Тоннельная обделка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к подземному строительству, в частности к строительству транспортных и коммуникационных тоннелей на участках с большим смещением грунтового массива, вызванным тектоническими подвижками. Цель изобретения - повышение работоспособности конструкции в условиях неравномерных смеилений окружающего массива. Блоки (Б) 1 обделки с выпуклыми радиальными 2 и кольцевыми торцами вьиюлнены с продольными каналами (К) 4 и дополнительными поперечными К 6. Одна сторона К 6 имеет выход на внутреннюю поверхность Б 1, а другая - на нейтральную линию их радиальных стыков. Вдоль оси тоннеля Б 1 соединены пропущен ной через К 4 арматурой, имеющей натяжные приспособления. В радиальных стыках Б 1 соединены пропущенной в К 6 смежных Б 1 арматурой 7. При больших перемещениях грунта Б 1 будут перемещаться совместно с породным массивом без нарушения ее сплошности за счет выпуклых поверхностей сопряжения торцов 2 и кольцевых торцов Б 1, удлинения продольной арматуры и податливости ее натяжных приспособлений . Расчетное усилие последних ограничивает величину раскрытия кольцевых стыков Б 1. В поперечном направлении Б 1 следуют за деформациями породного массива без раскрытия стыков благодаря арматуре 7. 7 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН д04Е2! Р il 10

ОПИСйНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕПЬС ГВУ

5 7

Фиг. 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3996799/22-03 (22) 24 12.85 (46) 30.03.88. Бюл. № 12 (71) Государственный проектный институт

«Ленинградский Промстройпроект» и Проектный и научно-исследовательский институт

«Донецкий П ром строй н и и проект» (72) С. Н. Сильвестров, Г. С. Шестоперов, В. P. Шнеер и О. Ю. Ярошенко (53) 622.284.4 (088.8) (56) Лиманов Ю. А. Метрополитены. М.:

Изд-во МПС, 1960, с. 255 — 256, рис. 195.

Авторское свидетельство СССР № 530933, кл. Е 02 D 29/04, 1974. (54) ТОННЕЛЬНАЯ ОБДЕЛКА (57) Изобретение относится к подземному строительству, в частности к строительству транспортных и коммуникационных тоннелей на участках с большим смещением грунтового массива, вызванным тектоническими подвижками. Цель изобретения — повышение работоспособности конструкции в условиях неравномерных смещений окру„„SU„„1384768 А 1 жающего массива. Блоки (Б) l обделки с выпуклыми радиальными 2 и кольцевыми торцами выполнены с продольными каналами (К) 4 и дополнительными поперечными К 6.

Одна сторона К 6 имеет выход на внутреннюю поверхность Б 1, а другая — на нейтральную линию их радиальных стыков.

Вдоль оси тоннеля Б 1 соединены пропущен. ной через К 4 арматурой, имеющей натяжные приспособления. В радиальных стыках

Б 1 соединены пропущенной в К 6 смежных Б 1 арматурой 7. При больших перемещениях грунта Б 1 будут перемещаться совместно с породным массивом без нарушения ее сплошности за счет выпуклых поверхностей сопряжения торцов 2 и кольцевых торцов Б 1, удлинения продольной арматуры и податливости ее натяжных приспособлений. Расчетное усилие последних ограничивает величину раскрытия кольцевых стыков Б 1. В поперечном направлении Б 1 следуют за деформациями породного массива без раскрытия стыков благодаря арматуре 7. 7 ил.

1384768

Формула изобретения

Риг. 8

Изобретение ()THocHTcH к подземному строительству, в частности к строительству гранспортных и коммуникационных тоннелей на участках с большим смешением грунтового массива, вызванным тектоническими подвижками, просадками грунта либо горными работами.

Целью изобретения является повышение работоспособности конструкции в условиях неравномерных смешений окружающего массина.

На фиг. 1 изображено кольцо тоннельной обделки с кольцевыми связями; на фиг. 2 — то же, вариант исполнения кольцевых связей; на фиг. 3 и 4 — соответственно сопряжения блоков в кольце по первому и гторому вариантам связей; на фиг.5и 6 —; на фиг. 7 — фрагмент с продольными связями.

Тоннельная обделка представляет собой блоки 1 с выпуклыми радиальными 2 и кольцевыми 3 торцами. В блоках 1 выполнены продольные каналы 4 для арматуры 5 и поперечные каналы 6 для арматуры 7.

Каналы 6 выполнены криволинейными, проходят по нейтральной линии стыка поверхностей 2 с выходом 8 на внутреннюю поверхность блоков 1.

По второму варианту криволинейные каналы 6 выполнены наклонными и имеют выходы 9 на внутреннюю поверхность блоков 1 вблизи торцов, противоположных сопрягаемым торцам 2.

Продольная арматура 5 снабжена натяжными устройствами 10, например, в виде динамометрических пружин, рассчитанных на заданное усилие.

При больших перемещениях окружающего грунта, например в зоне активных тектонических подвижек, на подрабатываемых территориях, блоки I обделки перемешают совместно с породным масcHBoM без нарушения ее сплошности за счет выпуклых поверхностей сопряжения 2 и 3, удлинения продольной арматуры 5 и податливости натяжного устройства 10. Величина раскрытия кольцевых стыков 3 (фиг. 7) ограничена расчетным усилием натяжных устройств 10.

При этом в поперечном направлении блоки 1 обделки также следуют за деформациями породного массива, без раскрытия стыков благодаря стягиванию их по. перечной арматурой 7, Тоннельная обделка, включающая блоки

20 с криволйнейными поверхностями торцов, соединенные вдоль оси тоннеля арматурой пропущенной в имеющиеся в них продольные каналы, отличающаяся тем, что, с целью повышения работоспособности конструкции в условиях неравномерных смещений окружающего массива, блоки имеют дополнительные поперечные каналы, одна сторона которых имеет выход на внутреннюю поверхность блоков, а другая — на нейтральную линию их радиальных стыков, при этом

30 блоки в радиальных стыках соединены посредством арматуры, пропущенной в поперечные каналы смежных блоков, . а торцы выполнены выпуклыми, причем продольная арматура снабжена натяжными устройствами.

1384768

Щы, 7

Составитель Л. Березкина

Редактор .г!. Веселовская Техред И. Верес Корректор М. немчик

Заказ П I8, 28 Тираж 459 Подписное

ВНИИ!1И Г кударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

I 1,3835, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4