Устройство для контроля движения транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к эксплуатации транспортных средств и может быть использовано при организации маршрутных перевозок грузов и пассажиров . Помимо контроля движения транспортного средства устройство обеспечивает задание водителю режима движения на маршруте,, Устройство содержит корпус 1, привод диаграммной ленты 2j привод спидометра, электромагниты 13, 14, пишущие элементы 6,8, фотодатчики 3, 10, преобразователь 5 скорости вращения в перемещение , часовой механизм, шаговые электродвигатели, электромагнитные муфты, ходовой винт 9, направляющий . стержень 12, подпружиненный упор 15, контактный датчик 17, 5лок коммутации , индикатор, рычаг пишущего элемента 8, Работа устройства основана на записи диаграммы движения на диаграммной ленте. 10 ил. с (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„ЯУ„„139062 1 с504 G 07 С 5 12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

®СГСртл .., ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ "- и1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к эксплуатации транспортных средств и может быть использовано при организации

78 (21) 4138756/24-24 (22) 27. 10. 86 (46) 23.04.88. Бюл. 1Р 15 (») Государственный научно-исследовательский институт автомо бильногo транспорта (72) П.П.Белов, И,А.Венгеров, В.В.Донченко, А.Е.Чебышев и А.П.Юров (53) 681. 178 (088. 8) (56) Заявка ФРГ Р 2026546, кл. В 42 D 9/00, 1979.

Авторское свидетельство СССР

У 960876, кл. G 07 С 5/12, 1981. маршрутных перевозок грузов и пассажиров. Помимо контроля движения транспортного средства устройетво обеспечивает задание водителю режима движения на маршруте. Устройство содержит корпус 1, привод диаграммной ленты 2, привод спидометра, электромагHHTbl 13, 14, пишущие элементы

6,8, фотодатчики 3, 10, преобразователь 5 скорости вращения в перемещение, часовой механизм, шаговые электродвигатели, электромагнитные муфты, ходовой винт 9, направлявший . стержень 12, подпружиненный упор 15, контактный датчик 17, блок коммутации, индикатор, рычаг пишущего эгемента 8, Работа устройства основана на записи диаграммы движения на диаграммной ленте. 10 ил.

1390621

Изобретение относится к области эксплуатации транспортных средств и может быть использовано при opra." низации маршрутных перевозок грузов и пассажиров, Целью изобретения является расширение функциональных воэможностей устройства путем задания водителю режима движения на маршруте.

На фиг. 1 представлена компоновка устройства со снятой крышкой, вид сверху; »а фиг.2 -" кинематическая схема привода диаграммной ленты,," на фиг.3 — кинематическая схема блока преобразования вращения в перемещении; на фиг.4 — кинематическая схема блока координат и блока управления; на фиг.5 — разрез А-А на фиг.4; на фиг.б - разрез Б-Б на фиг.4; на фиг.7конструкция второго пишущего элемента отметчика превышения скоростм; на фиг.8 — конс.rpóêöèÿ фотодатчиков; на фиг.9 — блок-схема лектрических связей устройства; на фиг. 10 — диаграммная лента.

Устройство содержит корпус 1, диаграммную ленту 2, первый фотодатчик

3, привод 4 спидометра, преобразов."." тель 5 скорости вращения в переменение с первым пишущим элементом 6, блок 7 координат с вторым пишущим элементом 8 и ходовым винтом 9, второй Аотодатчик 10 закрепленный на корпусе блок 11 управления с направляющим стержнем 12, электромагнитами 13 и 14 подъема и отпускания пишущих элементов, например перьев

6 и 8, подпружиненный упор 15 с возвратной пружиной 16 и контактный датчик 17, планку 18.

Привод диаграммной ленты 19 содержит спидометр 20 с первой электромагнитной муфтой 21, выходную шестерню 22 привода преобразователя первого шагового электродвигателя 23, выходную шестерню 24, связанную с приводом

2,циаграммной ленты.

