Гидродинамической радиальный подшипниковый узел скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к гидродинамическим опорам скольжения. Цель - повышение, надежности и увеличение К1Щ. В корпусе концентрично установлена и закреплена обойма. На валу закреплена втулка. Между втулкой и обоймой со стороны подвода среды с механическими включениями размещено сепарационное устройство. Обойма выполнена с последовательно размещенньпчи на наружной поверхности в направлении от входного торца к выходному и соединенными между собой глухими конусными расширякяцимися от оси подшипника и с плоским дном ячейками , перепускными канавками, буферной полостью и дроссельными отверстиями . Перепускные канавки размещены тангенциально относительно расширенных частей ячеек. В дне каждой ячейки выполнено отверстие . Втулка имеет выступ. Торцовая направленная к обойме поверхность выступа выполнена рельефной. Тангенциальное расположение перепускных канавок относительно окружностей ячеек способствует лучшему удалению механи- Q ческих частиц. Устройство обеспечивает работу рабочих поверхностей подшипника на среде без механических включений с одновременным достижением минимального расхода среды, перекачиваемой насосом через подшипник. 3 ил. (Л с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
|5В 4 6 С 17 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4149532/25-27 (22) 11.08.86 (46) 15.04.88. Бюл. У 14 (72) В.Н.Богородицкий, M.À.Ñóòîðìèí, А.Д.Гусак и С.Б.Достовалов (53) 621.822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М- 1278506, кл. F 16 С 17/00, 1985 ° (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ РАДИАЛЬНЫЙ
ПОДШИПНИКОВЪ|Й УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к гидродинамическим опорам скольжения.
Цель — повышение надежности и увеличение К||Д. В корпусе концентрично установлена и закреплена обойма. На валу закреплена втулка. Между втулкой и обоймой со стороны подвода среды с механическими включениями размещено сепарационное устройство. Обойма выполнена с последовательно размещенными на наружной поверхности в на.,Я0„„13 8598 А1 правлении от входного торца к выходному и соединенными между собой глухими конусными расширяющимися от оси подшипника и с плоским дном ячейками, перепускными канавками, буферной полостью и дроссельными отверстиями. Перепускные канавки размещены тангенциально относительно расширенных частей ячеек.
В дне каждой ячейки выполнено отверстие. Втулка имеет выступ. Торцовая направленная к обойме поверхность выступа выполнена рельефной. Тангенциальное расположение перепускных канавок относительно окружностей ячеек способствует лучшему удалению механических частиц. Устройство обеспечивает работу рабочих поверхностей подшипника
-йа среде без механических включений с одновременным достижением минимального расхода среды, перекачиваемой насосом через подшипник. 3 ил.
1388598
20
30
45
Изобретение относится к гидродинамическим опорам скольжения для восприятия радиальной нагрузки в центробежных насосах различных типов, например судовых.
Цель изобретения — повышение надежности и повышение КПД.
На фиг. 1 представлена конструкция подшипникового узла с сепарационным устройством, разрез; на фиг. 2— вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез
Б-Б на фиг. 1.
На приводном валу 1 насоса закреплены втулка 2 с выступом 3, которая установлена в неподвижной обойме 4, закрепленной посредством гильзы 5 в корпусе насоса. Втулка 2 с обой мой 4 образуют зазор d, а выступ 3 с гильзой 5 — зазор сР<. Обойма 4 выполнена с раширяющимися от центра к периферии конусными ячейками 6 с сегментными срезами К, буферной полостью 7 и дроссельными отверстиями 8. Выступ 3, торцовая часть которого выполнена с рельефной поверхностью В, и торцовая часть втулки 2 образуют сепарационное устройство подшипника. В каждой ячейке 6 в верхней расширяющейся части имеется тангенциальный вход в перепускные канавки 9, а в нижней части плоского дна ячеек выполнены отверстия 10.
Гидродинамический радиальный подшипниковый узел скольжения работает следующим образом;
Перекачиваемая насосом среда с механическими включениями из зоны высокого давления поступает в зону низкого давления сначала через зазор д, потом — через сепарационное устройство. Далее движение среды идет по двум направлениям: через перепускные канавки 9 и через зазор Р„.
В сепарационном устройстве при вращении приводного вала 1, втулки 2 среда очищается от механических включений за счет приобретения вращательного движения в ячейках. Вращению среды в ячейках способствует выступ 3 втулки 2 с рельефной поверхностью В, Частота вращения среды в ячейках зависит от соотношения диаметров выступа 3 и ячеек. При вращении среды в конусной ячейке 6 механические включения, как более тяжелые, располагаются на более высоких энергетических уровнях, т.е. в верхней части конусной ячейки, и эа счет центробежных сил попадают в перепускные канавки 9. Тангенциальное расположение перепускных канавок 9 относительно окружности способствует лучшему удалению механических частиц. При этом площадь сечения перепускной канавки 9 определяется крупностью механических включений. Скорость транспортирования механических включений в перепускных канавках 9 регулируется буферной полостью 7, а также количеством и проходным сечением.дроссельных отверстий 8, за счет чего и достигается минимальный расход среды, перекачиваемый насосом.
Среда без механических включений из конусных ячеек 6 попадает через отверстия 10 в зазор д, подшипника.
11оскольку конструктивно отверстия 10 расположены на краю щели с зазором,, то среда иэ-за разности сопротивлений идет в двух противоположных направлениях: вдоль самой щели, обеспечивая при этом смазку и охлаждение рабочих поверхностей подшипника; в полость, образованную торцовой частью обоймы 4 и выступом 3, тем самым предотвращая случайное попадание механических включений в рабочую зону подшипника с зазором d >.
Таким образом, предложенная конструкция гидродинамического радиального подшипникового узла скольжения обеспечивает работу рабочих поверхностей подшипника на среде без механических включений с одновременным достижением минимального расхода включений с одновременным достижением минимального расхода среды, перекачиваемой насосом на ее очистку, чем достигается повышение надежности и увеличение КИД.
Формула изобретения
Гидродинамический радиальный подшипниковый узел скольжения, содержащий концентрично расположенную и смонтированную в корпусе. обойму и закрепленную на валу втулку, а также размещенное между ними со стороны подвода среды с механическими включениями сепарационное устройство, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и увеличения КПД, обойма выполнена с последовательно размещенными на наружной
1388598 а ЮЬ!СоКого дл ения
Зона низкого даЬеиия
Среда дез ю нических -оклю че ниц" парац ионное
mpnucm8o поверхности в направлении от входного торца к выходному и соединенными между собой глухими конусными, расширяющимися от оси подшипника и с плос5 ким дном ячейками, перепускными канавками, буферной полостью и дроссельными отверстиями, при этом перепускные канавки размещены тангенциально относительно расширенных частей ячеек, в дие каждой ячейки выполнено отверстие, а втулка выполнена с выступом, торцовая, направленная к обойме поверхность которого выполнена рельефной.
Среда г механи-ческими ЯущценуАми
1388598
Составитель Т.Хромова
Редактор M.Êåëåìåø Техред И.Ходанич Корректор В.Гирняк
Заказ i562/36 . Тираж 757 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4