Фара для транспортных средств

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1390087 А1 (51)4 В 60 Q 1/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ц .

"® @A@

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

4Руу ., (89) С$ 229071 (48) 27.12.83 (21) 77?2687/28-12 (22) 27.10.82 (31) PV 7881-81 (32) 28. 10.81 (33) CS (46) 23.04.88. Бюл. Р 15 (71) АУТОПАЛ (CS) (72) Цейнек Милан (CS) (53) 628.94:621.326(088.8) (54) ФАРА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к светотехнике, а именно к фарам для транс- портных средств, и позволяет увеличить досягаемость фары и снизить ослепление водителей встречного транспорта за счет формирования светотеневой границы Е-образной формы. Фара содержит параболический рефлектор, источник света, экранированный щитком, и рефрактор. Рефрактор фары на стороне более отдаленной обочины проезжей части дороги оснащен концентрирующей зоной в виде кругового сектора, которая образована иэ вертикально ориентированных ленточных призм, основание которых находится на стороне более близкого ободка фары и которые имеют в продольном сечении форму мениска, причем вертикальные и горизонтальные углы преломления в каждой точке концентрирующей эоны установлены в зависимости от фокусного расстояния рефпектора и по направлениям светового источника и расстояния его аксиального ! расположения в рефлекторе. 2 э.п. ф-лы. 5 ил.

1390087

85 >

11, Е (30

Ч,г 95, 120 ) -16(a f+q) f R

% ТУ 77

cos у, -30>

V =V, У/2;

2fd 6Ей

4йг+R 4f +R

4/ = 11l °

16hf Р Rcosv -2fd(4f +R ) sinu ч < (4йг+Кг)

30 488 Ейг R cosu -6f d(4f +Rã) siny 3

+38>, (4Р+Кг ч1 = 4 г = i /2;

Г 3

4Е (8 ай f R-,d (4f -R j

32 df

T Т

Изобретение относится к светотехнике, в частности к конструкции фары для транспортных средств.

Известные фары европейского типа создают светотеневую границу иэображением контраста. яркости темной грани щитка на ярком фоне светящейся площади спирали источника света фазы. По форме этого щитка световой пучок является симметричным, а граница — горизонтальной, или щиток снабжен асимметричным срезом под yrо лбм 15 . В результате обеспечивается асимметричная светотеневая граница (Скобелев В.М. Световые приборы автомобилей и тракторов. N. Энергоатомиздат, 1981, с. 28). Однако описанная система асимметричного ближнего. света не исключает ослепление водителей встречного транспорта при езде на поворотах.

Конструкция фары согласно предла гаемому изобретению позволяет устранить указанные недостатки за счет перераспределения светового пучка фары так, что светотеневая граница имеет Z-образную форму.

EIa фиг. 1 изображена конструкция фары; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — концентрирующая зона рефрактора с наложенным сечением в горизонтальной плоскости; на фиг, 4 то же, сечение в вертикальной плоскости; на фиг. 5 — перспективная проекция проезжей части дороги с изо35 бражением Z-образной светотеневой границы.

Фара содержит вогнутый параболический рефлектор I с фокусным рас- .

40 стоянием f, рефрактор 2, источник 3 света цилиндрической формы длиной q и диаметром d.

Источник света размещен в рефлекторе 1 перед его фокусом F на расстоя- 45 нии h f и экранирован снизу щитком 4.

Фара для наглядности расположена в прямоугольной координатной системе х, у, z так, что вершина параболоида рефлектора 1 совпадает с началом координатной системы и оптической

50 оси фары с осью х. Рефлектор со стороны более отдаленной обочины проезжей части дороги снабжен концентри.рующей зоной 5 приблизительно в виде кругового сектора, концентричного с центром рефрактора 2 и ограниченного углами 1, и отнесенными .к вертикали у фары:

Концентрирующая зона 5 состоит из вертикально ориентированных ленточных призм, у которых в вертикальном сечении профиль мениска такой, что его угол преломления р.находится в зависимости от угла y=arctg(z/у) и полярного радиуса R. В сечении где 9 — угол вертикального перемещения левой и правой частей границы раздела света и тьмы, <(0), arctg(Q,Q25) > причем основание .этого вертикального угла йреломления для сечения 111=, на стороне у нижнего ободка фары и для сечения у= y = и/2 и 1= q на стороне +у верхнего ободка фары для

sing Ч1„ =-1 и singq -+1 и на стороне -у нижнего ободка фары для

sing 4 =+1 и sing v =-1, и в горизонтальном сечении прйэматический профиль с основанием на стороне -z ближнего ободка фары, угол преломления которой 1 „ зависит от полярных координат, R задается в сечении