Преобразователь 5 скорости BpR0Ip-= ния содержит магнитоэлектрический преобразователь 25, реечный механизм

2b с пружиной 27.

Блок 7 координат содержит ходовой винт, вращающийся в подшипниках корпуса 1, находящийся в постоянном зацеплении с первым пишущим элементом

6 и связанный через вторую электромагнитную муфту 28 и редуктор ?9 с

55 часовым механизмом 30, а также вторым шаговым элекчродвигателем 31.

Блок 11 управления (фиг.4) включа-. ет направляющий стержень 12, перемещаюшийся в пазах корпуса 1 с ло мощью электромагнитов 13 и 14.с пружинами 32, Подпружиненный упор 15 механически связывается с планкой

18 через резиновые пятки 33 (в момент переброса перьев 6 и 8), а его перемещение ограничивается упором 34, Второй пишущий элемент 8 (фиг.5) представляеч" собой рычаг 35, в передней части которого закреплены чернильный баллон 36 и перо 37, H фигурном пазу корпуса расположен электромагнитный механизм 38 сцепления с ярмом 39 и защелкой 40, пружиной 41.

Фотодатчики 3 и 10 состоят из лампы-осветителя 42 и приемника 43 фотодиода, расположенных в круглых пазах корпуса 44 фотодатчика таким образом, чтобы их оптические оси пересекались на диаграммной ленте 45, Блок-схема электрических связей устройства (фиг. 7) включает фотодатчик 3 и 10, контактный датчик 17, блок 46 питания, индикатор 47, блок

48 коммутации.

Работа устройства основана на задании водителю скоростных режимов путем предъявления ему диаграммы путьвремя, получаемой на основе обработки данных об условиях движения автотранспорта, которые собираются в ходе проведения обследования маршрута перевозки с помощью автомобиля-лаборатории..В процессе обследования собирается следующая информация об условиях движения: геометрические характеристики дороги (величина и протяженность уклонов, радиусы закруглений, ширина проезжей части и т.д.), параметры транспортных готоков (интенсивность и состав движения), средства организации дви- жения (знаки, разметка) и т.д.

На основе собранной исходной информации проводится расчет значений рекомендуемой безопасной скорости движения, На диаграммной ленте 45 (стандартная лента самописца) наносится ряд рабочих полей (1-П и т.д.) на протяжении всего маршрута, каждое из Ic0 торых соответствует условиям движения на определенном участке маршрута

3 139062 в конкретное время суток. На каждом рабочем поле нанесены области 49 постоянных значений рекомендуемой безо-пасности скорости, в разрыв границ которых нанесены их числовые значения. В нижней части диаграммы нане" сены отметки 50, предназначенные для смены полей в процессе движения автомобиля. В верхней части диаграммы нанесены границы 51 максимально допустимых скоростей движения. На поле диаграммы фиксируется также контрольная линия 52, соответствующая реальному графику движения. 15

Определение границ областей постоянных значений рекомендуемой скорости, отображенных на диаграммной ленте путь-время, подводится, исходя из требований безопасности движения в реальных дорожных условиях.

Рекомендуемая безопасная скорость-движения автомобиля на,любом участке дороги определяется постоянными факторами, характеризующими дорожные 25 условия (ширина проезжей части, число полос движения, наличие уклонов, закруглений и пр), факторами, зависящими от времени (интенсивности движения, состава потока, освещенности) и факторами, носящими случайный характер (погодные условия).

Величина рекомендуемой скорости может быть определена по формуле

v =ev -o K . где V, — рекомендуемая скорость рассматриваемого типа и марки автомобиля в эталонных условиях движения (прямой горизонтальный участок двухполосной дороги с шириной проезжей части 7,5 м, при отсутствии попутного и встречного движения); — коэффициент, учитывающий влияние геометрических и конструктивных параметров дороги;

Ы и К вЂ” коэффициенты, учитывающие влияние состава транспортного потока в конкретных дорожных условиях;

N — часовая интенсивность движения.

