Радиальный подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тяжелонагруженных узлах трения транспортных и грузоподъемных машин. Цель - повышение износостойкости и несущей способности при работе в режиме граничной смазки. Подшипник скольжения содержит корпус с установленным в нем Набором плавающихвтулок. Количество втулок равно 3-5, а их размеры связаны определенными соотношениями. При резком увеличении нагрузки в подшипнике реализуется режим работы на грани устойчивого трения , образуются пятна номинального контакта, происходит десорбция масла и увеличивается момент трения. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (191 (I I) (504 F 16 С 17 18
ОПИСАНИЕ И306РЕТЕНИЯ
Н A ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ.
r*..- - . : ««i }..
° » 1фо
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
flo делАм изОБРетений и ОткРытий (21) 3907637/25-27 (22) 05.06.86 (46) 23.04.88. Бюл. 11} 15 (72) В.М. Кремешный, О.С. Жеглов, С.П. Андронов, М.Т. Иванов и И.А. Жигалов (53) 621.822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
1I 55994, кл. F 16 С 17/18, F 16 С 33/04, 1939.
Орлов П.И. Основы конструирования.
-М.: Машиностроение, 1977, кн. 2, с. 404-405. (54) PAllHMIbHblA IIOIIIIMIIHHK CKOJIb3EHHII (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в тяжелонагруженных узлах трения транспортных и грузоподъемных машин. Цель — повышение износостойкости и несущей способности при работе в режиме граничной смазки. Подшипник скольжения содержит корпус с установленным в нем набором плавающих втулок. Количество втулок равно 3-5, а их размеры связаны определенными соотношениями. При резком увеличении нагрузки в подшипнике реализуется режим работы на грани устойчивого трения, образуются пятна номинального контакта, происходит десорбция масла и увеличивается момент трения. 1 нл.
1390452
Изобретение относится к машийост" роению и может быть использовано в тяжелонагруженных узлах трения транспортных и грузоподъемных машин.
Целью изобретения является повышение износостойкости и несущей способности при работе в режиме граничной смазки.
На чертеже изображен радиальный подшипник скольжения.
Подшипник скольжения содержит корпус 1 с концентрично размещенными в нем разреэными плавающими втулками
2-4 и масленкой 5, Во втулках выполнены отверстия 6 для смазки. Толщина плавающих втулок по порядковому номеру, считая от вала, уменьшается.
Толщина ближней к поверхности скольжения втулки равна 20 (2,75-8,15) ° 10 D;
h;/h, „, = 1,8-2,6, где i = 1,2,3,4 — номер втулки, считая от вала.
Длина втулок равна L=(0,8-2,2)D.
Число плавающих втулок равно 3-5.
Подшипник работает следующим образом.
В начальный момент вращения имеет
30 место проскальзывание вала относительно поверхности плавающей втулки
2, затем втулки 2 относительно втулки 3, а втулки 3 относительно втулки 4 и втулки 4 относи- 35 тельно корпуса 1. При резком увеличении нагрузки по подшипник рост возмущений давления и температуры вызывает увеличение момента трения. Повьппение момента трения скольжения 40 втулки 2 относительно вала над моментом трения втулки 2 относительно втулки 3 приостанавливает скольжение втулки 2 относительно вала. В зависимости от величины момента трения . 45 дальнейшее проскальзывание происходит относительно наружных и внутренних поверхностей плавающих втулок 3 и 4 или поверхности корпуса 1, При этом несплошности масляной пленки на внутренней поверхности втулки 2, обусловленные ростом температуры при скольжении постепенно 1залечиваются
Этому способствует свободный резерв смазки в подшипнике, закладываемой при сборке и подаваемой через масленку 5. Момент трения скольжения вала относительно втулки 2 уменьшается, и она тоже начинает вращаться.
Таким образом, при резком увеличении нагрузки в подшипнике реализуется режим работы на грани устойчивого трения: образуются пятна номинального контакта, температура на которых близка к критической для условий на контакте, происходит десорбция масла на сравнительно большой площади этих пятен и увеличивается момент трения, но заедания не происходит.
Формула изобретения
Радиальный подшипник скольжения, содержащий корпус с концентрично ус- тановленными в нем разрезными одинаковой длины плавакппими втулками, зафиксированными от осевого перемещения, с отверстиями для смазки, перпендикулярными рабочим поверхностям, отличающийся тем, что, с целью повышения несущей способности и износостойкости при работе в режиме граничной смазки, число втулок равно
3-5, а их размеры определяются из следующих соотношений:
Ь (0,8-2,2)D; (2,75-8,15)-10 D;
-2 — -= 18 — 26
h
Ф 1
1+ где D — диаметр вала; — номер вкладыша, считая от поверхности скольжения;
h — - толщина втулки;
L — длина втулки.!
390452
Составитель Т. Хромова
Текред Л.Олийнык Корректор Л. Пилипенко
Редактор Н. Лаэаренко
Закаэ 1754/38
Тирах 757 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретеиий и открытий
113035 ° Москва, 3-35, Рвуиская наб.; д. 4/5
Проиэводственно-полиграфическое предприятие, r, Уигород, ул. Проектная, 4