Способ контроля состояния магистрального газопровода и режимов его работы
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для автоматического контроля технологического процесса транспортировки газа. Цель 1/ обретения - повышение достоверности и эффективности контроля процесса транспортировки газа за счет введения режимных уставок. Каждое измеренное значение параметра сравнивают дополнительно с режимными уставками и, если параметры в течение периода контроля стационарности не нарушили режимных уставок, то на новый период стационарности процесса их значения устанавливают в соответствии с последними измеренными значениями параметров . При нарушении режимных уставок определяют нарушения запланированного режима газопровода и моменты исчезновения этих нарушений и устанавливают новые режимные уставки , позволяющие отстраиваться от плановых изменений технологического процесса. 1 з.п.,ф-лы, 3 ил. § (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
А1 (19) (И) (51) 4 F 17 D 5/02
Ю
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
t
ЮВ„, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4042343/23-08 (22) 26. 03. 86 (46) 23. 04. 88. Бюл. В 15 (71) Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт автоматизированных систем управления транспортом газа (72) В.В. Дубровский, Е.Н. Бантюков, Л,М. Балясный, В.Б. Коток, И.И. Волчков, Г,А. Челомбитько, В.А. Мельник и Ю.И. Поляков (53) 620.165.29(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
В 403920, кл. F 17 D 3/00, 197 1. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА И РЕЖИМОВ
ЕГО РАБОТЫ (57) Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано для автоматического контроля технологического процесСа транспортировки газа. Цель Йобрете- . ния — повышение достоверности и эффективности контроля процесса транспортировки газа за счет введения режимных уставок. Каждое измеренное значение параметра сравнивают дополнительно с режимньпии уставками и, если параметры в течение периода контроля стационарности не нарушили режимных уставок, то на новый период стационарности процесса их значения устанавливают в соответствии с по" следними измеренными значениями параметров. При нарушении режимных уставок определяют нарушения запланированного режима газопровода и моменты исчезновения этих нарушений и устанавливают новые режимные уставки, позволякщие отстраиваться от плановых изменений технологического процесса. 1 s.ï. ф-лы, 3 ил.
1 190476
Иэобреч ение относится к трубопро«одному транспорту и может быть использовано для автоматического контроля технологического процесса транспортировки газа.
Целью изобретения является повышение достоверности и эффективности контроля технологического процесса транспортировки газа за счет введения режимных уставок.
На фиг. 1 приведена блок-схема реализации способа; на фиг. 2 и 3 графики изменения давления на входе в компрессорный цех. 15
Блок-схема содержит измеритель
1 значений параметров, блоки 2 и 3 сравнения, блок 4 хранения значений параметров, таймер 5, сумматор
6, к первому входу которого подклю — 2Р чен выход таймера 5, к второму
Выход блока 3 сравнения, к третьему — выход блока 4 хранения значе— ний параметров, индикатор 7, первый
Вход которого соединен с выходом
25 блока Z сравнения, а второй — с первым выходом сумматора 6, блок 8 расчета режимных уставок, выход которого подключен к второму входу блока
3 срапнения, первый вход которого ЗР соединен с выходом измерителя 1 значений параметров, с входом блока 2 сравнения, с входом блока 4 хранения значений параметров, с четвер— тым ВхОдОм сумматОра 6 и с ВтОрым 35 входом блока 8 расчета режимных уставок, к первому Входу которого подключен второй выход сумматора 6.
В блок 2 сравнения зчачения предельных уставок занесены постоянно 4р и по входу в него поступают тольке значения .параметров.
В блок 3 сравнения по первому входу поступают значения параметров, а по второму — значения режимных 45 уставок, которые запоминаются в нем до поступления их новых значений из блока 8 расчета режимных уставок.
Первый и второй входы сумматора 6 являются управляющими, а третий и 5р четвертый — информационными. При поступлении сигнала на первый или второй Вход сумматор 6 определяет разность текущего и предыдущего (поступает из блока 4 хранения значений па- 55 раметров) значений параметров, которые поступают соответственно от измерителя 1 значений параметров и блока 4 хранения значений параметров.
При разности, большей удвоенной погрешности канала измерения по сигналу сумматора Ь, индикатор 7 выдает сообщение о нарушении режима стационарности, а при разности, менЬшей удвоенной погрешности канала измерения по сигналу сумматора 6, блок
8 расчета режимных уставок определяет новые значения режимных уставок, поступающие в блок 3 сравнения. Первый вход блока расчета режимных уставок 8 является управляющим, а второй — информационным.
Контроль состояния магистрального газопровода и режимов его работы осуществляется следующим образом.
Измеритель t значений параметров периодически измеряет значения параметра, каждое из которых запоминается блоком 4 хранения значений параметров и сравнивается в блоке 2 сравнения с предельными уставками значениями параметра, нарушение которых недопустимо, так как означает аварию на газопроводе, и в блоке 3 сравнения с режимными уставками— значениями параметра, нарушение которых допустимо, но означает нарушение установленного режима работы газопрОВОдае
При отсутствии нарушений уставок
D (и режимных и предельных) и до окончания периода контроля стационарности — минимального интервала времени, в течение которого режим работы газопровода стационарен, любой из параметров> характеризующих технологический процесс на конкретном участке газопровода под действием экстенсивных факторов, изменяется на величину, в 1,5-2 раза меньшую, чем при изменении состояния одного иэ объектов на данном участке (реальная величина периода контроля стационарности определяется исходя из статистических данных и колеблется от 0,5 до 3 ч, для газопроводов ПО "Ухтатрансгаз она равна ч), других действий не производится. На фиг. 2 это соответствует точкам от 4 до 56 мин с начала смены.
