Реевый бон
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к водному транспортированию леса. Цель изобретения - обеспечение возможности качественной самоустановки реевого бона в заданном направлении в процессе его работы и регулирования реями при изменении горизонтов воды в реке. Устройство содержит лесонаправляющий бон, содержащий головную 1 и хвостовую 2 секции, консольно-шарнирные опоры 3, реи 4, шарниры 5, регулирующий трос 6, тросовые связи 7, подвижные блоки 8, трособлочную систему, включающую в себя один неподвижный и два подвижных блока, направляющие блоки, противовес, состоящий из дисков, установочный и распределительный тросы. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„.SU„„1390156 (51) 4 В 65 G 6 20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
CPq
Ц 6:
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /," -.,1
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
@3Pg g (21) 4057595/27-11 (22) 06. 02. 86 (46) 23.04,88. Бюл. В 15 (75) А.Е. Фомин, В. Ф. Ковин и О.А. Фомина (53) 621.864(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
283021, кл. В 65 G 69/20, 1968 ° (54) РЕЕВЫЙ БОН (57) Изобретение относится к водному транспортированию леса. Цель изобретения — обеспечение возможности качественной самоустановки реевого бона в заданном направлении в процессе его работы и регулирования реями при изменении горизонтов воды в реке. Устройство содержит лесонаправляющий бон, содержащий головную 1 и хвостовую 2 секции, консольно-шарнирные опоры 3, реи 4, шарниры 5, регулирующий трос 6, тросовые связи 7, подвижные блоки 8, трособлочную систему, включающую в себя один неподвижный и два подвижных блока, направляющие блоки, противовес, состоящий из дисков, устаноВочный и распределительный тросы. 2 ил.
1390156
Изобретение относится к водному транспорту леса и, в частности, может быть использовано для направления древесины, пущенной в сплав по реке россыпью "молем" или в грузоединицах "вольницей" в заданном направлении.
Цель изобретения — обеспечение возможности качественной самоустановки реевого бона в заданном направлении в процессе его работы и регулирования реями при изменении горизонтов воды в реке.
На фиг. 1 изображена схема механизированного реевого бона, вид сверху; на фиг. 2 — схемы саморегулирования положения реи в процессе проплава леса по лесонаправляющему бону и механизированной регулировки реи при 2р изменении скоростей потока воды и при пропуске судов, вид сбоку.
Предлагаемый бон состоит из лесонаправляющего приспособления, содержащего головную 1 и хвостовую 2 сек- 25 ции, консольно-шарнирных опор 3, рей 4, шарниров 5, регулирующего троса 6, тросовых связей 7, подвижных блоков 8, трособлочной системы, включающей в себя один неподвижный 3р
9 и два подвижных 10 блока, направляющих блоков 11, противовеса 12, состоящего из металлических или бетонных дисков цилиндрической формы, приводной дверебарабанной лебедки (;показана) малойс" мощности с установочным и регулирующим барабанами грузоподъемностью не более 500800 кг с самостоятельным управлением каждого барабана, установочного 4р
13 и распределительного 14 тросов.
Конец регулирующего троса 6 скреплен только с нижним диском противовеса и свободно проходит по всем верхним, находясь в их внутренних 45 отверстиях. Конец распределительного троса 14 скреплен со всеми дисками противовеса, причем с вторым от нижнего и со всеми верхними скреплен с небольшим интервалом между смежными дисками.
Конец установочного троса 13 скреплен с верхним торцом хвостовой секции бона через подвижный блок 15 с небольшим интервалом между секциями.
Механизированный реевый бон обслуживается одним человеком-оператором с пульта управления, расположенного в специальном помещении. Наличие тросовых связей 7 и подвижных блоков
8 обеспечивает уменьшение натяжения регулирующего троса в 2 раза против суммарного действующего усилия от потока воды на реи и передающегося на тросовые связи, а установленная в конце регулирующего троса трособлочная система, состоящая из двух подвижных 10 и одного неподвижного 9 блоков, обеспечивает уменьшение натяжения указанного конца троса относительно действующего до трособлочной системы в 4 раза.
Таким образом, для восстановления равновесия усилия, возникающего в конце регулирующего троса, достаточно к его концу приложить противовес весом в 8 раэ меньше, чем без трособлочных систем, а соответственно, во столько же раз уменьшится и .необходимое усилие распределительного барабана лебедки для регулирования положений реи.
Расчеты показывают, что при двукратном соотношении длин хвостовой и головной частей рей относительно точки вращения (шарниры) суммарное нормальное усилие от потока воды, действующее на реи (P) и передаваемое на конец регулирующего троса через тросовую связь 7 и подвижный блок 8, а также через трособлочную систему, составляет всего 0,1 P.
Следовательно, для реевых бонов, например, длиной 600-800 м при скоростях потока воды 1,25-1,5 м/с суммарное усилие от потока воды, передающееся от всех рей на регулирующий трос, составляет всего 500-800 кг.
