Кольцевой якорь электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СО1ОЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) 70 А1 (gg 4 Н 02 К 3/38

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения повышение надежности. Кольцевой якорь посажен через немагнитную втулку HB вал генератора. Сердечник 5 кольцевого якоря имеет внешние и внутренние пазы, в которых размещена обмотка из проводников 6. Между рядами проводников расположена предварительно пропитанная термореактивным связующим зигзагообразная прокладка 10 из листового материала. Лобовые части на— ружного ряда проводников обмотки помещены в трубки 11 из электроизоляционного материала. Это позволяет обеспечить необходимую монолитность обмотки. 1 з.п. ф-лы, 5 ил, (21) 4134649/24-07 (22) 18.08.86 (46) 23.04.88. Бюл. Ф 15 (71) Научно-исследовательский институт Завода "Сибэлектротяжмаш" (72) Л.M.×åðåâàöêèé, В.Э.Чирке, А.Г.Фролов и И.С.Румянцев (53) 621.313.04 (088.8) (56) Патент ЧССР Р 120319, кл. Н 02 К 3/38, 1966.

Зимин В.И. и др. Обмотки электрических машин. Л.: Энергия, 1976, с.8. (54) КОЛЬЦЕВОЙ ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ

Фиг. 2

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯМИ

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ р! 45 1

1390709

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электрических машинах, преимущественно во встроенных в бесще5 точные электрические машины обращенных синхронных генераторах, используемых в качестве возбудителей.

Цель изобретения — повышение надежности работы кольцевого якоря.

На фиг„1 показан бесщеточный синхронный генератор с встроенным трехфазным возбудителем с кольцевым якорем, общий вид; на фиг.2 — узел I на фиг,1; на фиг.3 — вид А на фиг.2; на фиг„4 — разрез Б-Б на фиг,2; на фиг.5разрез В-В на фиг.3.

Бесщеточный синхронный генератор

1 снабжен встроенным в его корпус возбудителем, представляющим собой обращенный синхронный генератор со статором 2 и кольцевым якорем 3, посаженным через промежуточную немагнитную втулку 4 на вал основного генератора, Сердечник 5 кольцевого якоря 3 имеет внешние и внутренние пазы, в которых размещается обмотка из проводников 6 с эмалевой изоляцией. Участки перехода обмотки из паза в паз фиксируются в выступах при-30 крепленных к сердечнику 5 колец 7 из электроизоляционного материала.

Обмотка закреплена в пазах клиньями

8 и 9 из электроизоляционного материала. Между рядами проводников 6 проложена предварительно пропитанная

35 термоактивным связующим прокладка 10 зигзагообразной формы из листового материала на основе волокнистого наполнителя. Лобовые части наружного ряда проводников обмотки помещены

40 в трубки 11 из электроизоляционного материала, имеющие косой срез, обращенный острым концом к клину 8 наружного паза, 45

Кольцевой якорь электрической машины изготавливается в следующей последовательности.

Первоначально из выштампованных из электротехнической стали листов и отпрессованных из электроизоляцион50 ного материала колец 7 при помощи склейки или с помощью крепежных элементов изготавливается сердечник 5, Во внешние и внутренние пазы сердечника закладывается пазовая изоляция, после чего производится укладка обмотки. Перед укладкой обмотки на проводники 6 нанизываются предварительно нарезанные необходимой конфигурации и длины трубки 11. В процессе намотки в лобовые части между рядами проводов укладывается прокладка 10 (наиболее технологично расположение этого материала зигзагообразно как показано на фиг.5). Трубки 11 размещаются на лобовой части внешнего ряда проводников в месте их входа в наружный паз заостренной частью в сторону, где должен быть клин. Затем устанавливаются клинья. После этого якорь запекается при температуре, соответствующей температуре полимеризации термореактивного связующего листового материала прокладки 10

В дальнейшем якорь пропитывается под вакуумом электроизоляционным лаком или компаундом отдельно или после насадки на вал совместно с ротором основного генератора и запекается=

При установке в лобовой части обмотки предварительно пропитанного термореактивным связующим прокладки из листового материала на основе волокнистого наполнителя достигается: заполнение пустот между проводниками волокнистым наполнителем за счет выдавливания его в пустоты при укладке, удержание связующего в наполнителе за счет свойств самого материала; лучшее удержание лака или компаунда при последующей вакуумной пропитке якоря.

Тем самым обеспечивается необходимая монолитность обмотки.

При установке трубки 11 с косым срезом острый край срезанной трубки выступает на уровень пазового клина, что вполне достаточно для удержания клина наружного паза от выползания.

Здесь необходимо пояснить, что принимать меры для удержания клина внутреннего паза нет необходимости, так как при посадке якоря на вал этот клин дополнительно защемляется за счет деформации сердечника якоря при посадке с натягом и хорошо фиксируется в пазу.

Предложенная конструкция кольцевого якоря позволяет повысить надежность его работы.

Формула изобретения

1. Кольцевой якорь электрической машины, содержащий сердечник с внешними и внутренними пазами, в которых размещена обмотка, состоящая из нес1390709 фиг.1 кольких рядов проводников, закрепленная клиньями, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности, в каждой лобовой части обмотки между рядами проводников расположена прокладка зигзагообразной формы из листового электроизоляционного материала, охватывающая каждый ряд проводников.

2. Якорь по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что лобовые части наружного ряда проводников обмотки размещены в трубках из электроизоляционного материала, при этом трубки имеют на торце, обращенном к клину внешн его паза, косой срез, а торец прилегает к клину со стороны острого угла среза„

1390709

1390709

В-В

Фиг. 5

Составитель В.Петри

Техред А.Кравчук

Редактор С.Патрушева

Корректор А.Обручар

Заказ 1777/51

Тираж 665

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Подписн ое

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4