После окончания периода контроля стационарности (точка 60 мин) по сигналу с таймера 5 сумматор 6 определяет разность текущего и предыдущего (в точке 56 мин) значений параметра и, так как она равна О, то
1390476
45 блок 8 по сигналу с выхода сумматора 6, отнимая и прибавляя половину диапазока изменения режимных уставок (разкости между верхней и ниж5 ней уставками параметра) к текущему значению параметра, определяет новые значения режимных уставок, которые подаются в блок 3 сравнения и используются там в качестве режимных уставок ка новый (второй) период контроля стационарности (фиг.2, событие I) ° В течение следующего периода контроля стационарности (точки от 65 до 121 мик) нарушения уставок отсутствуют и поэтому (в точке
121 мин) по сигналу с таймера 5 сумматор 6 определяет разность текущего и предыдущего (в точке 117 мин) значений параметра и, так как îíà 20 меньше удвоенной погрешности канала измерения, то по сигналу с выхода сумматора 6 блок 8 определяет новые значения режимных уставок, которые подаются в блок 3 сравнения и ис- 25 пользуются там в качестве режимных уставок на новый (третий) период контроля стациокаркости (фиг.2, со бытие I). В течение третьего периода контроля стационарности в точках от 125 до 165 мин нарушения уста— вок отсутствуют. В точке 170 мин значение параметра нарушает нижнюю режимную уставку и блок 3 сравнения выдает сигнал, по которому сумматор
6 определяет разность текущего и предыдущего (в точке 165 мин) значений параметра и, так как она больше удвоенной погрешности канала измерения, то индикатор 7 по сигналу с 40 выхода сумматора 6 выдает сообщение о нарушении режима стационарности (фиг.2, событие II). В точка 175, 180, 184, 189 мин разность текущего и предыдущего значений параметра больше удвоенного значения погрешности канала измерения, на индикатор 7 подается сигнал с сумматора
6, а в точке 184 мин, соответствующей моменту окончания третьего периода контроля стационарности, значения режимных уставок сохраняются.
В точке 193 мин разность текущего и предыдущего (в точке 189 мин) значений параметра становится меньше удвоенной погрешности канала из55 мерения, т.е. значение параметра становится установившимся и поэтому блок 8 по сигналу с сумматора 6 onределяет новые значения режимных уставок, которые подаются в блок 3 сравнекия и используются там в качестве режимных уставок ка оставшуюся часть четвертого периода контроля стационарности. Одновременно индикатор 7 выдает сообщение об ис— чеэновении нарушения режима стационарности (фиг. 2, события I и II).
В течение оставшейся части четвертого, пятого и начала шестого перцов дов контроля стационарности (в точках от 197 до 313 мин) нарушения уставок отсутствуют и контроль состояния и,режимов работы газопровода осуществляется аналогично оппсВННо му. В точке 317 мин значение параметра нарушает нижнюю режимную уставку и блок 3 сравнения выдает сигнал, по которому сумматор 6 определяет раэ— ность текущего и предыдущего (в точке 313 мин) значений параметра и, так как она больше удвоенкой погрешности канала измерения, то икдикатор 7 по сигналу с выхода сумматора
6 выдает сообщение о нарушении режима стационарности (фиг.3, событие II), В точках от 321 мин до 338 мик раз— ность текущего и предыдущего значений параметра больше удвоенного значения погрешности канала измерения и на индикатор 7 подается сигнал с сумматора 6. В точке 343 мин значение с параметра нарушает нижнюю предельную уставку и по сигналу с блока 2 сравнения индикатор 7 выдает сообщение о нарушении предельной уставки, т.е. об аварийной ситуации (фиг.3, событие IV) В точке 364 мин,соответствующей моменту окончания шестого лев риода контроля стационарности, значения режимных уставок сохраняются. В точке 378 мин значение параметра становится больше нижней предельной уставки, снимается сигнал с выхода блока 2 сравнения и индикатор 7 выдает сообщение об исчезновении нарушения предельной уставки, т.е. о ликвидации аварийной ситуации (фиг.3, событие Ч). В точке 383 мин разность текущего и предыдущего значений параметра меньше удвоенной погрешности канала измерения, т.е ° значение параметра становится установившимся и поэтому блок 8 по сигналу с сумматора 6 определяет новые значения режимных уставок, которые подаются в блок 3 сравнения и используются в
1390476 фиг.1 качестве режимных уставок на оставшуюся часть седьмого периода контроля стационарности. Далее контроль состояния и режимов работы гаэопро5 вода осуществляется аналогично описанному.
Формула изобретения
1, Способ контроля состояния магистрального газопровода и режимов его работы, включающий последовательные измерения параметров,характеризующих процесс транспортировки в 15 контролируемых узлах газопровода, сравнение каждого измеренного значения параметра с его предельными уставками, выдачу сообщения при возникновении или исчезновении нарушения 2О любой предельной уставки и переход к измерению следующего параметра, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности и эффективности контроля, каждое измеренное значение параметра запоминают и дополнительно сравнивают с режимными уставками, при нарушении одной иэ которых, а также после окончания периода контроля стационарности определяют разность между измеренным и предыдущим значением параметра и переходят к измерению следующего параметра, причем при разности, большей удвоенной погрешности канала измерения, выдают сообщение о нарушении режима стационарности, при меньшей изменяют режимные уставки по установленному закону.
2. Способ по п. 1, отличаюшийся тем, что режимные уставки изменяются путем добавления к последнему измеренному значению параметра и вычитанию иэ него половины диапазона изменения режимных уставок.
64а2
Cudwmvя»
Составитель В. Чуприков
Техред Л. Сердюкова Корректор С, ще кмар
Редактор Н. Лазаренко
Заказ 1757/40
Тираж 448 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4