; — зенитный угол; а — азимут
t — время.
84737 2
Обычно влиянием подчеркнутых членов при анализе работы инклинометра в первом приближении пренебрегают.
Для точных инклннометров следует учи5 тывать влияние угловых ускорений и наличие проекции угловой скорости изменения азимутального угла на ось вращения вала двигателя. Если чувствительньп элемент выполнен в виде симметричного маховика с одинаковыми экваториальными моментами инерции (J =J ), то уравнуние динамики (1) может быть представлено следующим образом:
J j = J — (6sinQt-а sin8cosgt) 3
1 1 „) (2) Из уравнения (2) следует, что
=8 singt-а sin8cosgt. (3)
По данной скорости поворота чувствительного элемента 2 с помощью
25 узла 6 для съема сигнала, который выполнен в виде датчика скорости поворота чувствительного элемента, определяют угловые скорости а sin 9 и 8, а затем зенитный угол и азиЭО мут °
Выполнение чувствительного элемента в виде маховика с одинаковыми экваториальными моментами инерции, а узла для съема сигнала В Виде датчика скорости поворота чувствительного элемента позволяет исключить погрешности измерений из-за влияния угловых ускорений и угловой скорости
4п корпуса инклинометра вокруг оси вала двигателя.
Формула и з обретения
45 Инклинометр, содержащий корпус, внутри которого размещены чувствительный элемент, подвес чувствительного элемента, связанный с валом двигателя, и узел для съема сигнала, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерений, чувствительный элемент выполнен в виде маховика с одинаковыми экваториальными моментами инерции, а
55 узел для съема сигнала — в виде датчика скорости поворота чувствительного элемента.