В качестве величины Ч может быть ,принята средняя скорость автомобилей

1 ф конкретной марки в эталонных условиях, получаемая экспериментально. Характер изменения интенсивности и состава потока движения на участках дороги по часам суток устанавливается на основе наблюдений. Обычно эти изменения носят устойчивый характер, что позволяет прогнозировать значения интенсивности, а следовательно, и значения рекомендуемой скорости для различных участков маршрута и часов суток. Устройство крепится на приборную панель автомобиля в месте, удобном для наблюдения.

Устройство работает следующим образом.

При движении автомобиля крутящий момент от привода спидометра 20 передается через первую электромагнитную муфту 21 на привод 2 диаграммной ленты 45, вызывая ее перемещения, пропорциональные пройденному пути.

Одновременно с конической шестерни привода 20 вращение передается на выходную 22 шестерню преобразователя

5 скорости вращения в перемещение.

Крутящий момент часового механизма 30 через вторую электромагнитную г. муфту 38 передается на ходовой винт

9, по резьбе которого перемещается по направляющему стержню 12 первый элемент 6, наносящий на диаграммную ленту 45 текущий график 52 движения автомобиля.

Сопоставляя нанесенные на диаграммную ленту 45 области рекомендуемых скоростей 49 и график движения

52, водитель имеет воэможность выдерживать рекомендованный скоростной режим.

В случае попадания зачерненного участка ленты 50 в фокус второго фотодатчика 10 изменяется интенсивность освещенности, вызывая появление на его выходе электрического сигнала, попадающего в блок 48 коммутации.

При этом напряжение с коммутатора подается на электромагниты 13 и 14 подъема перьев пишущих элементов 6 и 8.

Сердечники электромагнитов, втягиваясь в обмотку, опускают направляющий стержень до упора в лланку 18, что вызывает поворот рычагов 35 пишущих элементов 6 и 8 вокруг ходового винта 9 и отрыв их перьев 37 от диаг" раммной ленты 45. Одновременно срабатывают электромагнитные муфты 21 и

5 1390621 6

28, рассоединяя приводы спидометра

20 часового механизма 30, включая шаговые электродвигателя 23 и 31, Двигатель 23 работает до выхода зачерненного участка 50 из фокуса фотодатчика 10, а двигатель 31 — до срабатывания контактного датчика 17.

После этого пишущие элементы 6 и 8 и электрические муфты 21 и ?8 возвращаются в положение регистрации.

Устройство учитывает возможность выхода, автомобиля из рекомендованного графика движения по непредвиденным обстоятельствам. Величина такой задержки для данного устройства постоянна и мо>кет изменяться в пределах 10-30Х рас35

55 четного времени движения по полю диаграммы путем изменения расстояния между верхним и нижним основаниями подпружиненного ; упора 15. В этом случае перо первого пишущего элемента 6 не попадает в расчетную точку на правом краю диаграммного поля (отмечена звездочкой) и может пересечь этот край в любой точке выше ее.

При этом рычаг 35 пишущего элемента

6 соприкасается с верхним плечом подпружиненного упора 15 и, преодолевая усилие возвратной пружины 16, перемещает упор 15 по направляющему стержню 12 вверх на величину, про-порциональную времени отставания от графика.

При перебросе полей в момент срабатывания электромагнитов 13 и 14 подпружиненный упор 15 прижимается двумя обрезиненными пятками 36 и

37 к планке 18 и .возврат пишущего элемента 6 происходит до касания с контактным датчиком 17 нижнего плеча подпружиненного упора 15. После чего пишущий элемент начинает свое движение с участка, соотнетстнующего реальному моменту времени.

Преобразователь скорости вращения н перемещение работает след ющим образом.

