Тяговый привод локомотива
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для использования.в экипажной части локомотивов . Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности. Тяговый привод локомотива с осевым редуктором содержит электродвигатель 1, редуктор с цилиндрической зубчатой передачей с несущим корпусом 5., опирающимся с одной стороны на ось колесной пары через подшипники качения , -а с другой на ра.му тележки посредством шарнирно связанной с ними реактивной тяги. Последняя выполнена V-образной и имеет внешнюю ветвь 8, воспринимающую только усилие сжатия, и внутреннюю ветвь 9, восприни.мающую только усилие растяжения. Ветви направлены в противоположные стороны наклонно к централи тягового редуктора. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
1391981 А1 (50 4 В 61 С 9 50
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Ъ
Ч м., / j ="Ô IPII т, СПИСАНИЕ H306PETEHNP3 „
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4157452/25-11 (22) 03.! 1.86 (46) 30.04.88. Бюл. № 16 (7I ) Всесоюзный научно-исследовательский тепловозный институт (72) А. И. Беляев и Ю. В. Емельянов (53) 621.333.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 538929, кл. В 61 С 9/50, 1974. (54) ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА (57) Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для использования в экипажной части локомотивов. Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности. Тяговый привод локомотива с осевым редуктором содержит электродвигатель 1, редуктор с цилиндрической зубчатой передачей с несущим корпусом 5, опирающимся с одной стороны на ось колесной пары через подшипники качения,-а с другой на раму тележки посредством шарнирно связанной с ними реактивной тяги. Последняя выполнена V-образной и имеет внешнюю ветвь 8, воспринимающую только усилие сжатия, и внутреннюю ветвь 9, воспринимающую только усилие растяжения. Ветви направлены в противоположные стороны наклонно к централи тягового редуктора. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
1391981
Изобретение относится к транспортному ашиностроению и касается конструкции узов тягового привода колесных пар рель1 ового подвижного состава.
Цель изобретения — повышение экс )луатационной надежности.
На фиг. 1 схематично показан тяговый )ривод, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид
< „âåðõó; на фиг. 3 — V-образная реактивная тяга.
В тяговом приводе, включающем в себя лектродвигатель 1, жестко закрепленный а раме тележки, передаточный механизм обеспечивающий передачу вращающего омента от электродвигателя, осевой редукор с цилиндрической зубчатой парой 3 и 4 несущим корпусом 5 опирается с одной стороны на осевые подшипники 6 качения, установленные на оси колесной пары 7,,и с другой — на раму тележки с помощью, реактивной тяги, которая выполнена V-об:разной с внешней 8 и внутренней 9 ветвя. ми и снабжена одним центральным шарни, ром, смонтированным на корпусе редукто, ра, и двумя концевыми — на раме тележки.
Внешняя ветвь 8 реактивной тяги выполнена в виде цилиндра 10 с размещенным в нем плунжером 11, упирающимся в его днище при сжатии этой ветви. Она направлена от шарнира О> по отношению к централи зубчатой передачи под углом сс вправо. Внутренняя ветвь 9 реактивной тяги снабжена штоком 12 с грибовидной на конце шляпкой, размещенной в цилиндре, снабженном накидной гайкой 13 с буртиками, которые охватывают шляпку и препятствуют ее выходу из цилиндра. Эта ветвь направлена от шарнира Оз по отношению к централи зубчатой передачи также под углом а, но в левую сторону.
Регулировка V-образной реактивной тяги осуществляется накидной гайкой так, чтобы свободный ход шарнира Oq при переходе от сжатия, когда работает внешняя ветвь тяги, к растяжению, когда вступает в работу внутренняя ветвь тяги, не превышал 0,5 мм.
Тяговый привод локомотива работает следующим образом.
Под действием вращающего момента якоря электродвигателя 1 и взаимодействия зубьев ведущего 4 и ведомого 3 зубчатых колес корпус 5 осевого редуктора через подшипники ведущего вала будет воспринимать активнъ1е силы Fi и Р, при движении колесной парой 7 вперед и F2, F, при движении электродвигателем 1 вперед, причем
F = Fitg
Активные силы F, Р, или F2, F, вызывают воспринимаемые корпусом 5 реакции в точке Oi от осевых подшипников б качения Р„ь F«H H F.2, F, и в точке Оз от действия -образной реактивной тяги F-1 или F 2, направленных по осям ее ветвей.
При этом
Fn 1 = — Рп2 (= Р1 0203/0103, (1 )
1"т = (— Рт ) = (Р OiOg/Oi 03) /сози (2)
F.= Ртisina= FTqsina =
=Fi 0i0g/(OiOg tgn), (3) где F проекция реактивных сил F или FT2 на централь зубчатой передачи;
1(0102) — расстояние между центрами ведомого и ведущего зубчатых колес;
1 (О|ОЙ) — расстояние от оси колесной пары до шарнира Оз -образной тяги;
020з — расстояние от центра ведущего вала до шарнира -образной тяги.
В выражении (3) угол о наклона ветвей
V-образной тяги можно выбрать таким, что будет иметь место равенство Р.= — Р, (Следовательно
cc= arctg ((Fi/F,)1/1 ) =arctg (tgn< 1/1 ). (4)
Таким образом, при наклоне ветвей
20 V-образной тяги вправо и влево от шарнира Оз относительно централи зубчатой передачи на угол а, определяемый из выражения (4), как при первом, так и при втором направлениях движения реактивная сила F. по модулю будет равна F„ и направлена в противоположную сторону, т.е. активная и реактивная силы, воспринимаемые корпусом, компенсируют друг друга и, следовательно, сила Р„„в осевых подшипниках будет равна нулю. Из выражения (1) видно, что
3Q с уменьшением расстояния 020З поперечная сила Р„ь воспринимаемая корпусом от осевых подшипников, также будет уменьшаться и при OzOz= О, F,i= О.
Анализ работы привода с -образной тягой будет справедлив и для динамических нагрузок, действующих в зубчатом зацеплении.
Формула изобретения
1. Тяговый привод локомотива, содержащий смонтированный на раме тележки электродвигатель и редуктор с цилиндрической зубчатой передачей, корпус которого посредством подшипниковых опор связан с осью колесной пары, а посредством
45 реактивной тяги, лежащей в одной плоскости с централью редуктора,— с рамой тележки, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, реактивная тяга выполнена V-образной с внешней и внутренней ветвями, соответственно рабо50 тающими на сжатие и растяжение, причем вершина реактивной тяги присоединена к корпусу редуктора, а ее ветви связаны с рамой тележки и наклонены к централи тягового редуктора под углом
55 а= arctg (tgn> 1/1 ), где я„„— угол зацепления зубчатой передачи осевого редуктора;
1391981
Составитель А. Егоров
Редактор М. Бандура Техред И. Верес Корректор В. Гирняк
Заказ 1796/24 Тираж 464 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
1 — расстояние между центрами ведущего и ведомого зубчатых колес редуктора;
L — расстояние между осью колесной пары и вершиной Ч-образной реактивной тяги.
2. Привод по п. 1, отличающийся тем, что внешняя и внутренняя ветви реактивной тяги выполнены из тепескопически связанных частей с ограничителями их взаимного перемещения.