Узел подшипника качения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть преимущественно использовано в подшипниковых узлах, работающих с охлаждением и смазкой маловязкими жидкостями. Цель - повьш1ение долговечности подшипникового узла. При вращении вала 2, установленного в корпусе 1 на подшипнике 3, смазочно-охлаждающая жидкость подается через щелевидное отверстие 4, расположенное тангенциально к цилиндрической поверхности 5 корпуса 1 в направлении вращения вала 2. Отвод жидкости осуществляется через отверстие 6 большего сечения, расположенное также тангенциально к цилиндрической поверхности 7 корпуса 1 в направлении вращения вала 2. 3 ил.
COIO3 СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) (51) 4 F t6 С 33 66
3(1;(%%,",::j, Я
1: S "9
i«4
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4071770/31-27 (22) 09.04.86 (46) 15.04.88. Бюл. У 14 (71) Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (72) А. М. Гаврилюк, Р.Г. Перельман, Ю. M. Никитин, Н. Ф. Шоломко и P.Â. Коросташевский (53) 621.822.1(088.8) (56) Силаев Б. М. О расчете прокачки жидкости для смазки и охлаждения подшипника. — Вестник машиностроения, 1981, Н 9, с. 27-30. (54) УЗЕЛ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к общему машиностроению и может быть преимущественно использовано в подшипниковых узлах, работающих с охлаждением и смазкой маловязкими жидкостями, Цель — повышение долговечности подшипникового узла. При вращении вала
2, установленного в корпусе 1 на подшипнике 3, смазочно-охлаждающая жидкость подается через щелевидное отверстие 4, расположенное тангенциально к цилиндрической поверхности
5 корпуса 1 в направлении вращения вала 2 ° Отвод жидкости осуществляет.— ся через отверстие 6 большего сечения, расположенное также тангенциально к цилиндрической поверхности
7 корпуса 1 в направлении вращения вала 2, 3 ил.
1388602
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть преимущественно использовано в подшипниковых узлах, работающих с охлажде5 нием и смазкой маловязкими жидкостями, например водой, керосином и т.п.
Целью изобретения является повышение долговечности подшипникового узла путем уменьшения гидродинамических потерь потока охлаждающей жидкости, прокачиваемой через подшипник»
На фиг. 1 изображен узел подшипника, продольное сечение; на фиг.2— сечение А-А на фиг.1; на фиг.3— сечение Б-Б на фиг.1 °
Узел подшипника содержит корпус 1, в котором на валу 2 смонтирован подшипник 3 качения. Для подвода к подшипнику 3 смазочно-охлаждающей жидкости в корпусе 1 с одной сторо- ны от подшипника 3 выполнено отверстие 4, имеющее форму плоского ще- 25 левидного окна, выполненного тангенциально к внутренней цилиндрической поверхности 5 корпуса 1 в на,правлении вращения вала 2. Размер отверстия 4 в плоскости вращения подшипника 3 меньше расстояния между буртиками его колец, С другой стороны от подшипника 3 для отвода жидкости в корпусе 1 диаметрально противоположно выполнено отверстие 6, которое расположено также тангенци 35 ально к внутренней цилиндрической поверхности 7 корпуса 1 в направлении вращения вала. Отверстий для подвода и отвода смазочно-охлаждающей жидкости может быть и более двух.
Узел работает следующим образом.
При вращении подшипника 3 через отверстие 4 подается смазочно-охлаждающая жидкость, которая закручивается в направлении вращения подшип-, ника 3 и, проходя через него, отводится через отверстие 6.
При тангенциальном подводе и отводе смазочно-охлаждающей жидкости за счет уменьшения гидродинамических потерь уменьшаются касательные напряжения на поверхности качения колец подшипника, снижается дисковое трение торцовых поверхностей о жидкость и контактное взаимодействие между телами качения и сепаратором, что в итоге повышает долговечность подшипникового узла.
Применение изобретения возможно в подшипниковых узлах авиационных двигателей, турбонасосных агрегатов и т.д.
Формула изобретения
Узел подшипника качения, содержащий смонтированный в корпусе на валу подшипник качения, отверстия для подвода и отвода смазочно-охлаждающей жидкости, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повышения долговечности, отверстия для подвода и отвода жидкости расположены тангенциально к внутренней цилиндрической поверхности корпуса в направлении вращения вала, причем отверстие для
Ч подвода жидкости выполнено в виде плоского щелевидного окна, высота которого в плоскости вращения подшипника меньше, чем расстояние между бортиками его колец, а площадь сечения меньше, чем у отверстия для отвода жидкости.
1388602
Составитель Т. Хромова
Техред Л. Сердюкова
Корректор С. Шекмар
Редактор N. Келемеш
Тираж 757
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 1563/37
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4