Крутящий момент с шестерни 22 привода 2 диаграммы преобразуется магнитоэлектрическим преобразователем 25 н поступательное перемещение реечного механизма 26, подпружиненного пружиной 27, в направляющих корпуса 1, Закрепленный на рейке

25 первый фотодатчик 3 занимает по отношению к диаграммной ленте 45 определенное положение. Если при этом н фокусе пары оказывается за5

30 черненный участок 5>1, на выходе блока 48 коммутации появляется напряжение, зажигающее лампочку индикатора 47 "Скорость превышена". Одновременно напряжение с блока 48 поступает на электромагнитный механизм

38 сцепления, магнит которого притягивает ярмо 39, преодолевая усилие пружины 4 1, а защелка 40 входит н резьбовую канавку ходового винта 9.

При этом рычаг 35 второго пишущего элемента 8 увлекается вверх винтом

9, a его перо 37 оставляет на диаграмме 45 след этого перемещения, voçволяющий зафиксировать место и длительность превышения скорости.

При снижении скорости автомобиля фокус первого фотодатчика 3 выходит с зачерненного участка 51, сигнал с блока 48 коммутации пропадает, защелка 40 выходит под действием пружины

41 из зацепления с ходовым винтом и пружина возвращает корпус пишущего элемента 8 в исходное положение. В случае превышения водителем скорости движения пишущий элемент 8 доходит до ограничительного упора 34 на планке 18,однако за счет упругости защелки поломки не происходит — защелка начинает перескакивать с одной канавки ходового винта 9 на другую, при этом на диаграмме перо отмечает линию, параллельную движению ленты.

Формула изобретения

Устройство для контроля движения транспортного средства, содержащее укрепленные на корпусе привод диаграммной ленты и привод спидометра, электромагниты и первый пишущий элемент, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства путем

В задания водителю режима движения на маршруте, введены первый и второй фотодатчики, преобразовател ь скорости вращения в перемещение, которой пишущий элемент, часовой механизм, шаговые электродвигатели, электромагнитные муфты, ходовой винт и направляющий стержень, установленн е параллельно друг другу и перпендику— лярно направлению движения диаграммной ленты, подпружиненный упор,подвижно укрепленный на направляющем стержне, контактный датчик, блоки коммутации и индикатор, пишущие .элементы выполнены н ниде рычагов, под13906 вижно укрепленных одним концом на направляющем стержне, а средней частью — на ходовом винте, направляющий стержень жестко укреплен на якорях электромагнитов, которые жестко укреплены на корпусе, рычаг первого пишущего элемента расположен внутри подпружиненного упора, рычаг второго пишущего элемента подпружинен и снабжен электромагHHTHhlM механизмом сцепления, привод спидометра кинематически соединен с преобразователем скорости вращения в перемещение и через первую электромагнитную муфту — с приводом диаграммной ленты, который кинематически соединен с первым шаговым электродвигателем, выходная рейка преобразователя скорости вращения в перемещение жестко связана с первым фотодатчиком, который расположен над одной боковой

21 8 стороной диаграммной ленты, над другой боковой стороной которой жестко укреплен на корпусе второй фотодатчик, часовой механизм кинематически через вторую электромагнитную муфту соединен с ходовым винтом, который кинематически соединен с вторым шаговым электродвигателем, контактный датчик расположен на боковой поверхности подпружиненного упора в зоне движения рычага первого пишущего элемента, выходы первого, второго фотодатчиков и контактного датчика соединены с соответствующими входами блока коммутации, выходы которого подключены соответственно к входам электромагнитов, электромагнитных муфт, шаговых электродвигателей, к входу управления электромагнитного механизма сцепления второго пищущего элемента и к входу индикатора. дт при3ода слисЬ емра, ФМ<

Фсга 8

139062i

Составитель Г.Усачев

Техред Я.Xоданич КорректорЛ.Патай

Редактор Л.Гратилло

Заказ 1769/47 Тираж 497 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5. Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4