Тоннельная обделка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к подземному строительству, в частности к строительству транспортных и коммуникационных тоннелей на участках с большим смещением грунтового массива, вызванным тектоническими подвижками. Цель изобретения - повышение работоспособности конструкции в условиях неравномерных смеилений окружающего массива. Блоки (Б) 1 обделки с выпуклыми радиальными 2 и кольцевыми торцами вьиюлнены с продольными каналами (К) 4 и дополнительными поперечными К 6. Одна сторона К 6 имеет выход на внутреннюю поверхность Б 1, а другая - на нейтральную линию их радиальных стыков. Вдоль оси тоннеля Б 1 соединены пропущен ной через К 4 арматурой, имеющей натяжные приспособления. В радиальных стыках Б 1 соединены пропущенной в К 6 смежных Б 1 арматурой 7. При больших перемещениях грунта Б 1 будут перемещаться совместно с породным массивом без нарушения ее сплошности за счет выпуклых поверхностей сопряжения торцов 2 и кольцевых торцов Б 1, удлинения продольной арматуры и податливости ее натяжных приспособлений . Расчетное усилие последних ограничивает величину раскрытия кольцевых стыков Б 1. В поперечном направлении Б 1 следуют за деформациями породного массива без раскрытия стыков благодаря арматуре 7. 7 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН д04Е2! Р il 10
ОПИСйНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕПЬС ГВУ
5 7
Фиг. 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3996799/22-03 (22) 24 12.85 (46) 30.03.88. Бюл. № 12 (71) Государственный проектный институт
«Ленинградский Промстройпроект» и Проектный и научно-исследовательский институт
«Донецкий П ром строй н и и проект» (72) С. Н. Сильвестров, Г. С. Шестоперов, В. P. Шнеер и О. Ю. Ярошенко (53) 622.284.4 (088.8) (56) Лиманов Ю. А. Метрополитены. М.:
Изд-во МПС, 1960, с. 255 — 256, рис. 195.
Авторское свидетельство СССР № 530933, кл. Е 02 D 29/04, 1974. (54) ТОННЕЛЬНАЯ ОБДЕЛКА (57) Изобретение относится к подземному строительству, в частности к строительству транспортных и коммуникационных тоннелей на участках с большим смещением грунтового массива, вызванным тектоническими подвижками. Цель изобретения — повышение работоспособности конструкции в условиях неравномерных смещений окру„„SU„„1384768 А 1 жающего массива. Блоки (Б) l обделки с выпуклыми радиальными 2 и кольцевыми торцами выполнены с продольными каналами (К) 4 и дополнительными поперечными К 6.
Одна сторона К 6 имеет выход на внутреннюю поверхность Б 1, а другая — на нейтральную линию их радиальных стыков.
Вдоль оси тоннеля Б 1 соединены пропущен. ной через К 4 арматурой, имеющей натяжные приспособления. В радиальных стыках
Б 1 соединены пропущенной в К 6 смежных Б 1 арматурой 7. При больших перемещениях грунта Б 1 будут перемещаться совместно с породным массивом без нарушения ее сплошности за счет выпуклых поверхностей сопряжения торцов 2 и кольцевых торцов Б 1, удлинения продольной арматуры и податливости ее натяжных приспособлений. Расчетное усилие последних ограничивает величину раскрытия кольцевых стыков Б 1. В поперечном направлении Б 1 следуют за деформациями породного массива без раскрытия стыков благодаря арматуре 7. 7 ил.
1384768
Формула изобретения
Риг. 8
Изобретение ()THocHTcH к подземному строительству, в частности к строительству гранспортных и коммуникационных тоннелей на участках с большим смешением грунтового массива, вызванным тектоническими подвижками, просадками грунта либо горными работами.
Целью изобретения является повышение работоспособности конструкции в условиях неравномерных смешений окружающего массина.
На фиг. 1 изображено кольцо тоннельной обделки с кольцевыми связями; на фиг. 2 — то же, вариант исполнения кольцевых связей; на фиг. 3 и 4 — соответственно сопряжения блоков в кольце по первому и гторому вариантам связей; на фиг.5и 6 —; на фиг. 7 — фрагмент с продольными связями.
Тоннельная обделка представляет собой блоки 1 с выпуклыми радиальными 2 и кольцевыми 3 торцами. В блоках 1 выполнены продольные каналы 4 для арматуры 5 и поперечные каналы 6 для арматуры 7.
Каналы 6 выполнены криволинейными, проходят по нейтральной линии стыка поверхностей 2 с выходом 8 на внутреннюю поверхность блоков 1.
По второму варианту криволинейные каналы 6 выполнены наклонными и имеют выходы 9 на внутреннюю поверхность блоков 1 вблизи торцов, противоположных сопрягаемым торцам 2.
Продольная арматура 5 снабжена натяжными устройствами 10, например, в виде динамометрических пружин, рассчитанных на заданное усилие.
При больших перемещениях окружающего грунта, например в зоне активных тектонических подвижек, на подрабатываемых территориях, блоки I обделки перемешают совместно с породным масcHBoM без нарушения ее сплошности за счет выпуклых поверхностей сопряжения 2 и 3, удлинения продольной арматуры 5 и податливости натяжного устройства 10. Величина раскрытия кольцевых стыков 3 (фиг. 7) ограничена расчетным усилием натяжных устройств 10.
При этом в поперечном направлении блоки 1 обделки также следуют за деформациями породного массива, без раскрытия стыков благодаря стягиванию их по. перечной арматурой 7, Тоннельная обделка, включающая блоки
20 с криволйнейными поверхностями торцов, соединенные вдоль оси тоннеля арматурой пропущенной в имеющиеся в них продольные каналы, отличающаяся тем, что, с целью повышения работоспособности конструкции в условиях неравномерных смещений окружающего массива, блоки имеют дополнительные поперечные каналы, одна сторона которых имеет выход на внутреннюю поверхность блоков, а другая — на нейтральную линию их радиальных стыков, при этом
30 блоки в радиальных стыках соединены посредством арматуры, пропущенной в поперечные каналы смежных блоков, . а торцы выполнены выпуклыми, причем продольная арматура снабжена натяжными устройствами.
1384768
Щы, 7
Составитель Л. Березкина
Редактор .г!. Веселовская Техред И. Верес Корректор М. немчик
Заказ П I8, 28 Тираж 459 Подписное
ВНИИ!1И Г кударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I 1,3835, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4