Учебный прибор по физике
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к учебным приборам по физике и позволяет повысить наглядность демонстрации закона Архимеда и удобство в эксплуатации Учебный прибор содержит основание 1, прозрачный сосуд 2 с жидкостью 3, груз 4, помещенный в жидкость , источник 5 сжатого газа, манометр 6, вентиль 7, трубопровод 8 подвода сжатого газа к сосуду 2, пористый фильтр 9, являющийся дном прозрачного сосуда 2, под которым расположен ресивер 10. При открытии вентиля 7 сжатый газ проходит через пористый фильтр 9 и насьпцает жидкость 3 газовыми пузырьками, тем самым изменяя удельный вес жидкости 3, что позволяет наглядно демонстрировать закон Архимеда при различной плавучести груза 4. 4 ил. (Л 00 () о а САд
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU,,» 1390631 А1 (584 G 09 B 23 12 СЯЗ. .- ", описдник NsoBPETEHNR I ": л
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4149499/40-12 (22) 18.11.86 (46) 23.04.88. Бюл. Р 15 (72) В.А.Керножицкий, Г.В.Шульженко и Л.Д.Иванов (53) 626.01 (088;8) (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ФИЗИКЕ (57) Изобретение относится к учебным приборам по физике и позволяет повысить наглядность демонстрации закона Архимеда и удобство в эксплуатации. Учебный прибор содержит основание 1, прозрачный сосуд 2 с жидкостью 3, груз 4, помещенный в жидкость, источник 5 сжатого газа, манометр 6, вентиль 7, трубопровод 8 подвода сжатого газа к сосуду 2, пористый фильтр 9 являющюлся дном прозрачного сосуда 2, под которым расположен ресивер 10. При открытии вентиля 7 сжатый газ проходит через пористый фильтр 9 и насыщает жидкость
3 газовыми пузырьками, тем самым изменяя удельный вес жидкости 3, что позволяет наглядно демонстрировать закон Архимеда при различной плавучести груза 4. 4 ил. l 390631
Изобретение относится. к учебным приборам по физике и может быть исг<ог<ьзовано для наглядной демонстрации закона Архимеда большой группы слушателей.
Цель изобретения -. повышение наглядности демонстрации закона Архиме-да и удобства в эксплуатации.
На фиг. 1 дан учебный прибор по 10 физике, общий вид, разрез; на фиг„ 2 — прозрачный сосуд с грузом в исходном положении;„ на. фиг. 3 то же, при равенстве удельных весов груза и жидкости; на фиг. 4 — то же., при удельном весе жидкости, меньшем, чем удельный вес груза, Учебный прибор по физике содержит основание 1, прозрачный сосуд 2 с жидкостью 3, груз 4, помещенный в жидкость, генератор пузырьков газа, включающий источник "i сжатого газа, манометр 6, вентиль 7, трубопровод
8 подвода сжатого газа к прозрачному сосуду 2. Дно прозрачного сосуда 2 25 выполнено в виде пористого фильтра 9 (пористое стекло, керамика), под которым расположен ресивер 10.
1 есивер tO служит для равномерности подвода сжатого газа ко всей нижней поверхности пористого фильтра, который имеет поры такого диаметра, чтобы жидкость свободно проходила через них, Учебный прибор по физике работает следующим образом. 3»
В исходном состоянии вентиль 7 закрыт, прозрачный сосуд 2, укрепленный на основании 1, заполнен жидкостью 3„ а на поверхности жидкости помещен груз 4 (фиг.1 и 2). Учитывая проход жидкости в ресивер 10 и дальнейшее увеличение ее объема от сжато-а газа, прозрачный сосуд 2 заполняют только до половины. Груз 4 подбирается с таким удельным весом, чтобы выталкивающая сила жидкости была больше, чем сила тяжести груза.
Затем постепенно открывают вентиль 7 и в трубопровод 8 начинает поступать от источника 5 сжатый газ, 50 вытесняя возникающей силой давления сжатого газа жидкость 3 из ресивера
10 через пористый фильтр 9 в верхнюю часть прозрачного сосуда 2.
В дальнейшем при открытом вентиле 55
7 жидкость 3 в прозрачном сосуде 2 насыщается газовь<ми пузырьками от источника 5 сжатого газа„ прошедшими через пористый фильтр 3, что эквивалентно уменьшению удельного веса жидкости 3 (фиг.3). В результате этого вытесненный грузом 4 объем жидкости, насыщенной газом, по весу становится легче и груз 4 начинает погружаться.
Если вес груза в точности равен весу вытесненной жидкости, то он находится в равновесии внутри жидкости (фиг.3).
При дальнейшем открытии вентиля 7 и изменении цавления происходит полное погружение груза 4 (фиг,4), После закрытия вентиля 7 груз 4 всплывает, поскольку прибор приходит в исходное состояние (фиг.2).
Таким образом, открытием вентиля
7 можно регулировать концентрацию воздушных пузырьков в жидкости 3., т.е. изменять плотность жидкости и обеспечивать различную плавучесть груза для наглядной демонстрации того, что если твердое тело (груз) однородно, то оно будет тонуть, всплывать или оставаться в равновесии внутри жидкости в зависимости от того больше ли удельный вес тела, чем удельный вес жидкости, меньше или равен ему.
Конструкция прибора позволяет наглядно демонстрировать закон Архимеда, обеспечивая визуальный эффект погружения и всплытия тела путем изменения плотности жидкости.
Формула изобретения
Учебный прибор по физике, содержащий прозрачный сосуд с жидкостью, установленный на основании, и помещенный в жицкость груз, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения наглядности демонстрации закона Архимеда и удобства в эксплуатации, он имеет ресивер, расположенный под дном прозрачного сосуда, и генератор пузырьков газа, выполненный в виде источника сжатого газа, связанного через вентиль, манометр и трубопровод с ресивером, при этом дно прозрачного сосуда выполнено в виде пористого фильтра, 1
1390631
69 0 t ЮЯ
ФигЗ Фиу. ф
Составитель Т.Григорян
Техред М.Ходанич Корректор Л.Патай
Редактор Л.Гратилло
Заказ 1769/47 Тираж 459 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4