У = ll/1

P„E 0, (-tgcv,) (ф +2Е)

1390087 и в сечении

y, E с 30, 85 ;

Vz 6 с 95, 120, 10

-48 (b f+q) f R

Г 3 ) = 9 =%/2;

4f +Н2 г

+38, 45 (-tgy„) („+2 В, 4f (88 f йВ-d (4f -R ) пэ (4 2+32) 2

32дf f> R (4f - +К ) З где — регулировочный вертикальный угол с е (arctg(0,005), arctg(0,025) > .

Формирование таким образом диоптрических элементов концентрирующей зоны 5 рефрактора 2 направляет элементарное изображение светового источника 3 рефлектором 1 так, что достигается требуемое формование границы раздела света и тьмы z-образного 20 вида.

На фиг. 5 в плоскости, перпендикулярной оптической оси х, изображены перспективные проекции левой Ь, средней С и правой R линий проезжей 25 части дороги. Положение глаз водителей, едущих в противоположном направлении, изображено здесь линией у и горизонталь фары х, z no отношению к плоскости дороги наклона на угол причем граница раздела света и тьмы ближней обочины проезжей части: дороги по отношению к этой горизонтали х, z поднята на угол Q . Область ослепления III снизу ограничена также z-образной формой (изображено

35 штрйховкой), причем обе горизонтальные линии соединены прямой под углом

Указанная граница раздела света и 40 тьмы позволяет также увеличить геометрическую досягаемость фары по сравнению с границей раздела существующих фар, указанную на фиг. 5 штриховой линией.

Формула изобретения

1. Фара для транспортных средств, содержащая рефлектор, рефрактор и источник света, помещенный перед фокусом рефлектора со стороны рефрактора и экранированный снизу щитком, о т— л и ч а ю щ а я с я тем, что, рефрактор на стороне отдаленной обочины проезжей части дороги снабжен концентрирующей зоной, ограниченной углами у,, и состоящей из вертикально ориентированных ленточных призм, имеющих в вертикальном сечении менисковый профиль, а в горизонтальном сечении — призматический профиль с основанием на стороне ближнего ободка фары, причем величины углов и, отнесенные к вертикальной оси фары, составляют угол преломления менискового профиля ленточных призм в сечении g = y„

-16(а f+q) РR (4 +у) 2 сов 4 1

2fd > 6fd

) 4f2+R2 4f +ц

> =4 з

16 ЕКг Rcos+ 2fd(4f2+R2) sinai (4f +R )

48bf f2 асов 4 з -6f d (4f2+R2) siny где f — фокусное расстояние рефлектора;

bf — расстояние между источником света и фокусом рефлектора;

q — - длина компенсирующего цилиндрического корпуса источни- ка света;

d — диаметр компенсирующего корпуса источника света;

Π— угол вертикального перемещения левой и правой частей границы света и тьмы, причем основание вертикального угла преломления Lf для сечения у= „ на стороне нижнего ободка фары и для сечения = и = на стороне верхнего ободка фары для вида „ =-1 и вида sign g =+1, на стороне йижнего 3 ободка фары для вида „=+1 и вида

sign Lg =-1, а угол преломления призматического профиля в сечении y = „

1390087 Ф = М,= и/2

32df f R

) ф 3

4 f (Sd f f К вЂ” d (4f -R ) (4Г +к

sing -2P;, 32df- f R

sin

Фиг.Г где Е e(arctg (0,005); arctg, (0;025)>, 4Х (Sa f. f R-d (4f ã ) 4f;+R

У

2. Фара по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что углы преломления вертикального и горизонтального

5 профилей ленточных призм концентрирующей эоны рефрактора между референтными сечениями изменяются непрерывно или дискретно.

10 3. Фара по п.2, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что угол 0 вертикального перемещения горизонтальных линий границы свеТа и тьмы светового пучка составляет

ee (О, arctg (0,025) >

Составитель А. Бер

Редактор А. Ворович Техред И.Попович Корректор А. Зимокосов

Заказ 1723/20 Тираж 569 Подписное

3HHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 ° Москва, Ж-35, Раушская наб ., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4