При необходимости уменьшения действующего веса противовеса требуемое количество дисков противовеса поднято на подвесе распределительным барабаном лебедки, а при его увеличении нужное количество дисков опущено на ранее действующие диски противовеса, при этом во избежание i снятия тягового троса при укладке дисков друг на друга образующиеся слабины этого троса между смежными дисками укладываются во внутренних отверстиях дисков.
Процесс работы механизированного реевого бона состоит в следующем.
Определяется действующий вес противовеса для установившегося горизон|та воды, а соответственно, и скорос1390156
f5 ти потока воды на данном участке реки. В этих целях для оператора имеется расчетная или практически установленная зависимость между го5 ризонтом воды и весом противовеса, Определив и установив этот вес реи, находят необходимый угол атаки рей,,т.е. угол между направлением рей и потоком воды. 10
При повышении горизонта воды в реке угол атаки реи должен быть уменьшен, а соответственно, уменьшен и действующий вес противовеса. Эта операция осуществляется включением распределительного барабана лебедки и подъема расчетного количества дисков противовеса на подвес.
При малых (меженных) горизонтах воды углы атаки реи и действующий вес противовеса должны быть увеличены. Это достигается путем отключения распределительного барабана лебедки и опускания на тормозах необходимого количества дисков на ранее действующий вес противовеса. При работе механизированного реевого бона под нагрузкой, т.е. при прохождении по нему полосы молевого леса или грузоединиц вольницей" заданное направление лесонаправляющего бона саморегулируется и происходит это следующим образом.
При действии проплывающего леса по лесонаправляющему бону последний начинает отходить в сторону берега от заданного направления (это положение рей показано сплошными линиями, фиг. 1), но одновременно с этим увеличивается угол атаки реи, что вызывает увеличение нормальной составляющей потока воды на реи, а соответственно, и увеличение усилия на регулирующий трос .и подъем нескольких дисков противовеса до такого состояния, при котором происходит равновесие вращающихся моментов относительно точки закрепления бона от нормальных сил потока воды, действующего на реи, нормальных сил плывущей древесины и потока воды, передающееся на лесонаправляющий бон, и этот бон вновь занимает заданное направление (положение рей показано пунктирной линией фиг.1).
Для пропуска судов на судоходных и временно судоходных участков рек, одновременно используемых для сплава леса, необходимо обеспечить судовой ход достаточной ширины для прохождения судов, т.е. отвести бок в бережную сторону.
Это достигается двумя способами.
Первый способ — отвод всего лесонаправляющего бона. Эта операция производится по той же схеме, которая применяется при установке положения всех рей при повышенных скоростях потока воды.
Второй способ — отводом только хвостовой секции лесонаправляющего бона до предельно малых углов атаки секции и рей, т.е. установка хвостовой секции вдоль течения потока воды. Этот способ применяется для быстроты пропуска судов, особенно на широких реках и с интенсивньп движением судов.
В данном случае регулировка реями производится только на хвостовой секции путем включения установочного барабана и поднятия хвостовой секции на расстоянии интервала, т.е..к торцу головной секции, при этом регулирующий трос на хвостовой секции полностью ослабевает и реи этой секции, а соответственно, и хвостовая, секция устанавливаются вдоль течения потока воды. После пропуска судна отключается установочный барабан лебедки, хвостовая секция опускается на интервальную величину, углы атаки реи секции увеличиваются, она занимает исходное рабочее положение, при этом возможно небольшое уменьшение напряжения регулирующего троса на головной секции, но учитывая, что ее длина значительно больше длины хвостовой секции, практически это не отражается на ее заданном положении. В исключительных случаях при значительном отклонении головной секции от рабочего положения достаточно на период пропуска судна выключить распределительный барабан лебедки и на тормозах спустить на действующий вес противовеса дополнительный вес дисков. формула изобретения
Реевый бон, содержащий лесонаправляющее приспособление с консольно-шар нирными опорами и прикрепленные к ним двуплечие реи, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью обеспечения возможности качественной самоустановки реевого бона в заданном
1390156
Составитель Л. Бунакова
Техред Л.Сердюкова Корректор М. Пожо
Редактор Н. Бобкова
Заказ 1729/24
Тираж 787 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 направлении в процессе его работы и регулирования реями при изменении го-! ризонтов воды в реке, он снабжен распределительным тросом и натяжным механизмом, включающим трособлочную
5 систему с последовательно соединенными между собой полиспастами и многодисковым противовесом, лесонаправляющее приспособление содержит головную и хвостовую секции с проложенным по ним регулирующим тросом, соединенным посредством тросовых связей с головными плечами всех рей, а посредством полиспастов трособлочной системы — с нижним диском противовеса, а остальные диски этого противовеса прикреплены к распределительному тросу, при этом установочный трос проложен по всей длине головной секции и соединен с торцом хвостовой секции.