Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение позволяет повысить надежность системы путем повышения равномерности прогрева радиатора при неработающем двигателе. Перегородка 10 нижнего коллектора 4 радиатора 2 разделяет его на две полости, в одной из которых размещен аккумулятор 8 тепла охлаждающей жидкости (ОЖ)„ Перегородка м„б„ вьтолнена с ребрами 12 по меньшей мере со стороны теплоаккумулируещего вещества (ТВ)9 При выключении двигателя т-ра ОЖ понижается, ТВ также охлаждаетсяо За счет высокой теплоемкости темп его охлаждения ниже, ем у ОЖ, которая таким образом прогревается теплом , накопленным в аккумуляторе. При достижении ТВ т-ры плавления скрытая теплота плавления вьщеляется в ОЖ, при зтом осуществляется самопрогрев системы и увеличивается время способности двигателя принять нагрузку, 1 з,п. ф-лы, 2 ил. S5 (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

4 А1 ((9) S U (II) (51)4 F 1 P F N 17/04,/ ЮЕД 1.

/18 =

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ;,, g

К А ВТОРСНОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

И (21) 4128991/25-06 (22) 04,10,86 (46) 23,04.88. Бюл. М 15 (71) Производственное объединение

"Ворошиловградский тепловозостроительный завод им.Октябрьской революции (72) С.Г.Грищенко, Г.В.Ладыженский и С.А.Скирич (53) 621.43-713 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 1342119, кл. F 02 и 17/04, 02.01.86. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить надежность системы путем повышения равномерности прогрева радиатора при неработающем двигателе. Перегородка 10 нижнего коллектора 4 радиатора 2 разделяет его на две полости, в одной из которых размещен аккумулятор 8 тепла охлаждающей жидкости (ОЖ). Перегородка м.б. выполнена с ребрами 12 по меньшей мере со стороны теплоаккумулируещего вещества (ТВ)9. При выключении двигателя т-ра

ОЖ понижается, ТВ также охлаждается.

За счет высокой теплоемкости темп его охлаждения ниже, чем у ОЖ, кото.— рая таким образом прогревается теплом, накопленным в аккумуляторе. При достижении ТВ т-ры плавления скрытая теплота плавления выделяется в ОЖ, при этом осуществляется самопрогрев системы и увеличивается время способности двигателя принять нагрузку.

1 з.п. ф-лы, 2 ил.

С:

1390394

При достижении теплоаккумулирующим веществом 9 температуры плавления скрытая теплота плавления выделяется

20 в охлаждающую жидкость, при этом осуществляется самопрогрев системы, и время способности двигателя принять нагрузку увеличивается.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению„ а именно к системам охлаждения двигателя, внутреннего сгорания с устройствами для поддержания двигателя в прогретом состоянии после его остановки.

Цель изобретения - повьнпение на: дежности путем повьппения равномернос- 10 ти прогрева радиатора при неработающем двигателе.

На фиг.1 представлена схема системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания. На фиг.2 — разрез А-А на фиг,1, Сисгема охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий рубашку охлаждения двигателя

1, радиатор 2, снабженный верхним коллектором 3, подключенным к рубашке охлаждения двигателя 1, и нижним коллектором 4, жидкостной насос 5, всасывающий патрубок 6 которого под ключен к нижнему коллектору 4 ! радиатора 2, а напорный патрубок 7 — к рубашке охлаждения. двигателя 1, и аккумулятор 8 тепла охлаждающей жидкости, запол- 30 ненный легкоплавким теплоаккумулирующим веществом 9. Нижний коллектор 4 радиатора 2 снабжен перегородкой 10, разделяющей его на две полости, в одной из кото- 35 рых размещен аккумулятор 8 тепла охлаждающей жидкости, и покрыт тепло) изоляционным слоем 11 °

Перегородка 10 может быть выполнена с ребрами 12 по меньшей мере со 40 стороны теплоаккумулирующего вещества 9.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.

При работе двигателя 1 охлаждающая жидкость, нагретая в рубашке, охлаждается в теплообменных секциях радиатора 2, продуваемых наружным воздухом, примерно до 75 — 80 С, и при этой температуре поступает в нижний коллектор 4. Теплоаккумулирующее вещество 9, например, сплав Вуда (температура плавления 68 С) или сплав Липовица (температура плавления 60 С) при тепловом контакте с о 55 циркулирующей жидкостью плавится,. поглощая при этом скрытую теплоту плавления от этой жидкости, которая дополнительно охлаждается. Когда двигатель 1 выключается (но должен быть готов в кратчайшее время принять нагрузку), жидкостной насос 5 продолжает работать, обеспечивая циркуляцию охлаждающей жидкости в системе, Температура жидкости понижается, теплоаккумулирующее вещество 9 в нижнем коллекторе 4 также охлаждается, при этом за счет высокой теплоемкости его темп охлаждения ниже, чем у циркулирующей жидкости, которая, таким образом, прогревается теплом, накопленным в аккумуляторе 8 тепла.

Выполнение теплового аккумулятора в виде единого целого с коллектором (нижним) позволяет уменьшить потери при их тепловом контакте, а наличие оребрения на перегородке интенсифицирует теплообмен, Таким образом, установка аккумулятора тепла в нижнем коллекторе радиатора позволяет обеспечить равномерный прогрев нижней зоны радиатора, которая является наиболее опасной с точки зрения воЪможности замерзания воды при низких температурах окружающего воздуха, что повьппает надежность системы охлаждения в целом и безопасность эксплуатации.

Формула изобретения

1. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая контур циркуляции охлаждающей .жидкости, включающий радиатор, снабженный верхним и нижним коллекторами, рубашку охлаждения двигателя, подключенную к верхнему коллектору радиатора, жидкостный насос, всасывающий патрубок которого подключен к нижнему коллектору радиатора, и аккумулятор тепла охлаждающей жидкости, заполненный теплоаккумулирующим веществом, отличающаяся тем, что, с целью повьппения надежности путем повьппения равномерности прогрева радиатора при неработающем двигателе, 1390394 иг.

Составитель Л.Черный

Техред М,Дидык

Корректор Г.Решетник

Редактор В.Бугренкова

Заказ 1749/35 Тираж 492

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 нижний коллектор радиатора снабжен перегородкой, разделяющей его на две полости, в одной из которых размещен аккумулятор тепла. охлаждающей жидкости, 2, Система по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что перегородка выполнена оребренной по меньшей мере

5 со стороны теплоаккумулирующего вещества.