Устройство для тренировки памяти обучаемого
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано при профессиональном отборе операторов различных систем управления и является усовершенствованием а.с. № 1201863. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства . Устройство позволяет обучаемому выявлять свою ошибку в процессе тренировки. Вве денные делитель 42 частоты, дополнительные элементы И 43, элементы И-НЕ 44 и триггеры 45 обеспечивают возможность при повторно нажатой кнопке «Экспозиция увидеть правильные и неправильные ответы. При этом правильные ответы будут сопровождаться прерывистым свечением индикатора 40 с частотой, определяемой частотой генератора 10 тактовых импульсов и коэффициентом деления делителя 42 частоты. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А2
„;SU„„138893
yg 4 б 09 В 9/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1201863 (21) 4122315/24-24 (22) 19.09.86 (46) 15.04.88. Бюл. № 14 (72) А. С. Гетман, В. В. Мухортов, Я. А. Пономарев и В. А. Саранцев (53) 681.3.07! (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1201863„ K . G 09 В 9/00, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ
ПАМЯТИ ОБУЧАЕМОГО (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано при профессиональном отборе операторов различных систем управления и является усовер шенствованием а.с. № 1201863. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства. Устройство позволяет обучаемому выявлять свою ошибку в процессе тренировки. Введенные делитель 42 частоты, дополнительные элементы И 43, элементы И-НЕ 44 и триггеры
45 обеспечивают возможность при повторно нажатой кнопке «Экспозиция» увидеть правильные и неправильные ответы. При этом правильные ответы будут сопровождаться прерывистым свечением индикатора
40 с частотой, определяемой частотой генератора 10 тактовых импульсов и коэффициентом деления делителя 42 частоты. 1 ил.
1388933
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть ис.пользовано при профессиональном отборе операторов различных систем управления.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей путем обеспечения возможности выявления обучаемому своей ошибки.
На чертеже изображена структурная схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит блок 1 генераторов, блок 2 предъявления учебной информации, блок 3 задания эталонов (количества стимулов), формирователь 4 кодов ошибок, блок 5 задания времени (экспозиции), блок
6 управления, блок 7 регистрации и пульт
8 оператора. Блок 1 содержит генератор
9 одиночных импульсов и генератор !О тактовых импульсов. Блок 2 включает формирователь 11 случайной последовательности кодов, элемент И 12, сумматор 13 по модулюю два, кольцевой сдвига ющи и регистр
14 и элемент И 15. Блок 3 содержит счетчик 16 импульсов, многопозиционный переключатель 17 и инвертор 18. Формирователь 4 содержит одповибраторы 19 и 20 и кольцевые сдвигающие регистры 21. Блок
5 включает ждуIllèå мультивибраторы 22 и 23 (длительность импульса на выходе второго мультивибратора в два раза меньше, чем первого), элемент ИЛИ 24, ключ 25 и источник 26 питания. Блок 6 содержит кольцевой сдвигающий регистр 27, элемент
И 28, элемент 29 задержки, счетчик 30 (правильно указанных ошибок) и индикатор 31 («Укажите ошибку»). Блок 7 включает элементы И 32, многовходовый элемент ИЛИ 33, счетчик 34 правильных ответов, многопозиционный переключатель 35, элемент ИЛИ 36, счетчик 37 огветов и индикатор 38 «Конец». Пульт 8 содержит кнопки 39 места расположения стимулов, индикаторы 40 и кнопки 41 цифрового ряда, элементы, обеспечивающие возможность выявления своей ошибки: делитель 42 частоты, элементы И 43, элементы И-НЕ 44, триггеры 45.
Сущность изобретения заключается в том, ITo введенные элементы обеспечивак>т возможность при повторно нажатой кнопке
«Экспозиция» увидеть правильные и неправильные ответы, при этом правильные ответы будут сопровождаться прерывистым свечением индикаторов с частотой, определяемой частотой генератора !О тактовых импульсов и коэффициентом деления делителя 42 частоты.
Устройство работает следующим образом.
После включения питания нажимак>т кнопку «Установка в «О» в блоке 1 (не показана), запуская этим генератор 9, сигнал с выхода которого поступает на входы регистра 14, счетчика 16 и регистров 21, 5
1О
2 на входы счетчиков 34 и 37, входы установки в нулевое состояние триггеров 45 (не показано), устанавливая их в исходное (нулевое) состояние. В регистре 27 вводят единицу. Переключатели 17 и 35 устанавливают в положение, соответствующее числу стимулов, предъявляемых обучаемому.
