Статор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТ ИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 2 А1 (SD 4 Н 02 К 20 0

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (89) СБ 241910 (48) 29.11.85 (21) 7773796/24-07 (22) 20.03.85 (31) PV 2961-84 (32) 19.04.84 (33) CS (46) 07.04.88. Бюл. У 13 (71) Шкода, предприятие концерна, Пльзень(С$), (72) Йозеф Главач (CS) (53) 621.313.713 (088.8) (54) CTATOP ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в улучшении охлаждения. Статор электрической машины содержит сердечник 1 с радиальными распределяющими каналами 3 между пакетами. Благодаря тому, что каналы образуют центральную группу 5 для выхода газа и крайние группы 8,9 каналов для входа газа, обеспечивается достижение поставленной цели. 1 ил.

1387102

Изобретение относится к системам газового охлаждения активной стали статора турбогенератора с аксиальными каналами и радиальными щелями, образованными в результате аксиальной распорки пакетов листов.

Аксиальные каналы охлаждения в стали статора образованы шихтовкой пакета стальных листов с отверстиями, 10 штампованными в зубцах и в спинке.

Высокое действие аксиальной системы охлаждения определяется непосредственным контактом каждого сегмента стали с охлаждающим газом. В качестве охлаждающего газа применяется водород или воздух.

Выполнение аксиальной системы охлаждения может быть или одноструйное, т.е. через всю активную длину машины, 20 или двухструйное, т.е. через половину длины активной стали {авт.св.СССР

N - 658666, кл. Н 02 К 1/20, 1979, авт.св. СССР У 54?921, кл. Н 02 К 1/20

1978). В двухструйной системе применяются два варианта направления течения: или от середины к краям, или от краев к середине.

Одноструйная система в крупных машинах выгодна вследствие больной длины каналов и высоких требований, предъявляемых к перепаду давления или же к сечению аксиальных каналов.

Кроме того, она приносит очень неравномерное распределение темпера- 35 тур по длине стали.

Двухструйная система охлаждения ,с течением газа от середины к краям стали также показывает значительно неравномерную температурную характе- 40 ристику по длине стали. К крайним частям стали, которые кроме магнитньм потерь нагружены большими добавочными потерями от потока рассеяния лобовых частей, охлаждающий газ пода- 45 ется в очень подогретом состоянии, что вызывает возникновение высокого максимума температуры в крайних частях стали.

Исходя из известных способов охлаждения, с точки зрения равномерности нагрева наиболее удобным считается двухструйный способ с течением охлаждающего газа от краев стали в серецину. Недостатками этого варианта являются относительно трудный способ подачи охлаждающего газа к краям стали, а также то, что в качестве питательной камеры в статоре используются все его лобовое пространство, причем для этого необходимо обеспечить либо сложное уплотнение пространства газового зазора, либо подвести холодный газ между стяжной плитой и краем стали, а для этого необходимо ограничить ступени зубцов статора, которые желательны с точки зрения сокращения добавочньм потерь от потока рассеяния лобовых частей, до минимума так, чтобы можно было осуществить уплотненный вход охлаждающего газа также в каналы в зубцах статора.

В предлагаемой системе газового охлаждения активной стали статора турбогенератора радиальные распределяющие каналы по длине сердечника расположены с образованием центральной группы каналов для выхода газа и крайних групп каналов для входа газа, имеющих расстояние от поперечной плоскости симметрии каналов до ближайшего торца сердечника в пределах 5-25 общей длины сердечника.

При такой компановке по существу создана четырехструйная система охлаждения стали статора, которая предъявляет относительно низкие требования к перепаду давления в циркуляционной системе газа и при том дает очень выравненную температурную характеристику по длине стали. Повышенную концентрацию потерь на краях стали статора можно компенсировать путем приближения оси входной зоны к краю стали статора.

На чертеже приведен статор турбогенератора, частичный разрез,.

Сердечник 1 статора содержит четыре аксиальных канала 2 и системы радиальных каналов 3, образованных в результате распорки пакетов 4 листов статора. Выходная зона 5 образована четырьмя радиальными каналами 3 и имеет ось 6, расположенную по оси

7 поперечной плоскости симметрии каналов сердечника. Обе входные зоны,, левая 8 и правая 9, имеют по три радиальных канала 3, причем расстояние а оси 10 левой входной зоны 8 от левого края 12 сердечника совпадает с расстоянием а оси 11 правой входной зоны 9 от правого края 13 сер. дечника. В данном случае оба расстояния а и а равны 20% от общей длины сердечника.

1387102

Формула изобретения

Составитель Л. Карцева

Техред Л.Сердюкова, Корректор М.Пожо

Редактор А.шандор

Тираж бб5 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, X-35, Раушская наб. ° д. 4/5

Заказ 1501/53

Производственно-полиграфическое предприятие r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Статор электрической машины, преимущественно турбогенератора с газо5 вым охлаждением, содержащий сердечник с аксиальными . вентиляционными каналами и радиальными распределяющими каналами между пакетами, образованными аксиальной распоркой пакетов, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью улучшения охлаждения, радиальные распределяющие каналы по длине сердечника расположены с образованием центральной группы каналов для выхода газа и крайних групп каналов для входа газа, имеющих расстояние от поперечной плоскости симметрии каналов до ближайшего торца сердечника в пределах 5-25% общей длины сердечника.