Затем с помощью кнопки «Запись» (не показана) подключают генератор 10 к тактовым входам формирователя 11 и через элементы 15, на который подается единичный потенциал с выхода инвертора 18, к другому входу регистра 14. Импульсы формирователя 11 через элемент И 12 и сумматор 13 поступают одновременно на вход регистра 14, заполняя его случайным образом, и на вход счетчика 16, в котором подсчитывается количество поступивших един и ц. Как только их количество достигает величины, установленной переключателем
17, с его выхода на вход инвертора 18 поступает сигнал, который сним ает един ичный потенциал с входов элементов И 12 и 15, отключает формирователь 11 от информационного входа регистра 14 и прекращает подачу тактовых импульсов. Записанные в регистре 14 единичные потенциалы подаются с его выходов на входы одновибраторов 19 и 20, импульсы с выходов которых, поступая на соответству ющие входы регистров 21, производят запись единицы в тот разряд, к которому подключен выход соответствующего одновибратора 19 или
20. По готовности обучаемый нажимает кнопку «Экспозиция» блока ) (не показана), и сигнал с выхода генератора 9, поступая на вход мультивибратора 22, выдает одиночный импульс, длительность которого равна времени экспозиции, установленному за ранее. Им пульс с выхода мульти вибратора 22, поступая через элемент ИЛИ 24 на управляющий вход ключа 25, обеспечивает подачу зажигающего напряжения с выхода источника 26 на все входы индикаторов 40 через элемент И 43, на втором входе которого единичный потенциал, снимаемый с выхода элемента И-НЕ 44. При этом высвечиваются только те индикаторы
40 и цифры на них, на которые поступили управляющие сигналы с регистров 21. Испытуемый визуально фиксирует как цифры, так и размещение индикаторов 40„на которых высветлились эти цифры. Затем он воспроизводит запомненную информацию, нажимая на кнопку 39 высветившегося индикатора 40 и кнопку 41 цифрового ряда, соответствующую высветившейся цифре на индикаторе 40. При нажатии на кнопку 39 происходит переключение выходов соответствующего регистра 21 с индикатора 40 на элементы И 32 блока 7. Если в этом индикаторе 40 высвечивается стимул, то на вход одного из элементов И 32 поступает единичный потенциал. При правильном воспроиз1388933
Формула изобретения
Составитель А. Карлов
Редактор А. Лежнина Техред И. Верес Корректор М. Пожо
Заказ 1522/53 Тираж 459 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 ведении обучаемым данного стимула с помощью кнопки 41 с генератора 9 через соответствующий элемент И 32 и элемент ИЛИ
33 в счетчик 34 записывается единица, триггер 45 переводится в единичное состояние.
Если стимул или индикатор, на котором высветился стимул, указан неверно, то ни на один из элементов И 32 не поступают одновременно две единицы, и счетчик 34 подсчета не ведет. В этом случае после воспроизведения всей запомненной информации индикатор 31 не включается и обучаемый должен повторить цикл сначала или по разрешению нажимает повторно кнопку «Экспозиция» блока 1. В случае неправильного ответа соответствующий триггер 45 не срабатывает, на выходе элемента И-НЕ 44— единичный потенциал, который обеспечивает прохождение потенциала напряжения от ключа 25 на индикатор 40. Индикатор 40 вновь индицирует информацию, поступившую с регистров 21. В случае правильного ответа соответствующий триггер 45 переводится в единичное состояние потенциалом напряжения с выхода элемента И 32 блока
7 регистрации и тем самым обеспечивает прохождение импульсного напряжения, поступающего на второй вход элемента И-НЕ
44. В момент времени совпадения потенциала от делителя 42 с потенциалом с выхода триггера 45 на первом входе элемента И
43 — нулевой потенциал, а в результате на выходе последнего — нулевой потенциал, запрещающий работу индикатора 40. По окончании длительности импульса с делителя 42 частоты на выходе элемента И-НЕ
44 — единичный потенциал, который разрешает работу индикатора 40, с приходом следующего импульса индикатор 40 снова включается. Таким образом, индикатор 40 будет светиться прерывистым светом в течение времени, определяемого длительностью замыкания ключа 25, указывая на правильный ответ испытуемого. Если испытуемый правильно воспроизвел всю информацию, то после воспроизведения последнего стимула яа выходе счетчика 34 появляется импульс переполнения, который через переключатель 35 поступает на вход элемента И 28. Одновременно импульс с выхода генератора 9 через кнопку 41 и элемент ИЛИ 36 поступает на счетчик 37, зафиксировав ответ, проходит через элемент
И 28 на вход (сдвиговый) регистра 27 и передви гает единицу на следующий разряд. Единичный потенциал с выхода регистра 27 подается на вход одновибратора 20 одного из узлов, и импульс с его выхода также поступает на элемент 29, высвечивает транспарант «Укажите ошибку» ындикатора 31, и устанавливает счетчик 30 в исходное состояние. Через время задержки, равное 1 — 2 с, импульс с выхода элемента
29 выключает индикатор 31 и поступает на вход мультивибратора 23, который выдает одиночный импульс. Этот импульс обеспечивает высвечивание индикаторов 40 и цифр на них. Обучаемый визуально отыскивает, а затем фиксирует индикатор 40, в котором обнаружил ошибку и цифровое значение ошибки. Если обучаемый правильно воспроизвел ошибку, то последняя фиксируется счетчиком 30. Одновременно импульс с выхода элемента И 28 поступает на вход регистра 27 и передвигает единицу на следующий разряд, обеспечивая тем самым внесение новой ошибки, так как изменяет состояние одного из регистров 21. Если обучаемый неправильно воспроизвел ошибку, то цикл можно повторить сначала или нажать на кнопку «Экспозиция» блока 1 и выявить свою ошибку.
Устройство для тренировки памяти обучаемого по авт. св. Хо 1201863, отличаюи1ееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в пульт оператора введены делитель частоты, дополнительные элементы И H элементы И-НЕ, а в блоке регистрации — триггеры, S-входы которых соединены с соответствующими входами первого элемента ИЛИ, а выходыс пер вы ми входами соответствующих элементов И-НЕ, вторые входы которых подключены к выходу делителя частоты, а выходы — к первым входам соответствующих дополнительных элементов И, вторые входы которых являются первым входом пульта оператора, а выходы соединены с входами соответствующих индикаторов, вход делителя частоты подключен к второму выходу блока генераторов.